logo search
Худэстетическая деятельность

Введение

Одной из главных задач современного российского образования является социализация школьников. Сегодня важно не только вовремя сориентировать ребенка в социокультурной среде, но и создать условия для его саморазвития и творческой самореализации. Такая возможность представилась образовательным учреждениям после введения федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) нового поколения, в соответствии с которым внеурочная деятельность школьников стала неотъемлемой частью образовательного процесса и характеризуется как «образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образовательного учреждения». Внеурочная деятельность позволяет рационально решать задачи воспитания, саморазвития и социализации школьников.

Актуальность данной работы определяется необходимостью повышения интереса школьников к изучению народного творчества, восстановлению традиций, развития интереса к этому виду творчества, и в связи с этим потребностью создания методики взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности по художественно - эстетическому направлению.

Кроме того, результативность внеурочной деятельности, в частности по организации эстетического развития школьников, требует разработки качественного программно-методического обеспечения этого процесса.

Данные положения обусловили выбор темы нашего дипломного исследования: «Методическое обеспечение внеурочной деятельности младших школьников по программе « Лоскутная пластика».

Цель исследования: теоретически выявить, обосновать и экспериментально проверить условия организации внеурочной деятельности младших школьников по программе «Лоскутная пластика».

Объект исследования: процесс организации внеурочной деятельности младших школьников по художественно-эстетическому направлению.

Предмет исследования: методическое обеспечение внеурочной деятельности младших школьников по программе «Лоскутная пластика».

Гипотеза исследования: организация внеурочной деятельности младших школьников по художественно-эстетическому направлению может быть результативной при соблюдении следующих условий:

- формирование эстетических знаний через изучение традиций лоскутного шитья;

- формирование эстетических потребностей через самостоятельное художественное творчество в технике «лоскутная пластика».

Задачи исследования:

1. Определить базовые понятия и изучить особенности эстетического развития детей младшего школьного возраста.

2. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме организации внеурочной деятельности младших школьников по художественно-эстетическому направлению.

3. Выявить исходный уровень эстетического развития детей младшего школьного возраста.

4. Разработать и апробировать программно-методическое обеспечение внеурочной деятельности по курсу «Лоскутная пластика».

5. Выполнить анализ результатов экспериментальной работы.

Методологической основой исследования явилось следующее:

- теория Е.И. Игнатьева, С.Е. Игнатьева, Б.М. Неменского об особенностях и условиях художественного развития ребенка;

- исследования Б. М. Теплова, который представил глубокое научное обоснование факторов эстетического развития ребенка, важнейшими из которых выступают «окружение, в котором он проводит первые годы», а также характер «планомерной педагогической работы», где непременным условием организованной взрослыми творче­ской деятельности должна быть атмосфера творчества;

- психологические подходы А.А. Мелик-Пашаева, Г.Н. Кудиной, З.Н. Новлянской, А.Я. Михайловой, посвященные эстетическому развитию младших школьников, где рассматриваются механизмы развития эстетического восприятия.

Методы исследования: анализ и обобщение психолого-педагогических исследований; анкетирование; беседа; наблюдение; педагогический эксперимент.

База исследования: МОУ СОШ деревня Бадар, в экспериментальной работе принимали участие учащиеся 4 класса примерно одного возраста 9-10 лет в количестве 15 человек.

Этапы и сроки исследования:

Этап 1. Подготовительный (сентябрь-октябрь 2015 г.). Сформулирована проблема и тема исследования, на основе изученной специальной и психолого-педагогической литературы разработан методологический аппарат исследования: определение объекта и предмета, гипотезы, цели и задач исследования. Обоснована актуальность работы и намечен проект экспериментальной работы.

Этап 2. Основной (ноябрь 2015г. – февраль 2016г.) Проведен констатирующий эксперимент по выявлению исходного уровня эстетического развития учеников 4 класса. Обобщены полученные результаты, уточнены основные положения исследования. Разработано и апробировано методичекое обеспечение внеурочной деятельности по курсу «Лоскутная пластика».

Этап 3. Заключительный (март – апрель 2016г.) Проведен сравнительно-сопоставительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента. Выполнено окончательное оформление дипломного исследования.

Практическая значимость исследования заключается в разработке методического обеспечения программы внеурочной деятельности учеников 4-го класса, которое может быть использовано учителями начальных классов, педагогами дополнительного образования.

Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованной литературы, приложениями.