Тема: Выполнение образцов ручных швов, используемых в лоскутном шитье.
Цель: Использование различных видов швов при выполнении ручной вышивки.
Задачи:
-
закрепление знаний у детей о видах швов используемых в ручной вышивке;
-
способствовать развитию практических навыков при выполнении ручной вышивки, совершенствовать технику вышивания швов;
-
способствовать развитию эстетического вкуса;
-
воспитывать аккуратность в работе, дружеские отношения между детьми, умение слушать друг друга.
Ход занятия
-
Орг. Момент
Обратить внимание на гостей.
Сегодня на занятии мы с вами вспомним виды швов, которые изучили, и продолжим практическую работу.
Занятие сегодня будет не обычное и пройдёт в форме игры. Для этого перед занятием вы разделились на 2 команды. Вы будите отвечать на вопросы викторины и разгадывать кроссворд. За каждый правильный ответ вы будите получить иголочку. Каждый участник команды, набравшей наибольшее количество иголочек, получит звание «Мастерица золотая иголочка», а вторая команда получит звание «Мастерица серебряная иголочка».
-
Повторение пройденного материал
Вышивала мама, вышивала, создавая счастье и уют. Вечерами так она певала, так теперь, пожалуй, не поют. Песня тихо тянется, как нитка, и слова слагаются в узор То резная звякает калитка, и туманный виден косогор. То свистят малиновые сани, голубые пляшут бубенцы. То смеются: «Сами, мол, с усами!» молодые, наглые купцы…
Бегает проворная иголка, и мелькает розовая нить… Вышивала мама долго-долго. В песню душу силилась вложить. Не жалела маленького сердца. И другим прощала все грехи, Сядет есть, когда на полотенце красные проснутся петухи. То по голове погладит дочку, то заглянет в люльку – спит сынок. И на песне так поставит точку, будто бы завяжет узелок.
Вышивка имеет большое значение в оформлении одежды и изделий, украшающих наш быт. Благодаря умению вышивать вы сможете обновить свою одежду, сделать её нарядной, украсить и сделать многие полезные вещи: салфетку, панно, фартук, наволочку на подушку, сувениры для подарка своим близким.
Швы русской народной вышивки по технике выполнения делятся на две большие группы: счётные и свободные.
Викторина:
Счётная вышивка
1. Давайте с вами вспомним, какие швы относятся к счётной вышивке: (наборы, крест, роспись, счетная гладь)
2.Показать шов крестик (найти графическое изображение)
3. Почему эти виды швов называются счётной (потому что выполняются по счёту нитей ткани, выполняются по поверхности ткани).
4. Показать шов набор и графическое изображение.
Посмотрите, что можно украсить такой вышивкой (Показ образцов)
Свободная вышивка
5. Какие швы относятся к свободной вышивке (все виды глади, а так же контурные швы, стебельчатый шов, тамбурный шов, шов вперёд иголку, шов за иголку, шов узелки).
6. Назвать швы которые выполняются по контуру. (тамбурный, стебельчатый вышивка бисером шов назад иголка, шов вперёд иголка)
7. Показать стебельчатый и тамбурный шов и графическое изображение.
8. Шов узелок что этим швом вышиваем. (сердцевины у цветов, точечки)
9.Показать шов навивка (найти графическое изображение)
10. Чем отличается навивка от шва узелка (узелок на иголку навивают нить 2-3 раза, навивка или рококо напоминает шов узелки с той разницей, что на иголку навивают много витков и получают длинный стежок). Стежками – жгутиками можно вышить ромашки, розочки, хризантемы.
11. У нас остались образцы гладьевых швов (скорая, гладь с вливанием тонов) показать работу, выполненную гладью и их графическое выполнение.
Посмотрите, что можно украсить такой вышивкой (Показ образцов)
Вышивка может быть односторонней и двусторонней.
12. Как узор выполняется в односторонней вышивке.
13. Двусторонняя гладь, чем отличается от односторонней.
Посмотрите примеры односторонней вышивки, двусторонней вышивки
(Показ образцов)
14. Выбрать вышивку, выполненную аппликацией из представленных образцов.
15. Каким способом можно перенести рисунок на ткань? (1 перевод рисунка через копировальную бумагу).
А теперь давайте вспомним, какие нам нужны инструменты и материалы для выполнения вышивки. Для этого мы с вами разгадаем кроссворд.
-
Колпачек какой на пальце
Вышивать помог на пяльцах
Пальчик мой он охраняет, от иглы оберегает! (наперсток)
-
Два конца, два кольца. Посередине гвоздик (ножницы)
-
Любопытный острый носик
Ничего нигде не спросит.
Ищет путь себе он сам,
Тащит нитку по пятам (игла)
-
Он есть на ткани и в альбоме,
В журнале детском, в книжном томе,
Украшение для платья и для сумок,
Скажите, что это? (рисунок)
-
Не связана – как дорожка,
А связана – так одёжка. (нитки)
-
Этот инструмент используется для натяжения ткани, для удобства работы вышивальщицы (пяльцы)
-
Перед швейною машинкой,
Хныкать лучше перестань,
Будь внимательной портниха
Чтобы не испортить? (ткань)
-
Маленький кругленький используется при плетении, низании (бисер)
-
На канве квадраты, точки,
И с подсчётом нет проблем,
Чтобы крестиком умело вышивать,
На неё вниманье надо обращать. (схема)
III Техника безопасности
Рукоделье – дело важное,
Порой не безопасное,
Правила должны вы знать,
Безопасность соблюдать!
Прежде чем приступить к практической части, давайте повторим правила безопасной работы при выполнении вышивки. Я начинаю правило, а вы по очереди его заканчиваете.
При работе с иголками:
-
Хранить иголки….( в игольнице).
-
Не подносить иглу с рабочей нитью … (к лицу)
-
По окончании работы иглу следует вколоть…( в подушечку).
При работе с ножницами:
-
Рабочую нить отрезать…( ножницами).
-
Передавать ножницы…( кольцами вперёд).
IV Практическая часть
Вышивка работ изученными швами.
V Итог занятия
Просмотр работ. Краткий рассказ кто, каким швом выполнял работу.
Награждение.
Тема: Шитьё из полос. Правила сборки образца по схеме «Ёлочка».
Цели:
- Образовательная – повторить историю о лоскутном шитье; познакомить учащихся с техникой «Полоска» и приемами «Диагональная раскладка», «Колодец», «Изба»; Развивающая – формировать конструктивно-технологическое мышление; развивать(профессионально-важные) качества личности: аккуратность, точность.
- Воспитательная – продолжить формирование творческого начала и навыков коллективного труда у учащихся.
Ход занятия
I. Организационная часть – 3 мин.
- приветствие;
- определение отсутствующих;
- проверка готовности к уроку;
- организация внимания.
II. Обучающая игра
Учитель:
Ребята, я сегодня предлагаю вам провести урок в форме игры. Для этого необходимо разделиться на две группы.
Для оценивания выполнения заданий нам нужно пригласить 2 эксперта. Я хочу пригласить гостей поучаствовать в нашей игре.
Условия игры
-
В выполнении заданий принимает участие вся команда.
-
Команды придерживаются строгого регламента.
-
За каждое правильно выполненное задания члены команды получают по баллу.
-
За нарушение дисциплины и техники безопасности с команды снимаются баллы.
-
При выполнении задания допускается взаимопомощь.
Задание1
За 10 минут командам необходимо разгадать кроссворд и назвать тему сегодняшнего урока, которая является ключевым словом в данном задании. За каждое отгаданное слово команда получает по баллу.
-
Приспособление для хранения игл.
-
Инструмент для раскроя ткани.
-
Ряд однородных повторяющихся стежков.
-
Графическое изображение будущего изделия, выполненное от руки.
-
Уменьшение размеров ткани под действием тепла и влаги.
-
Нить идущая поперек ткани.
-
однолетние травянистое растение дающие волокно того же названия.
-
Нить идущая вдоль ткани.
-
легкая ткань полотняного переплетения для легких платьев, сарафанов, халатов.
-
Волокно животного происхождения
-
Инструмент для ручной работы с тканью.
-
Оборудование для влажно-тепловой обработки.
-
Материал, который изготовляют на ткацком станке путем переплетения нитей.
-
Маленький чудесный помощник для безопасной работы с иглой.
Слайд 1
Задание 2
В течение 2 минут дать определение понятия «лоскутное шитье»
Слайд 2
Учитель: Как любой вид декоративно-прикладного искусства лоскутное шитье имеет свою историю. Давайте с ней познакомимся. (выступление детей)
1 ученица:
Зародилась лоскутная пластика в Англии, а затем постепенно распространилась в Европе, Америке, Австрии и на Руси. Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта.
В России лоскутное шитьё стало активно развиваться с середины XIX века, когда широкое распространение получили хлопчатобумажные ткани фабричного производства. Лоскутное шитьё зародилось и развивалось в крестьянской среде.
Предметы деревенского быта были полезны и красивы (коврики – кругляшки, дорожки, сотканные из полосок ткани) наполняли быт и радовали глаз.
Среди городского населения изделия из лоскутов долгое время считались признаками бедности. И лишь в 70-е годы XX века, когда в моду вошёл фольклорный стиль, вновь возник интерес к лоскутному шитью.
2 ученица:
Шитьё из лоскута называют ещё “лоскутная мозаика”, – изделия собранные из цветных лоскутиков. Они отличаются художественным вкусом, цельностью композиции, декоративностью.
Лоскутные мозаики - покрывала, одеяла, занавески, панно, салфетки, коврики, дорожки украшают и сейчас многие интерьеры жилого дома, выставки декоративно-прикладного творчества.
Любимые занятия искусных мастериц – украшение интерьера кухни, дачного домика, изготовление женской и даже мужской одежды.
Необходимо отметить, что мастерицы экономно самые маленькие отходы тканей, зачастую создают изделия высокого художественного уровня. В современной жизни люди упрямо стремятся сохранить прошлое.
Древние ремёсла расцветают благодаря труду и творчеству юных мастеров. Их секреты бережно хранятся, передаются из поколения в поколение - и ниточка, связывающая нас с далёкими предками, не рвётся.
Слайды 3,4,5
Задание 3
Команды поочередно отвечают на вопросы учителя.
-
Что является основным материалом для изготовления изделий из лоскута?
-
Назовите волокна растительного происхождения.
-
Назовите волокна животного происхождения.
-
Назовите отрицательное свойство тканей, влияющее на ее размер.
Слайд 6
Изделия из лоскута изготавливают не только из тканей из натуральных волокон, но и из химических волокон, с которыми нам предстоит познакомиться в 7 классе. Ткани отличаются друг от друга по цвету, рисунку, фактуре, толщине, плотности. В лоскутном творчестве используются и отходы от шитья, и ткань, бывшую в употреблении, и новая ткань. Лоскут должен быть чистый отутюженный и при необходимости накрахмаленный. Новую ткань подвергают декатировке. Также в лоскутном шитье применяются ватин, сентипон, обрезки лент, кружев, тесьмы и т.д. Особое внимание уделяют подбору лоскута по цвету и рисунку.
Задание 4
Слайд 7
Для выполнения этого задания вам потребуется вспомнить уроки рисования. Время выполнения задания 5 минут.
Каждой команде предложен цветовой спектр, с помощью его вам предстоит определить
- Область холодных цветов
- Область теплых цветов
- Область родственных цветов
Написать примеры:
- Контрастных цветов
- Сочетающихся цветов, которые являются вершинами равнобедренного треугольника (можно пользоваться шаблоном равнобедренного треугольника.)
Задание 5
Слайд 8
В течении 1 минут команды совещаются и называют:
1 команда - только инструменты
2 команда - только приспособления и оборудование.
Слайд 9
Технология лоскутного шитья
-
Выполнение эскиза орнамента (2 экземпляра)
-
Изготовление шаблонов.
-
Выкраивание лоскутных деталей.
-
Соединение лоскутных деталей в соответствии с выбранной техникой лоскутного шитья.
Слайд 10, 11
Техника лоскутного шитья – совокупность приемов и технологическая последовательность соединения лоскутов определенных форм в орнаменты и полотна.
Выделяют 4 техники лоскутного шитья: «полоска», «треугольник», «квадрат», «свободная техника», которые содержат множество приемов.
Слайд 12
Сегодня мы познакомимся с техникой «полоска», а именно с приемами «Елочка»,
«Диагональная полоска»
Сборку рисунка следует вести от середины к углам в обе стороны. Цифрами на схемах обозначена последовательность сборки рисунка.
-
Наметить диагональ квадрата (основы) и середину центральной полосы с помощью утюга
-
Закрепить центральную полосу на основе, совмещая намеченные линии лицевой стороной вверх.
-
Следующую полоску наложить на предыдущую лицевыми сторонами во внутрь, уравнивая срезы. Проложить строчку строго по линии шва.
-
Отвернуть полоску на лицевую сторону и отутюжить и закрепить ее булавками на основе. (последние два действия выполняют с каждой последующей полоской)
Слайд 13
«Елочка»
Сборку рисунка следует вести от угла основы. Цифрами на схемах обозначена последовательность сборки рисунка.
Угловой квадрат делают контрастным по отношению к цвету и тону полосок. Темный квадрат — светлые полоски, светлый квадрат — темные полоски. Каждый следующий слой полосок темнее предыдущего. В центре квадрата - рисунок или цветок.
Принцип соединения полосок такой же, как и в «Диагональной раскладке»
III. Подведение итогов игры
VI. Рефлексия урока
VII. Уборка рабочих мест
- Содержание
- Глава 1.Теоретические основы проблемы организации внеурочной художественно-эстетической деятельности в образовательном процессе начальной школы……………………………………………………………………..
- Глава 2. Опытно-экспериментальная работа, направленная на организацию художественно-эстетического направления внеурочной деятельности для учеников 4-го класса ……………………………………….........
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы проблемы организации внеурочной художественно-эстетической деятельности в образовательном процессе начальной школы
- 1.1. Специфика организации внеурочной художественно-эстетической деятельности младших школьников
- 1.2 Возрастные особенности эстетического развития младших школьников
- 1.3. Организационно-методические условия художественно-эстетической деятельности младших школьников во внеурочном процессе
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Опытно-экспериментальная работа, направленная на организацию художественно-эстетического направления внеурочной деятельности для учеников 4-го класса
- 2.1. Выявление исходного уровня эстетического развития учеников 4 класса
- 2.2. Экспериментальная программа внеурочной деятельности «Лоскутная пластика» для учеников 4 класса
- Основное содержание программы внеурочной деятельности «Лоскутная пластика»
- 2.3. Анализ результатов экспериментальной работы
- Выводы по второй главе
- Заключение
- Анкета «Интересуешься ли ты секретами народных мастеров?»
- Результаты анкетирования исходного уровня эстетических знаний на констатирующем этапе
- Методика ранжирования
- Результаты анкетирования исходного уровня эстетических знаний на контрольном этапе
- Результаты методики исходного уровня эстетических потребностей на контрольном этапе
- Подробное содержание программы внеурочной деятельности «Лоскутная пластика»
- Тема: Подбор тканей по фактуре и цвету
- Тема: Выполнение образцов ручных швов, используемых в лоскутном шитье.
- Тема: Шитьё из квадратов. Правила сборки образца по схеме «Игрушка кот».
- Тема: Изготовление варежка-прихватки.