logo search
Эстетическое воспитание

Глава II. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности………………………………………

2.1 Исследование уровня эстетического развития младших школьников

2.2. Эстетическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по эстетическому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности

Заключение

Библиография

Приложение

Введение

Федеральный образовательный стандарт начального общего образования определяет цель и основной результат образования – развитие личности обучаемого на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира. При этом предполагается, что в соответствии со стандартом на ступени начального образования « осуществляется становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся, духовно – нравственное развитие воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, моральных ценностей» . По сути речь идет о социализации учащихся, создании условий для формирования разностороннего социального опыта младших школьников.

При разработке системы социализации следует учитывать возможности трех компонентов образовательного процесса: собственно процесса обучения, внеурочной и внешкольной деятельности – на основе связи образовательного учреждения с социальной средой.

Преимущественное внимание к эстетическому воспитанию целесообразно по следующим причинам: во-первых, освоение каждой предметной области зависит от эмоционально-ценностного отношения к учебной информации, что требует опоры на образное восприятие; во-вторых, именно организация эстетически направленной творческой деятельности позволяет в комплексе реализовать возможности трех компонентов образовательного процесса; в-третьих, внеурочная деятельность представляет собой неисчерпаемый арсенал средств эстетического развития личности младшего школьника.

Одной из центральных задач общеобразовательной школы на современном этапе является развитие у учащихся чувства прекрасного, формирования у них здорового художественного вкуса, умения понимать и ценить произведения искусства и литературы, красоту и богатство окружающего нас мира природы.

.Эстетическое воспитание – целенаправленная система действенного формирования человека, способного с позиций общественно-экономического идеала воспринимать, оценивать и осознавать эстетическое в жизни, природе и искусстве, способного жить и преобразовывать мир по законам красоты.

Эстетическое воспитание начинается с создания определенного запаса элементарных эстетических впечатлений и знаний, без которых не могут возникнуть склонность и интерес к эстетически значимым предметам и явлениям.

На основе полученных впечатлений и знаний эстетическое воспитание формирует разносторонние способности эмоционально-чувственной жизни и ценности отношения к миру.

Таким образом, актуальность исследования состоит в том, что в процессе эстетического воспитания формируются индивидуальные эстетические творческие способности. Сформированная эстетическая культура личности снимает противоречия между чувствами и разумом, эмоциями и интеллектом, материальным и духовным, объективным и субъективным.

В процессе всестороннего эстетического развития личности достигается гармония между личным и общественным, коллективным и индивидуальным.

А формировать личность и эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

Большими возможностями для развития эстетического воспитания имеет внеурочная деятельность школьников, в которой дети приобщаются к творчеству с учетом их способностей и интересов.

Из всего вышесказанного, можно предположить, что, используя возможности внеурочной деятельности в приобщении младшего школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусствах, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.

Актуальность проблемы, ее практическая значимость, с одной стороны, и недостаточная разработанность, с другой, определили выбор темы нашего исследования: « Внеурочная деятельность младших школьников как средство эстетического воспитания» .

Цель исследования: показать возможности внеурочной деятельности как средства эстетического воспитания младших школьников.

Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования: эстетическое воспитание.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания младших школьников.

2.Выявить цели и задачи эстетического воспитания младших школьников.

3. Проанализировать условия, при которых внеурочная деятельность младших школьников способствует эффективному эстетическому воспитанию младших школьников.

4. Изучить опыт работы начальной школы по эстетическому воспитанию учащихся во внеурочное время.

5. Провести опытно-экспериментальную работу по изучению уровня эстетического воспитания младших школьников.

Методы исследования6 анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, наблюдение, эксперимент. Обработка и анализ результатов эксперимента.

Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.