logo search
Кит12

12.4 Информационные системы класса erp II

 Концепция ERP- систем фокусируется в основном на планировании ресурсов, тщательном управлении запасами и обеспечении прозрачности производственных процессов.

Середина 1990 –х годов характеризуется бурным развитием Интернет – технологий. Появился электронный бизнес, позволяющий предприятию взаимодействовать с клиентами через Интернет. Информационные системы предприятий научились обмениваться данными с применением коммуникационных протоколов и форматов документов. Новые функции, появившиеся в информационных системах, стали выходить за привычные рамки ERP- систем.

Поэтому несколько лет назад Gartner Group предложила новый вариант данной концепции — ERP II. В ней нашли отражение современные концепции ведения бизнеса и инновации в области информационных систем. Рассмотрим наиболее популярные современные концепции ведения бизнеса: CRM – концепцию и SCM – концепцию.

CRM - концепция

После появления крупных супер-маркетов и торговых автоматов стало наблюдаться обезличивание клиентов, что стало приводить к падению продаж. Для сохранения конкурентно способности в последние годы принципы персонализации и заботы о потребителе стали возвращаться, воплотившись в концепции CRM.

CRM- Customer Relationship Management (управление взаимоотношениями с клиентом) - провозглашает вместо заботы об обезличенных потребителях заботу о потребителе. Причем, о каждом индивидуально. Собираемая и обрабатываемая информация о клиенте (например, история его покупок, потребности и предпочтения) используется для того, чтобы более точно специфицированное предложение было с большой долей вероятности принято клиентом. Естественно, что при наличии большого числа клиентов, подобный подход реализуется с использованием информационных технологий как вспомогательного инструмента.

CRM-концепция требует более совершенных подходов, ориентированных на потребителя, целью которых является развитие бизнеса как такового. Таким образом, CRM подразумевает управление маркетинг - процессами, продажами, производством, разработками и т.д.

В реализацию CRM-концепции должно быть вовлечено (в прямой или опосредованной форме) большинство корпоративных служб и подразделений - маркетинг, производство, служба клиентской поддержки, территориальные подразделения продаж и службы сервиса.

Сегодня CRM-концепция объединяет все системы, имеющие отношение к контактам с клиентом: управление территориальными продажами, клиентскую поддержку, управление маркетингом и продажами, управление деятельностью, направленной на продвижение продукта.

Традиционные маркетинговые стратегии, ориентированные на увеличение доли продукта в рыночной массе, как правило, базируются на так называемом принципе ПППС: "продукт - позиционирование - продвижение - стоимость". Главные усилия в этом случае сосредотачиваются на увеличении количества сделок между продавцом и покупателем, а объем сделок отражает успех воплощения маркетинговой стратегии в практической деятельности компании.

CRM-концепция непосредственно не может быть увязана с увеличением количества сделок. В ее задачи входит увеличение доходности, прибыльности системы продаж и повышение клиентской удовлетворенности. В рамках этой концепции компания, используя имеющиеся в ее распоряжении инструменты, технологии и подходы, совершенствует взаимоотношения с клиентами в целях увеличения объемов продаж. С этой точки зрения CRM в процедурном плане скорее является бизнес процессом, чем технологией. Само понятие CRM - управление взаимоотношениями с клиентом - определяет основные бизнес-функции этих систем.

Борьба за клиента велась всегда и будет продолжаться, пока существуют рыночные отношения. Однако с точки зрения экономической выгоды, гораздо дешевле поддержать взаимоотношения с постоянным покупателем, чем найти нового.

В пользу этого говорят несколько широко известных фактов.

Такие традиционные стимуляторы потребительского спроса, как реклама в средствах массовой информации или прямая почтовая рассылка каталогов и предложений фирмы, в настоящее время имеют тенденцию к снижению эффективности воздействия, по сравнению с минувшим десятилетним периодом. К тому же, воздействие подобных мероприятий носит неорганизованный характер: они охватывают как потенциальных заказчиков, так и тех респондентов, которые никогда не станут клиентами компании.

В материальном отношении преимущества CRM-концепции можно охарактеризовать следующим образом:

Следует отметить, что такие признанные авторитеты IT-рынка, как IBM, Oracle, Microsoft включают в свои СУБД программные продукты, реализующие CRM- концепцию.

SMC- концепция

Supply Chain Management (SCM) - управление цепочками поставок – это концепция, заключающаяся в интегрировании ключевых бизнес-процессов, начинающихся от конечного пользователя и охватывающих всех поставщиков товаров, услуг и информации, добавляющих ценность для потребителей.

SCM – концепция простирается от поставщиков сырья через производство, сборку, контроль качества, складирование и далее через каналы дистрибуции, оптовых торговцев и розничных продавцов к месту конечного потребления продукции или услуг.

SCM - определяет философию управления, в которой поставка изделий или услуг конечному пользователю рассматривается как процесс. Этот процесс должен управляться в целом, независимо от функций отдельного предприятия и границ между предприятиями, чтобы в итоге увеличить ценность бизнеса всех его участников.

Интеграция процесса критически важна для SCM-концепции. Она фокусируется на поставках конечному пользователю продукции или услуг с самой высокой возможной потребительской ценностью при самой низкой возможной себестоимости и за самое короткое на рынке время. Достичь этой цели может только то предприятие, которое работает вместе с поставщиками и клиентами над оптимизацией полных торговых отношений, а не только своих частей этого процесса. SCM- концепция подчеркивает тот факт, что недостаточно сосредоточиться только на улучшении внутренних процессов и функций, потому что деловые действия предприятия также включают сеть отношений, далеко выходящих за стены компании. Поэтому назначение и цель SCM - концепции заключается в том, чтобы управлять и совершенствовать эту сложную сеть отношений через интеграцию связей, предоставление и совместное использование технологий, информации и ресурсов.

Информационные системы, реализующие SCM - концепцию, решают две группы вопросов: операционные и тактические.

1.        Операционные вопросы связаны с текущей деятельностью предприятия, повседневные действия.

2.        Тактические вопросы, определяющие относительно глобальные позиции по производству и поставкам.

SCM системы могут быть полезными при разработке маркетологами ценовой политики, в том смысле, что система может реально оценить себестоимость продукции. Поскольку полномасштабная SCM система “видит” весь процесс преобразования сырья/материалов в конечный продукт она может оценить ту добавочную стоимость, которая была создана в ходе производства, разделить косвенные и прямые затраты.

В конечном итоге целью внедрения систем класса SCM является повышение прибыльности компании, путем улучшения конкурентоспособности или, как принято говорить в рамках стратегического управления. Это достигается двумя путями.

На расширение функциональности на сферу взаимодействия предприятия с его заказчиками нацелена концепция CSRP (Customer Synchronized Resourсe Planning).

Корпоративные ресурсы, охватываемые CSRP-системой, обслуживают такие этапы производственной деятельности, как проектирование будущего изделия с учетом специфических требований заказчика, поставку, гарантийное и сервисное обслуживание.

Таким, образом, в общем случае ERP II – система может быть представлена как на рисунке 2 .

       

Рис.2 Общая структура ERP II - системы

Сегодня ERP-системы достигли в своем развитии насыщения с точки зрения функциональности. Ее в продуктах уже гораздо больше, чем используется клиентами на практике.         Поэтому, согласно концепции ERP II, дальнейшее развитие прикладных систем для управления бизнесом пойдет по следующим направлениям:

Отметим, что   эволюция информационных систем (систем автоматизации) не могла не отразиться и на технологиях ведения бизнеса. В поисках конкурентных преимуществ и стремлении обеспечить более высокий уровень сервиса лидеры рынка тщательно анализируют потенциальные возможности всех новейших решений и технологий.

Сегодня бизнес-процессы, как правило, выходят за рамки отдельной компании. Цепочки поставок затрагивают значительное количество партнеров, которые вносят свой вклад в производство и дистрибуцию конечной продукции. Очевидно, что для повышения эффективности работы и снижения затрат вовлеченные в цепочку компании должны существенно интенсифицировать информационный обмен друг с другом. К примеру, доступ партнеров к сведениям о гарантийных ремонтах позволяет им целенаправленно повышать качество своих комплектующих.  Таким образом, современному предприятию необходимо автоматизировать и интегрировать уже не только внутренние, но и межкорпоративные бизнес-процессы, т. е. те, что связывают его с конкретным партнером либо с целым рядом поставщиков, объединенных для решения некоторой задачи. Предназначенным для этого инструментам в последнее время уделяется все большее внимание, а одними из наиболее популярных и востребованных стали корпоративные информационные порталы.         Концепция ERP II предполагает развитие базовой ERP-функциональности не вширь, а вглубь, путем совершенствования существующих модулей. Общее представление рассмотренных классов информационных систем показано на рисунке 2.

Рис.2 Общее представление развития корпоративных информационных систем

Кроме выше описанных концепции в мире существует также ряд других широко известных концепций управления предприятием, реализуемых с помощью информационных систем.

Концепция компьютеризированного интегрированного производства (CIM, Computer Integrated Manufacturing) возникла в начале 80-х годов и связана с интеграцией гибкого производства и систем управления им. CIM с точки зрения систем управления и планирования предполагает интеграцию всех подсистем системы управления (управления снабжением, проектированием и подготовкой производства; планирования и изготовления; управления производственными участками и цехами; управления транспортно-складскими системами; управления обеспечением оборудованием, инструментом и оснасткой; систем обеспечения качества, сбыта, а также финансовых подсистем).

Концепция CALS (Computer-aided Acquisition and Logistics Support — компьютерная поддержка процесса поставок и логистики) возникли в 80-х годах в военном ведомстве США для повышения эффективности управления и планирования в процессе заказа, разработки, организации производства, поставок и эксплуатации военной техники. CALS предусматривает однократный ввод данных, их хранение в стандартных форматах, стандартизацию интерфейсов и электронный обмен информацией между всеми организациями и их подразделениями — участниками проекта. Методы доказали свою эффективность и переносятся в настоящее время на «гражданские» отрасли промышленности. Новая концепция сохранила аббревиатуру CALS с более широким смыслом (Continuous Acquisition and Life circle Support — поддержка непрерывного жизненного цикла продукции). Проводится стандартизация ряда аспектов CALS в международной организации стандартизации ISO. Методы CALS могут использоваться вместе с MRP II/ ERP и CIM. В отличие от них CALS позволяет управлять всем жизненным циклом продукции, включая маркетинг, управление комплексными проектами, обслуживанием при эксплуатации.