logo search
Худэстетическая деятельность

1.3. Организационно-методические условия художественно-эстетической деятельности младших школьников во внеурочном процессе

Эффективность внеурочной деятельности во многом зависит от условий, которые создает педагог с учетом цели, задач, средств и технологий художественно-эстетического направления. Приобщение обучающихся к сокровищнице мировой культуры и искусству — все это лишь необходимое усло­вие для достижения главной цели эстетического воспитания — формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты. [9, с.189]

Организация внеурочной художественно-эстетической деятельности обучающихся обеспечивается созданием специальных условийе для успешного формирования эстетических знаний и потребностей. Данные условия мы представляем, как двухуровневую структуру: средовую и личностную. Функции средового уровня заключаются в определении стратегических целей эстетического воспитания средствами декоративно-прикладного искусства. Главная задача при создании художественно-эстетической среды — помочь ребенку раскрыть свои способности, проявить одаренность, найти свой творческий путь. Эстетическая среда, включающая в себя как материальную, так и духовную и социальную составляющие, дает ребенку возможность научиться воспринимать красоту, творить самому и сравнивать свое творчество с эталонами. Погружение в мир искусства уже требует от ребенка осознания красоты окружающей действительности. Материальная среда - художественный материал, эстетика оформления - стимулирует интересы ребенка. Духовная - мир чувств и взаимоотношений, знакомство с лучшими духовными образцами декоративно-прикладного искусства – предоставляют ребенку возможность «оживлять» образы, одухотворять красоту. Социальная — устанавливает взаимосвязь искусства и жизни, научиться хорошо понимать и оценивать эстетическое можно, лишь развивая творческие способности во всех областях человеческой деятельности. Находясь в поиске внутреннего содержания, собственного мира, ребенок сам ставит перед педагогом задачи, требующие творческого вмешательства. [10, с.68]

Формирование у учащихся эстетических представлений, понятий и потребностей — весьма сложная педагогическая задача. Простейшие эстетические представления и суждения формируются уже в начальных классах, однако интересы младших школьников продолжают оставаться кратковременными, поверхностными и разбросанными. При восприятии произведений и искусства они обращают внимание, прежде всего на изображенное на ней событие. Эмоциональное переживание младшего школьника элементарно и сводится в основном к переживанию удовольствия или неудовольствия от восприятия изображаемого. Внимание младшего школьника неустойчиво, его утомляют длительные занятия. Вместе с тем его увлекает сам процесс рисования, шитья, конструирования, а оценка эстетических явлений определяется конкретной ситуацией. [15, с.36-45]

Поэтому как средство внеурочной деятельности по художественно-эстетическому развитию нами выбрано декоративно-прикладное искусство как искусство по своему происхождению – искусство народное. В них заложена душа народа, его чувства и представления о лучшей жизни. Изучение произведений декоративно-прикладного искусства, их художественных особенностей и средств создания воспитывает бережное отношение к вещам. [16, с.33] Уважение к национальному достоянию и национальной культуре, к творческому труду людей, повышает культурный уровень. Естественная потребность младших школьников в ярких цветах, красочных мотивах может быть в значительной мере удовлетворена введением таких произведений народного искусства как кружева, орнамент, лоскутное шитье и пр. Так как импонирует младшим школьникам, соответствует их психологическим особенностям. [13, с.49]

Декоративно-прикладное искусство способствует формированию мировоззрения, эстетических вкусов и идейных убеждений, раскрывает богатый духовный мир - мир прекрасного. Декоративно-прикладное искусство выполняет одновременно несколько функций: познавательную, нравственно-воспитательную и художественно-образовательную. [17, с.78]

Эстетическое воспитание обучающихся будет протекать успешно, если идеи морали и красоты постоянно пронизывают трудовую деятельность учащихся и способствуют накоплению у них практического опыта, развитию творческих сил и способностей, формируют интерес к художественному труду «по законам красоты». [18, с.13] Основным условием эстетического воспитания в художественно-эстетической деятельности является практическая деятельность, организация которой предлагает формирование у младших школьников знаний и понятий о прекрасном в художественном труде, его результатах, воспитание эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости; наличие коллективной творческой деятельности. В целях эстетического воспитания во внеурочной деятельности необходимо:

- знакомить учащихся с предметами и произведениями декоративно-прикладного искусства, традиционными технологическими процессами (лоскутная пластика), что побуждает школьников сознательно и творчески участвовать в художественно-эстетической деятельности;

- вовлекать в художественно-эстетическую деятельность как можно больше учащихся. Это будет способствовать расширению кругозора, развитию их способностей;

- сочетать художественный труд с творчеством и опытнической работой. В активном труде формируется сознание общественной ценности его результатов, постигается красота преобразующей деятельности. [6, с.98 - 101]

Необходимо помнить, что в воспитании у младших школьников отношение к труду как к явлению эстетическому, следует идти от потребностей детей к раскрытию и созданию красоты в продуктах детского творчества.

Школьнику нужно буквально открыть все, что делает человек, имеет свою форму, композицию, цвет, линию и поэтому все то, что делает он сам, может быть красивым и некрасивым, прекрасным или безобразным. Любые работы и произведения художественного труда имеют для человека не только потребительскую, но и духовную, эстетическую ценность, не говоря уже о том, что потребительская ценность ряда предметов только в том и состоит, что радует глаза и сердце. Педагогически целесообразно и важно сравнивать, сопоставлять и анализировать результаты детского творечства. [21, с.34] Сам факт самооценки, критики не только развивает самостоятельность личности, но и учит больше и глубже видеть конечный продукт труда с эстетической точки зрения. Учителю же такая самооценка нужна для того, чтобы у каждого найти что-то хорошее, стимулировать его творческое начало, каждому подсказать с позиции большого опыта и знания, что можно было сделать лучше и краше. Чтобы породить нравственно-эстетические отношения в среде школьников, активно влиять на их личностные качества, художественно-эстетическая деятельность должна представлять собой единую, целостную, практически четко и эстетически последовательно организованную систему. [25, с.33 - 48]

С этой целью мы разработали адаптированную программу «Лоскутная пластика». Новизна данной программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на эстетическое воспитание. Актуальность предлагаемой программы определяется запросом со стороны обучающихся и их родителей на программы художественно-эстетического цикла. Организация внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению «Лоскутная пластика» поможет эстетическому воспитанию младших школьников, расширит представления о декоративно-прикладном искусстве, поможет формированию способности активного эстетического отношения учащихся к декоративно-прикладному искусству, а также будет стимулировать к посильному участию в создании прекрасного в творческом труде и поможет приобрести специальные знания и умения по шитью оригинальных изделий из лоскута. [12, с.47] Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных техниках художественного лоскутного шитья. Изготовление творческих работ имеет целью не формирование профессиональ­ных умений в области лоскутного шитья, а рассчитаны главным образом на их эстетическое развитие. Для тех же школьников, у которых обнаруживаются творческие способности, подобные занятия служат средством совершенствования художественного опыта, навыков и потребностей. Здесь иногда имеет значение первое побуждение или потребность в участии, так как дает толчок к серьезным занятиям искусством. [28, с.65]

Программа художественного лоскутного шитья по целевой направленности является - прикладной. По содержательной направленности - художественно-эстетической. Сшивание лоскутков в том или ином виде встречается практически во всех культурах мира. Изучение традиций, особенностей русского народного и зарубежного лоскутного шитья позволит обучающимся создавать красивые, современные изделия. В России традиции этого искусства начали складываться и широко применяться в лоскутных изделиях, народном костюме конца ХIХ – начала ХХ века. Данная программа педагогически целесообразна, т.к. при её реализации школа становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим формированию исторического и гражданского сознания, воспитанию патриотизма. [31, с. 65 - 71]

Программа успешно вводит детей младшего школьного возраста в сложный мир человеческой культуры, позволяет им осваивать культурное наследие прошлого. Помимо формирования эстетического отношения обучающихся к действительности и декоративно-прикладному искусству, технология лоскутного шитья параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие.

Наиболее удачно, на наш взгляд, является конечная цель внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению «Лоскутная пластика» - гармоничная личность, всесторонне развитый человек… образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства. [29, с.21 - 25]

Таким образом, декоративно-прикладное искусство, в частности «Лоскутная пластика» позволяет не только эстетически разви­вать обучающихся, но и гармонизировать жизнедеятельность всего организма ребенка, что является основой успешного развития. Художе­ственно-эстетическое отражение окружающе­го мира способствует созданию положи­тельного настроения и является одним из самых главных факторов хорошего са­мочувствия детей. Это особенно важно для школьников, испытывающих различ­ные проблемы в обучении. [30, с.18] Главную роль в эстетическом развитии игра­ет внеурочная деятельность по художественно-эстетическому направлению, которая вызывает чувство радости и желание заниматься искусством. Важным показателем служит также умение и желание участвовать данном виде деятельности и активное взаимодействие разных видов художе­ственно-творческой деятельности. [6, с.153]