Тема: Изготовление варежка-прихватки.
Цель:
- формирование умений и навыков шитья; использование и применение учащимися ранее изученного программного материала;
- развитие сенсомоторных качеств рук, развитие волевых качеств личности (доводить начатое дело до конца, целеустремленность, настойчивость, умение преодолевать трудности);
- воспитание эстетического вкуса, художественного мышления, интереса к работе, создание на занятии рабочей, дружеской атмосферы.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Проверка присутствующих учащихся, проверка готовности к уроку.
II. Теоретическая часть.
1. Сообщение темы и цели урока:
Тема нашего урока «Изготовление прихватки в лоскутной технике». Вы познакомитесь с новым видом рукоделия – лоскутным шитьем; научитесь приемам выполнения лоскутного шитья и подбирать лоскутки по цвету, используя сочетания цветов; изготовите прихватку из лоскутков; закрепите приемы работы на швейной машине.
2. Проверка знаний учащихся.
Из какого волокна изготовляют хлопчатобумажные ткани? Какого происхождения это волокно? (Из хлопка, растительного происхождения).
На какой стороне напечатанной ткани рисунок более яркий и четкий? (На лицевой стороне).
Как определить нити основы и утка на ткани? (Нить основы идет вдоль кромки, а нить, идущая поперек нити основы, - уток. По растяжению: нить основы не растягивается, нить утка – тянется. По нити, выдернутой из ткани: нить основы прямая, нить утка – извилистая).
Что значит «наметать»? (Соединить мелкую деталь с большей деталью прямыми стежками на 0,5см от срезов).
Что значит заутюжить? (Уложить припуски шва на одну сторону и закрепить их в таком положении).
Перечислите виды изделий из домашнего обихода, изготовленные из хлопчатобумажной ткани. (Постельное белье, занавески, покрывала, полотенца, прихватки и т.д.).
Какое назначение имеет прихватка? (Предохранение рук от ожогов).
3. Изложение нового материала
1.Сообщение познавательных сведений.
Лоскутное шитье известно на Руси очень давно, как один из видов домашнего рукоделия очень давно. Как профессиональное искусство, названное “Пейч-уорк” (в переводе с англ. – лоскутная работа) стало возрождаться в конце 60-ых годов. Мода тех лет с призывом “сделай-сшей-свяжи сам” стимулировало увлечение многих художников фольклорным стилем. Одной из первых художников была москвичка Тамара Сенчес, которая по новому раскрыла в костюме возможности льна и ситца.
И сегодня из разнообразных лоскутков можно создать удивительные вещи, настоящие произведения декоративно-прикладного творчества, которые будут нас окружать в повседневной жизни. Лоскутная техника очень проста и поэтому доступна каждому. Для этого вида рукоделия нужны всего лишь оставшиеся после раскроя кусочки ткани.
2) Знакомство с цветовым кругом.
Чтобы правильно подобрать лоскутики для будущего изделия, необходимо учитывать сочетания цветов, знать, как они взаимодействуют друг с другом. Для этого надо понять, что такое цветовая гармония, т.е. согласованность в сочетании цветов.
Цвет характеризуется тремя показателями:
цветовым тоном – отношением цвета к его оттенкам, полученным от смешивания с другим цветом;
светлотой или яркостью, то есть степенью близости к белому цвету (различают светлые и темные тона одного цвета);
интенсивностью или насыщенностью, то есть степенью густоты цвета.
Для того, чтобы разобраться в цветовых сочетаниях, применяют так называемый цветовой круг. Основные цвета в нем – желтый, красный и синий. Смешение красного и желтого в равных количествах дает оранжевый цвет, красного и синего – фиолетовый, синего и желтого – зеленый. На самом деле, количество таких смешанных, промежуточных тонов безгранично, и переходы от одного цвета к другому – плавные, незаметные.
Цвета красно-желтой половины цветового круга и все их оттенки называются теплыми, они менее контрастны. Самый теплый цвет – красный. Теплые тона более яркие, они зрительно выступают на первый план и как бы увеличивают предмет.
Цвета сине-зеленой половины цветового круга и все их оттенки называются холодными, они более контрастны. Самый холодный цвет – синий. Холодные тона отходят на второй план и зрительно уменьшают предмет.
Нейтральные цветовые тона – это черный, серый и белый. Они дают хорошие сочетания и между собой и с любым другим цветом: теплые цветовые тона выигрывают рядом с серым в его оттеночных переходах до черного, а холодные – с серым в оттеночных переходах до белого.
Гармоничными контрастными сочетаниями принято считать цвета секторов, расположенных друг против друга: красный - зеленый, оранжевый - синий, желтый - фиолетовый. Цвета соседних секторов не гармонируют, поэтому не стоит в узоре соединять их вместе. Цвета секторов, расположенных через один, более гармоничны. Дисгармонию в сочетании цветов можно уменьшить, если использовать дополнительный нейтральный цвет.
3) Объяснение нового материала.
Лоскутное дело один из традиционных видов лоскутного творчества, у которого давняя история, глубокие корни. Неслучайно у разных народов и в разные времена мы встречаем изделия, ставшие истинным произведением искусства. Как художественная работа, шитье из лоскутов близко к древнему искусству мозаики. Но если мозаичное панно представляет собой сугубо декоративную функцию, то изделия из лоскутов приносят нам пользу, делают наш дом не только удобнее, но и краше. Изделия из лоскутов помогут приобрести интерьеру квартиры стилевую определенность. Делая своими руками изделия, у вас воспитывается вкус, пробуждается фантазия и что самое важное, помогает ощущать себя мастером и творцом.
Запомните, что шитье из лоскутов – искусство, имеющее многовековую историю и богата традициями.
В каждом доме, как-то незаметно, словно сами собой, накапливаются лоскутки – небольшие обрезки ткани, кусочки материалов, всевозможные остатки. Время от времени хозяйки устраивают генеральную уборку, перебирают старые вещи. Поглядят на лоскутки, поудивляются ярким расцветкам, редкостной выработке и фактуре, вспомнят прежние моды и фасоны, а потом снова соберут обрезки и уберут их куда-нибудь подальше. И действительно, какой в них толк? Разных размеров, всяких расцветок, шерстяные, полотняные, синтетические, одним словом – отходы. Правда выбрасывать всё-таки жалко. Так и лежат они в темном углу. И напрасно. Потому что легко и просто дать им вторую жизнь, в которой они будут верно служить человеку, принесут радость и пользу, сделают ваш дом более удобным и красивым. Постепенно мы с вами узнаем, как из лоскутков сшить простые вещи, небольшую салфетку, прихватку, подушечку и многое другое. Сделать это не сложно, достаточно самых простых навыков в шитье.
4) Водный инструктаж.
5) Приемы выполнения лоскутной техники.
6) Повторение правил техники безопасности при выполнении ручных работ, при работе на швейной машине и при работе с утюгом.
Иголки и булавки вкалывать только в игольницу.
Ножницы класть с сомкнутыми лезвиями только от себя.
Передавать ножницы с сомкнутыми лезвиями кольцами вперед.
За машиной сидеть прямо, слегка наклонив голову вперед.
Ножницы должны находиться в подставке.
Перед началом шитья на швейной машине в изделии не должно находиться булавок и игл.
Необходимо следить за правильным положением рук.
Утюг включать и выключать сухими руками, берясь за корпус вилки.
Необходимо следить за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура.
По окончании влажно-тепловой обработки утюг выключить.
III. Практическая часть.
1. Показ трудовых приемов
2. Самостоятельная работа учащихся и текущее инструктирование.
Целевые обходы:
Проверка своевременного начала работы и организация рабочего места учащихся.
Проверка правильности выполнения наметывания лоскутков.
Проверка соблюдения технологической последовательности выполнения работы.
Контроль качества выполнения операции, своевременное предупреждение ошибок.
Проверка соблюдения учащимися правил техники безопасности.
Проверка применяемых способов самоконтроля.
Прием и оценка практических работ учащихся.
IV. Закрепление материала.
Какие изделия можно выполнить из лоскутков? (Прихватки, панно, табуретницы, покрывала, наволочки на подушку, коврики и др.).
Какие инструменты и материалы и приспособления необходимы для выполнения работ из лоскутков? (Ткани, ножницы, иглы, швейная машина, линейка, простой карандаш, швейные нитки).
Какой ткани отдается предпочтение в лоскутной технике? (Хлопчатобумажной ткани).
Как можно использовать прихватку? (Предохранять руки от ожогов, как подставку под горячее).
V. Итог урока.
Сообщение о достижении цели.
Цель урока достигнута, т.к. учащиеся освоили лоскутную технику и закрепили на практике весь изученный материал.
Анализ выполнения практических работ.
Показ лучших работ.
Разбор ошибок.
Рассмотрение случаев потери рабочего времени.
Сообщение темы следующего урока: «Изготовление прихватки. Окончательная работа».
- Содержание
- Глава 1.Теоретические основы проблемы организации внеурочной художественно-эстетической деятельности в образовательном процессе начальной школы……………………………………………………………………..
- Глава 2. Опытно-экспериментальная работа, направленная на организацию художественно-эстетического направления внеурочной деятельности для учеников 4-го класса ……………………………………….........
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы проблемы организации внеурочной художественно-эстетической деятельности в образовательном процессе начальной школы
- 1.1. Специфика организации внеурочной художественно-эстетической деятельности младших школьников
- 1.2 Возрастные особенности эстетического развития младших школьников
- 1.3. Организационно-методические условия художественно-эстетической деятельности младших школьников во внеурочном процессе
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Опытно-экспериментальная работа, направленная на организацию художественно-эстетического направления внеурочной деятельности для учеников 4-го класса
- 2.1. Выявление исходного уровня эстетического развития учеников 4 класса
- 2.2. Экспериментальная программа внеурочной деятельности «Лоскутная пластика» для учеников 4 класса
- Основное содержание программы внеурочной деятельности «Лоскутная пластика»
- 2.3. Анализ результатов экспериментальной работы
- Выводы по второй главе
- Заключение
- Анкета «Интересуешься ли ты секретами народных мастеров?»
- Результаты анкетирования исходного уровня эстетических знаний на констатирующем этапе
- Методика ранжирования
- Результаты анкетирования исходного уровня эстетических знаний на контрольном этапе
- Результаты методики исходного уровня эстетических потребностей на контрольном этапе
- Подробное содержание программы внеурочной деятельности «Лоскутная пластика»
- Тема: Подбор тканей по фактуре и цвету
- Тема: Выполнение образцов ручных швов, используемых в лоскутном шитье.
- Тема: Шитьё из квадратов. Правила сборки образца по схеме «Игрушка кот».
- Тема: Изготовление варежка-прихватки.