Подробное содержание программы внеурочной деятельности «Лоскутная пластика»
Тема: История возникновения «Лоскутного шитья».
Цель занятия: познакомить учащихся с новым видом рукоделия, его историей.
Задачи:
1. Образовательные – расширить знания об истории возникновения лоскутного шитья, познакомить с разнообразием видов лоскутного шитья (пэчворк, квилт, текстильный коллаж, текстильная мозаика).
2. Развивающие - совершенствовать эстетический вкус и развивать творческие способности учащихся.
3. Воспитательные – заинтересовать учащихся новым видом рукоделия, прививать интерес и уважение к народным традициям. Осуществлять самоконтроль, выявлять дефекты изделия и своевременно устранять их; давать самооценку работы.
Наглядные пособия:
-
Изделия, выполненные в лоскутной технике.
-
Инструменты и приспособления
-
Образцы тканей
-
Книги и журналы по лоскутному шитью.
-
Презентация «История лоскутного шитья»
Ход занятия
1. Организационная часть.
Проверка готовности учащихся к занятию.
Добрый день, добрый час,
Как я рада видеть Вас!
Друг на друга посмотрели
И тихонько, дружно сели.
2.Сообщение темы и цели занятия
Тема нашего сегодняшнего занятия “История лоскутного шитья” (СЛАЙД- 1)
Говорят, « Мал лоскуток, а нужен!» Нужен тем, кто умеет превращать цветные кусочки ткани в необычные картины, изысканные по цвету стеганые одеяла и другие, сказочные по красоте изделия. Приглашаю вас в волшебный мир цветных лоскутков!»
Лоскутная техника - это соединение лоскутов ткани разной расцветки и формы.
Сегодня на занятии мы познакомимся с историей возникновения лоскутного шитья, с техниками, которые используются в лоскутном шитье, инструментами и приспособлениями.
3. Изложение нового материала
Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности. Среди таких известных видов рукоделия, как вышивание, вязание, плетение и др., особое место занимает шитье из лоскута, корни которого уходят в далекое прошлое. (СЛАЙД -2 виды рукоделия)
Первые упоминания об искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях, датированных XI в. Ткань — материал недолговечный, поэтому время и место возникновения лоскутной техники весьма условны. Не исключена возможность появления лоскутного рукоделия в нескольких странах одновременно. Однако принято считать, что зародилась эта техника в Англии, а затем постепенно распространилась в других местах. Изделия из лоскута стали появляться на Руси, в Европе, Америке, Австралии.
Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта. Неслучайно повышенный интерес к технике лоскутного шитья в разных странах возникал именно в периоды кризисных ситуаций. Лоскутное шитье зародилось и развивалось в крестьянской среде. Предметы деревенского быта были и полезны, и красивы: лоскутные одеяла, коврики-кругляши, дорожки. (СЛАЙД 3, 4)
Редкая крестьянская изба не имела лоскутного одеяла, сшитого из кусочков отслужившей свой век одежды. Лоскутки зачастую были неправильной формы, подбирались произвольно, сшивались, как придется. Такое одеяло выполняло свою главную функцию – оно служило защитой от холода.
Идея же геометрического подбора различных кусочков ткани берет начало от традиционного народного ремесла. Не исключено, что толчком к появлению лоскутных орнаментов послужило древнее искусство создания мозаичных композиций, дошедшее до нас из глубины веков. Недаром шитье из лоскута называют также «лоскутная мозаика». (СЛАЙД- 5)
С годами отношение к такому виду рукоделия, как к вынужденному выходу из трудных жизненных ситуаций, постепенно отошло в прошлое. В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду искусства. Художественные изделия из лоскута по праву заняли достойное место среди произведений декоративно-прикладного творчества во многих странах мира.
Гармоничным сочетанием тканей различных цветовых и геометрических решений можно достигать неповторимых колоритов. Своим разнообразием и многоцветном лоскутные вещи притягивают наше внимание. Этот вид рукоделия применяют и для убранства кухни, спальни (салфетки, прихватки для горячего, скатерти, наволочки, одеяла, пледы) и для гостиной (декоративное панно, подушки). Используются в качестве аксессуаров (нарядная сумка, кошелек) или для одежды (изящный летний костюм или стеганый жилет). (СЛАЙД – 6; фото изделий)
Традиции лоскутной техники не потеряли своего значения и сегодня. На их основе создаются современные изделия, которые делают наш дом и быт уютным и красивым. (СЛАЙД 7)
Существует большое разнообразие приёмов работы с лоскутками. К наиболее распространённым относятся: пэчворк, квилт, текстильный коллаж, текстильная мозаика.
Пэчворк. Второе рождение лоскутного шитья относится к концу 20-го века, когда это шитьё вновь появилось в России, но уже под названием “печвок”. Оказалось, что, если подойти к этой работе серьёзно, можно сделать великолепные вещи, начиная от детских игрушек и кончая одеялами, жилетами, куртками и т. п.(СЛАЙД -8)
Квилт. В переводе с английского “квилт” - одеяло стёганное. Квилт является разновидностью пэчворка и отличается от него тем, что обязательно имеет три слоя: вверх, собранный из лоскутов, прокладку и подкладку. Все три слоя обязательно простёганы. (СЛАЙД – 9)
Текстильный коллаж. В переводе с французского – наклеивание. Работы в этой технике выполняют наклеиванием лоскутков на основу, создавая определённый рисунок. (СЛАЙД -10)
Текстильная мозаика - орнамент, выполненный из отдельных, пригнанных друг к другу разноцветных лоскутков. Это современная техника, в которой лоскутки соединяются между собой с помощью машинного шва “зигзаг”. (СЛАЙД – 11)
Посмотрите, какие замечательные изделия можно изготовить из лоскутов(демонстрация изделий)
- Чтобы сшить такие замечательные вещи, нам потребуются помощники.
В моем волшебном ларце хранятся инструменты. Чтобы узнать, что это за инструменты, я вам загадаю загадки.
Тонконогая Ненила - Всех одела-нарядила. А на самой «бедняжке» Даже нет рубашки.
( Игла.)
Инструмент бывалый - Не большой не малый. У него полно забот, Он и режет и стрижет.
(Ножницы.)
Палочка волшебная Есть у меня, друзья, Палочкою этой Могу построить я Башню, дом и самолет, И большущий пароход!
(Карандаш)
Кто я, если прямота Главная моя черта?
(Линейка)
Острая, как игла,
только нитку в нее не вдеть
и служит она для временного
скрепления деталей.
(Булавка)
Как зовется тот щиток,
что хранит пальцы и ноготок?
(Наперсток)
Молодцы вы отлично справились с заданием.
Физминутка.
Вы, наверное, устали? Так давайте отдохнем. Начинается разминка- Встали, выровняли спинки. Вправо – влево наклонились, Головой теперь покрутим. Так мы лучше думать будем. Мы работаем руками Раз-рывок и два - рывок. Приседаем мы по счету, Раз – два –три –четыре -пять. Рядом с партою идем, А теперь тихонько сядем, И работать будем дальше.
Так же для работы нам понадобится ткань. Фактура ткани– это структура её поверхности. Фактура зависит от переплетения нитей.
- Какие переплетения вы уже знаете? ( Полотняное, сатиновое)
В лоскутной технике предпочтение отдаётся простому переплетению (полотняному, саржевому, сатиновому, атласному). - Рассматривают образцы тканей с различными переплетениями.
Для работы лучше использовать, ткани которые имеют это переплетение: ситец, сатин, бязь, хлопок, лён. (Коллекция тканей)
Чтобы работа приносила удовольствие, мы не забудем про основные правила по технике безопасности: Вспомним их:
Правила безопасной работы с иглами и булавками (ответы учащихся);
Правила безопасной работы с ножницами (ответы учащихся)
- Правильно.
Всем известна традиция дарить на праздник подарки любимым и дорогим людям: мамам, бабушкам сёстрам, учителям, воспитателям. В знак любви и уважения к близким людям дарят изделия, созданные своими руками. Потому что, только такие вещи по-настоящему хранят в себе любовь и заботу дарителя. Цель наших занятий - научиться изготавливать несложные изделия для себя, друзей, для дома. В дальнейшем мы изготовим салфетку (демонстрация изделия) Это прекрасный сувенир, который может быть использован как аксессуар для вашей кухни, так и для украшения интерьера. Такой подарок обязательно пригодится в доме.
4.Закрепление материала, итог занятия.
Наше занятие подходит к концу
- Что нового вы узнали сегодня на занятии? (ответы учащихся)
- С какими видами лоскутного шитья познакомились? (ответы учащихся)
- Какими инструментами пользуются при изготовлении изделий из лоскутов?(ответы учащихся)
- Ткани с каким переплетением чаще всего используют для работы? (ответы учащихся)
5. Уборка рабочих мест.
- Содержание
- Глава 1.Теоретические основы проблемы организации внеурочной художественно-эстетической деятельности в образовательном процессе начальной школы……………………………………………………………………..
- Глава 2. Опытно-экспериментальная работа, направленная на организацию художественно-эстетического направления внеурочной деятельности для учеников 4-го класса ……………………………………….........
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы проблемы организации внеурочной художественно-эстетической деятельности в образовательном процессе начальной школы
- 1.1. Специфика организации внеурочной художественно-эстетической деятельности младших школьников
- 1.2 Возрастные особенности эстетического развития младших школьников
- 1.3. Организационно-методические условия художественно-эстетической деятельности младших школьников во внеурочном процессе
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Опытно-экспериментальная работа, направленная на организацию художественно-эстетического направления внеурочной деятельности для учеников 4-го класса
- 2.1. Выявление исходного уровня эстетического развития учеников 4 класса
- 2.2. Экспериментальная программа внеурочной деятельности «Лоскутная пластика» для учеников 4 класса
- Основное содержание программы внеурочной деятельности «Лоскутная пластика»
- 2.3. Анализ результатов экспериментальной работы
- Выводы по второй главе
- Заключение
- Анкета «Интересуешься ли ты секретами народных мастеров?»
- Результаты анкетирования исходного уровня эстетических знаний на констатирующем этапе
- Методика ранжирования
- Результаты анкетирования исходного уровня эстетических знаний на контрольном этапе
- Результаты методики исходного уровня эстетических потребностей на контрольном этапе
- Подробное содержание программы внеурочной деятельности «Лоскутная пластика»
- Тема: Подбор тканей по фактуре и цвету
- Тема: Выполнение образцов ручных швов, используемых в лоскутном шитье.
- Тема: Шитьё из квадратов. Правила сборки образца по схеме «Игрушка кот».
- Тема: Изготовление варежка-прихватки.