1. Методы паблик рилейшнз, взаимодействия фирмы с общественностью. Организация спецсобытий.
Как уже отмечалось в лекции 4, под методами PR понимают конкретные приемы и операции взаимодействия фирмы с общественностью и воздействия на нее, посредством которых осуществляется конкретное взаимодействие с различными группами населения и общественным мнением, то есть, это, как бы, инструментарий паблик рилейшнз, система приемов, обеспечивающих поставленные в процессе PR цели и задачи. Подобные методы можно разделить на три основные группы:
а) организация специальных событий (специальных мероприятий);
б) пресс-посредничество;
в) специальные методы PR: спонсорство, благотворительность, фанд-рейзинг, спичрайтинг, паблисити и «джинса», организация перфомансов и некоторые другие (к примеру, лоббирование, управление кризисными ситуациями, и т.п., которые рассматриваются в других лекциях).
Организация специальных событий – один из основных методов, инструментов PR. Спецсобытия (special events) – это мероприятие, проводимое организацией, компанией с целью привлечения внимания общественности и общественного мнения к самой компании, ее руководству, деятельности и продукции. Технологически спецсобытие – это тщательно спланированная акция, которая проводится в рамках общей коммуникационной программы фирмы и, как правило, является одним из ее ключевых этапов. То есть (см. лекцию 2), спецсобытие призвано углубить и усилить воздействие организации, фирмы в процессе PR на общественность. Это еще не PR-проект или PR-кампания, но уже «усиленный» вариант работы фирмы с общественностью по сравнению с постоянной, повседневной деятельностью по паблик рилейшнз, решением типовых задач.
К основным функциям спецсобытий относятся:
привлечение внимания общественности, общественного мнения к организации, ее руководству, выпускаемой и реализуемой продукции;
создание, поддержание и развитие позитивного имиджа фирмы;
поддержка обратной связи с аудиторией, различными группами общественности, целевыми группами;
создание дополнительных источников информации о компании для различных групп общественности;
демонстрация уровня развития компании, масштаба ее деятельности.
Любое спецсобытие содержит три основных направления: творческое, административное, работа со СМИ. В рамках творческого направления разрабатывается концепция организации спецсобытия, его цели, задачи, содержание и ожидаемый от него эффект; также уточняются исполнители и сценарий мероприятия.
Административная часть организации спецсобытия сводится к подготовке и контролю за оформлением выбранного помещения (или помещений); его освещения; размещения оборудования; организации мест регистрации прессы; составлению списков приглашенных; подготовке и инструктажу сотрудников, занятных в организации спецмероприятия, и т.п. Наконец, третье направление – работа со средствами массовой информации предусматривает составление списков представителей СМИ, приглашенных на мероприятие; организацию их аккредитации; подготовку материалов для публикации; контроль за выходом подобных материалов.
Выделяют следующие основные спецсобытия, организация которых в рамках паблик рилейшнз предполагает привлечение внимания общественности к фирме, ее руководству, продуктам:
церемония открытия обычно проводится в случаях открытия новой страницы в жизни кампании: начало нового бизнеса, открытие нового корпуса предприятия; становление новой услуги и т.п. Основная цель: укрепление имиджа, улучшение репутации компании среди инвесторов, партнеров, потребителей. Основную роль в организации подобного спецсобытия играет статус лица, приглашенного для открытия (министр, мэр города и т.п.);
прием организуется или по случаю торжественной даты в жизни фирмы, или по случаю посещения организации почетным гостем или делегацией фирмы-партнера, или в порядке повседневной деятельности фирмы на регулярной основе (к примеру, ежегодные приемы по случаю определенной даты). Выделяют такие формы приема, как «бокал шампанского», «бокал вина», «завтрак», «коктейль», «фуршет», «обед», «чай», «ужин»;
презентация – это представление фирмы, личности, товара; она может выступать как самостоятельная акция или сочетаться с приемом. Это достаточно сложное, с точки зрения организации, спецсобытие, требующее, с одной стороны, генерации какой-то идеи, замысла, разработки сценария. С другой – организации цепи накладывающихся друг на друга событий: приглашение и встреча гостей; пресс-конференционная часть; презентационная часть; неформальное общение; сопровождение приглашенных высокопоставленных гостей; прощание. Презентация практически всегда сопровождается пресс-конференцией;
конференция - основная задача: продвижение организацией, фирмой и др. лицами, выступающими на ней, своих идей, продуктов. Конференции могут быть научными, практическими, политическими. Ядро конференции – выступление авторитетных ученых, бизнесменов, политиков. К конференции обычно издается сборник тезисов докладов и выступлений. Подобная конференция, кроме прочего, является важным средством поддержания связей между людьми, работающими в одной сфере деятельности, занимающимися решением аналогичных проблем;
«круглый стол» - в отличие от конференции – это одна из важных форм не простого продвижения идей, а их генерирования. Тема обсуждения на «круглом столе» планируется и объявляется участникам заранее. Оптимальное число участников: от 6 до 14. Участники «круглого стола» рассаживаются за ним, напротив каждого устанавливаются таблички-идентификаторы. Обсуждение ведет специальный ведущий (в последнее время по аналогии с фокус-группами его называют модератором);
«день открытых дверей» - это своего рода внутренняя экспозиция фирмы, организуется для ознакомления разных целевых групп с деятельностью организации, ее руководства;
выставка и ярмарка предназначены в первую очередь для демонстрации достижений различных организаций, фирм, компаний в области науки, промышленного производства, сельского хозяйства и т.п. При этом, выставка – это именно демонстрация подобных достижений. Ярмарка – вариант торговый показ (trade show) – экономическая выставка с правом продажи товаров со стендов. В случае торгового показа ярмарка проводится регулярно, участники собираются в одном месте, в определенное время (к примеру, один раз в году). Следует иметь в виду, что выставки, ярмарки – это экономически весьма выгодные средства продвижения товаров и услуг. Подсчитано, что после проведения выставки от фирмы требуется 0,8 обращений, визитов к потребителю (в среднем); а без проведения выставки – 5 визитов.
юбилей – специальное событие, в рамках которого достаточно быстро и эффективно создается новый или разрушается старый неблагоприятный имидж организации (первый случай проведения подобного юбилея: акция, осуществленная Эд. Бернайзом по поводу юбилея изобретателя и предпринимателя Эдисона в 1929 г.). Суть мероприятия: организация празднования, посвященного определенной дате в жизни организации или известного лица, в ходе которого организуется «большая пресса» привлекаются самые разнообразные методы и технологии PR. Собственно юбилей выступает здесь как серьезный «информационный повод».
- Дніпропетровський університет імені альфреда нобеля
- Введение
- Раздел I. Сущность, функции, организация паблик рилейшнз Лекция 1. Сущность и важнейшие функции pr. История становления и развития паблик рилейшнз План
- 1. Pr как функция управления, менеджмента. Pr как наука управления общественным мнением
- 2. Основные концепции и области использования pr. Функции паблик рилейшнз
- 3. Истоки pr, основные вехи развития паблик рилейшнз
- 4. Современное состояние pr в мире и в Украине
- Лекция 2. Организация процесса паблик рилейшнз План
- 1. Уровни реализации pr-мероприятий
- 2. Объекты паблик рилейшнз. Pr как система управления общественным мнением
- 3. Субъекты паблик рилейшнз
- 4. Постоянная деятельность pr-специалистов по работе с общественностью
- Лекция 3. Организация pr-кампании и ее структура План
- 1. Pr-проект и pr-кампания. Сущность и функции pr-кампании
- 2. Основные типы и разновидности pr-кампаний
- 3. Модели и общая структура проведения pr-кампаний
- 4. Специальные элементы разработки и реализации pr-кампаний
- Раздел II. Средства, методы и технологии паблик рилейшнз Лекция 4. Создание и коррекция имиджа организации и ее руководства в процессе паблик рилейшнз План
- 1. Общая характеристика средств, методов и технологий pr
- 2. Сущность имиджа и его разновидности
- 3. Основные проблемы и технологии конструирования имиджа
- 4. Важнейшие задачи pr в процессе коррекции, модификации имиджа
- Лекция 5. Бренд и фирменный стиль как важнейшие средства pr План
- 1. Брендинг в структуре паблик рилейшнз, сущность бренда
- 2. Основные проблемы разработки бренда, бренд-идея и бренд-легенда
- 3. Фирменный стиль как инструмент pr, важнейшее средство формирования имиджа фирмы
- Лекция 6. Методы паблик рилейшнз План
- 1. Методы паблик рилейшнз, взаимодействия фирмы с общественностью. Организация спецсобытий.
- 2. Пресс-посредничество как важнейший метод работы по связям с общественностью. Спин-доктор, паблисити, «джинса»
- 3. Специальные методы pr: спонсорство, благотворительность, фандрейзинг, спичрайтинг, организация перфомансов и др.
- Лекция 7. Технологии паблик рилейшнз План
- 1. Сущность и структура гуманитарных технологий используемых в паблик рилейшнз
- 2. Виды технологий по функциям
- 3. Виды технологий по используемым областям знаний
- 4. Виды технологий по соблюдению норм этики и законодательства
- 5. Специальные разновидности технологий (манипулятивные, нлп-технологии, технологии медиации и фасилитации)
- Раздел III. Основные направления использования pr в бизнесе Лекция 8. Pr в бизнесе, менеджменте, маркетинге. Pr и реклама План
- 1. Основные цели паблик рилейшнз в бизнесе. Pr и современный менеджмент
- 2. Pr в маркетинге как важнейшая разновидность маркетинговых коммуникаций. Проблемы становления маркетинговых паблик рилейшнз
- 3. Pr и реклама: общие черты и основные отличия
- Лекция 9. Финансовые паблик рилейшнз План
- 1. Сущность и специфика финансовых pr. Основные группы финансовой общественности
- 2. Специфика финансового поведения населения в Украине и основные задачи pr
- 3. Паблик рилейшнз в банковской деятельности
- 4. Pr и отношения с инвесторами и акционерами
- 5. Основные инструменты финансовых pr
- Лекция 10. Политический маркетинг и политический pr как инструменты бизнеса. Организация избирательных кампаний План
- 1. Политический маркетинг как инструмент реализации интересов бизнеса
- 2. Избирательная кампания: основные принципы и структура организации
- 3. Стратегии избирательных кампаний
- 1. Предпосылки стратегического планирования кампании:
- 2. Важнейшие элементы стратегии избирательной кампании:
- 4. Сущность и специфика политического пиара
- Лекция 11. Государственный pr и лоббирование интересов бизнеса и населения в органах государственной власти План
- 1. Сущность и функции государственных паблик рилейшнз. Government relations (gr) в структуре государственных pr
- 2. Сущность и функции лоббирования. Правовые основы, позитивные и негативные последствия лоббирования.
- 3. Содержание и основные методы лоббирования интересов бизнеса
- Лекция 12. Паблик рилейшнз в кризисных ситуациях План
- 1. Кризисы: их типология, разновидности. Кризисные ситуации в экономике и бизнесе
- 2. Кризисный (антикризисный) менеджмент, кризис-менджмент, кризисные паблик рилейшнз
- 3. Проблемы управления кризисными ситуациями: прогнозирование; управление в период кризиса; pr в процессе выхода из кризиса
- 4. Приемы, методы и технологии pr, используемые в период кризиса
- Литература
- Содержание
- Раздел I. Сущность, функции, организация паблик рилейшнз 6
- Раздел II. Средства, методы и технологии паблик рилейшнз 41
- Раздел III. Основные направления использования pr в бизнесе 80