Введение
Одной из главных задач современного российского образования является социализация школьников. Сегодня важно не только вовремя сориентировать ребенка в социокультурной среде, но и создать условия для его саморазвития и творческой самореализации. Такая возможность представилась образовательным учреждениям после введения федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) нового поколения, в соответствии с которым внеурочная деятельность школьников стала неотъемлемой частью образовательного процесса и характеризуется как «образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образовательного учреждения». Внеурочная деятельность позволяет рационально решать задачи воспитания, саморазвития и социализации школьников.
Актуальность данной работы определяется необходимостью повышения интереса школьников к изучению народного творчества, восстановлению традиций, развития интереса к этому виду творчества, и в связи с этим потребностью создания методики взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности по художественно - эстетическому направлению.
Кроме того, результативность внеурочной деятельности, в частности по организации эстетического развития школьников, требует разработки качественного программно-методического обеспечения этого процесса.
Данные положения обусловили выбор темы нашего дипломного исследования: «Методическое обеспечение внеурочной деятельности младших школьников по программе « Лоскутная пластика».
Цель исследования: теоретически выявить, обосновать и экспериментально проверить условия организации внеурочной деятельности младших школьников по программе «Лоскутная пластика».
Объект исследования: процесс организации внеурочной деятельности младших школьников по художественно-эстетическому направлению.
Предмет исследования: методическое обеспечение внеурочной деятельности младших школьников по программе «Лоскутная пластика».
Гипотеза исследования: организация внеурочной деятельности младших школьников по художественно-эстетическому направлению может быть результативной при соблюдении следующих условий:
- формирование эстетических знаний через изучение традиций лоскутного шитья;
- формирование эстетических потребностей через самостоятельное художественное творчество в технике «лоскутная пластика».
Задачи исследования:
1. Определить базовые понятия и изучить особенности эстетического развития детей младшего школьного возраста.
2. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме организации внеурочной деятельности младших школьников по художественно-эстетическому направлению.
3. Выявить исходный уровень эстетического развития детей младшего школьного возраста.
4. Разработать и апробировать программно-методическое обеспечение внеурочной деятельности по курсу «Лоскутная пластика».
5. Выполнить анализ результатов экспериментальной работы.
Методологической основой исследования явилось следующее:
- теория Е.И. Игнатьева, С.Е. Игнатьева, Б.М. Неменского об особенностях и условиях художественного развития ребенка;
- исследования Б. М. Теплова, который представил глубокое научное обоснование факторов эстетического развития ребенка, важнейшими из которых выступают «окружение, в котором он проводит первые годы», а также характер «планомерной педагогической работы», где непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества;
- психологические подходы А.А. Мелик-Пашаева, Г.Н. Кудиной, З.Н. Новлянской, А.Я. Михайловой, посвященные эстетическому развитию младших школьников, где рассматриваются механизмы развития эстетического восприятия.
Методы исследования: анализ и обобщение психолого-педагогических исследований; анкетирование; беседа; наблюдение; педагогический эксперимент.
База исследования: МОУ СОШ деревня Бадар, в экспериментальной работе принимали участие учащиеся 4 класса примерно одного возраста 9-10 лет в количестве 15 человек.
Этапы и сроки исследования:
Этап 1. Подготовительный (сентябрь-октябрь 2015 г.). Сформулирована проблема и тема исследования, на основе изученной специальной и психолого-педагогической литературы разработан методологический аппарат исследования: определение объекта и предмета, гипотезы, цели и задач исследования. Обоснована актуальность работы и намечен проект экспериментальной работы.
Этап 2. Основной (ноябрь 2015г. – февраль 2016г.) Проведен констатирующий эксперимент по выявлению исходного уровня эстетического развития учеников 4 класса. Обобщены полученные результаты, уточнены основные положения исследования. Разработано и апробировано методичекое обеспечение внеурочной деятельности по курсу «Лоскутная пластика».
Этап 3. Заключительный (март – апрель 2016г.) Проведен сравнительно-сопоставительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента. Выполнено окончательное оформление дипломного исследования.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методического обеспечения программы внеурочной деятельности учеников 4-го класса, которое может быть использовано учителями начальных классов, педагогами дополнительного образования.
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованной литературы, приложениями.
- Содержание
- Глава 1.Теоретические основы проблемы организации внеурочной художественно-эстетической деятельности в образовательном процессе начальной школы……………………………………………………………………..
- Глава 2. Опытно-экспериментальная работа, направленная на организацию художественно-эстетического направления внеурочной деятельности для учеников 4-го класса ……………………………………….........
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы проблемы организации внеурочной художественно-эстетической деятельности в образовательном процессе начальной школы
- 1.1. Специфика организации внеурочной художественно-эстетической деятельности младших школьников
- 1.2 Возрастные особенности эстетического развития младших школьников
- 1.3. Организационно-методические условия художественно-эстетической деятельности младших школьников во внеурочном процессе
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Опытно-экспериментальная работа, направленная на организацию художественно-эстетического направления внеурочной деятельности для учеников 4-го класса
- 2.1. Выявление исходного уровня эстетического развития учеников 4 класса
- 2.2. Экспериментальная программа внеурочной деятельности «Лоскутная пластика» для учеников 4 класса
- Основное содержание программы внеурочной деятельности «Лоскутная пластика»
- 2.3. Анализ результатов экспериментальной работы
- Выводы по второй главе
- Заключение
- Анкета «Интересуешься ли ты секретами народных мастеров?»
- Результаты анкетирования исходного уровня эстетических знаний на констатирующем этапе
- Методика ранжирования
- Результаты анкетирования исходного уровня эстетических знаний на контрольном этапе
- Результаты методики исходного уровня эстетических потребностей на контрольном этапе
- Подробное содержание программы внеурочной деятельности «Лоскутная пластика»
- Тема: Подбор тканей по фактуре и цвету
- Тема: Выполнение образцов ручных швов, используемых в лоскутном шитье.
- Тема: Шитьё из квадратов. Правила сборки образца по схеме «Игрушка кот».
- Тема: Изготовление варежка-прихватки.