logo search
Ответы

36. Проблема «барьеров» («фильтров») восприятия информации.

Наличие в ходе массовых информационных процессов ряда препятствий или барьеров:

- физических препятствий в виде особенностей распространения информации в пространстве и времени;

- гносеологических (или языковых) барьеров, возникающих из-за недостатка знаний и опыта, неосведомленности об основных юридических понятиях, недостаточной развитости абстрактно-логического мышления;

- социальных барьеров, определяемых возрастом, опытом, статусом, жизненными и профессиональными ролями различных групп людей, составляющих аудиторию СМИ;

- политических барьеров, проявляющихся как результат усвоения определенного мировоззрения, стереотипов поведения в обществе различными группами аудитории, недружелюбно относящимися к информации, противоречащей их жизненным взглядам;

- психологических барьеров, отражающих сформированные в сознании аудитории установки, мнения, традиции, предрассудки и т.д. большая часть времени руководителя расходуется на межличностные коммуникации.

Существует ряд факторов, снижающих эффективность общения, которые получили название "барьеры межличностных коммуникаций":

- барьеры восприятия;

- предубеждение в отношении себя и других (недооценка или переоценка);

- стереотипы;

- эффект проекций. Человек склонен приписывать собеседнику те положительные или отрицательные черты, которые имеет сам, но которыми вряд ли обладает собеседник;

- эффект порядка. При общении с незнакомыми людьми больше доверяют и запоминают информацию, поступающую первой (вначале беседы), при общении с друзьями - информацию, поступающую последней;

- семантические барьеры (возникает при вербальной форме общения (устной и письменной);

- невербальные барьеры (Невербальное общение - это общение с помощью языка, предоставленного человеку природой и запечатленного в жестах, интонации, мимике, позах, экспрессии движений и т. п;

- акустические барьеры (интонация, тембр, темп, громкость, высота звука, речевые паузы и др.);

- тактильная чувствительность (рукопожатия, похлопывания, поцелуи и др.);

- ольфакторные барьеры (запахи);

- барьеры, возникающие при плохом слушании;

- барьеры, возникающие при некачественной обратной связи.

В дополнение к межличностным контактам руководитель должен пользоваться информацией, циркулирующей на предприятии и вне ее. Организационные коммуникации также оказывают сильное влияние на эффективность управления. Им присущи такие барьеры: искажение сообщений при движении нисходящей и восходящей информации; чем больше иерархических уровней, тем больше искажающих "фильтров", роль которых играют как менеджеры разных уровней, так и подчиненные (например, детская игра в испорченный телефон); информационные перегрузки, которые не позволяют руководителям своевременно и адекватно реагировать на поступающую информацию; отсутствие связей между подразделениями, которые либо формально, либо фактически не предусмотрены конкретной схемой организационной структуры.