logo search
Худэстетическая деятельность

1.2 Возрастные особенности эстетического развития младших школьников

В последнее время возросло внимание к проблеме теории и практики эстетического воспитания младших школьников как важному средству формирования отношения к действительности, средству нравственно­го и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно обогащенной лич­ности.

Согласно нормативных документов, которые ре­гламентируют организацию образовательного процесса в общеобразовательных учебных заведениях видно, что вопросу эстетического воспита­ния подрастающего поколения уделяется определенное внимание. Так, в Государственной национальной про­грамме «Образование», определена основная цель образования, направленная на эстетиче­ское воспитание и всестороннее развитие человека как высшей ценности общества, формирование его духов­ных вкусов, идеалов и развитие художественно-твор­ческих способностей. [20, с.16] Согласно Концепции воспитания детей и молодежи в национальной системе образова­ния, целостный процесс воспитания предполагает ху­дожественно-эстетическую образованность и воспитан­ность личности. Воспитывая у молодежи эстетические взгляды, вкусы, основанные на народной эстетике и на лучших достижениях цивилизации, национальное вос­питание предполагает формирование умений самостоя­тельно приумножать культурно-художественное досто­яние народа, чувствовать и воспроизводить прекрасное в повседневной жизни, предусматривает формирование навыков хорошего поведения, доброжелательного отно­шение к людям. [1,с 56-60]

Изучением вопросов эстетического воспитания школьников занимались отечественные и зарубеж­ные ученые, такие как: О. Абдуллина, Л. Ахмедзянова, А. Верховая, Д. Джола, А. Зимичев, Д. Кабалевский, М. Каган, Н. Киященко, А. Куприн, Б. Лихачев, А. Лосев, А. Макаренко, Б. Неменский, М. Овсянников, В. Сухомлинский, Н. Чернышевский, Г. Шевченко и дру­гие. [32, с.132]

Однако эти ученые рассматривали только отдельные компоненты эстетического воспитания школьников, а не как систему. Поэтому мы считаем данную проблему не­решенной до конца и сделаем попытку исследовать про­цесс эстетического воспитания младших школьников с помощью системы, направленной на развитие личности именно младшего школьника.

Цель наша: определить структурные компоненты системы эстетиче­ского воспитания младших школьников в современных условиях и дать им характеристику.

Анализ философской и педагогической литературы позволяет сделать вывод, что эстетическое воспитание - это составляющая процесса развития личности, направ­ленного на формирование эстетических чувств, потреб­ность личности в условиях ее активной деятельности во всех сферах жизни (в том числе и в искусстве), место, роль, цель и задачи эстетического воспитания обуслов­лены эпохой и конкретным социально-экономическим уровнем развития эстетико-педагогической мысли; до­стижением в этой сфере является формирование основ­ных средств, форм и методов эстетического воспитания, главной же задачей эстетического воспитания - фор­мирование художественно-эстетических и творческих способностей детей. [33, с.19] Мы считаем, что эстетическое вос­питание - это целенаправленный процесс, включающий в себя систему комплексного, целенаправленного, пла­номерного и последовательного воздействия на челове­ка со стороны определенных социальных институтов и учреждений на основе единых научно-педагогических принципов, методов и средств, в результате, которого у него возникает мировоззренческая установка на не­посредственную творческую оценку действительности и собственной жизни в обществе как проявлений пре­красного и безобразного, возвышенного и низменного, комического и трагического и других эстетических ка­тегорий. [11,с. 60]

Спец­ифику эстетического воспитания составляют характер­ные для него черты: эстетическое воспитание является системным; предусматривает развитие активно-творче­ской деятельности личности в эстетическом преобразо­вании мира; изменчивость форм эстетического воспита­ния, которые усложняются в зависимости от развития структуры знаний и общественных отношений.

Г. Петрова дает определение эстетическому воспита­нию как системы: «Эстетическое воспитание – система, направленная на всестороннее формирование и разви­тие личности, под влиянием совокупности эстетических воздействий, осуществляемых последовательно и в тес­ной связи с другими сторонами воспитания»

Как отмечает А. Дубасенюк, «эстетическо­е воспитание - это целенаправленный, организованный процесс художественно-эстетического образования, раз­вития, воспитания детей, построенный на основе сово­купности методологических принципов, психолого-пе­дагогического обоснования методических документов, обеспечивающих осуществление в неразрывной связи с эстетическим воспитанием личности, ее моральное и трудовое развитие». Мы согласны с А. Дубасенюк, что функционирование системы эстетического воспитания эффективно будет осуществляться тогда, когда она бу­дет действовать не изолированно, а включаться в ком­плекс всей учебно-воспитательной работы и осущест­вляться под целенаправленным педагогическим руко­водством.

Основными механизмами эстетического воспитания младших школьников являются развитое эстетическое восприя­тие и познание художественно-эстетических явлений; духовное общение на основе произведений искусства; художественно-творческая деятельность, развивающая способности детей и формирующая у них художествен­ное видение мира. [42,с. 13 - 16]

По мнению Б. Т. Лихачева, в основе эстетического воспитания лежит ряд принципов: комплексный подход ко всему делу воспитания; органи­ческой связи всей художественно-эстетической деятель­ности детей с жизнью, практикой обновления общества, с процессом формирования мировоззрения и нравствен­ности школьников; всеобщность эстетического воспита­ния и художественного образования; сочетания класс­ных, внеклассных, внешкольных занятий, различных форм воздействия искусством через средства массовой информации; единства художественного и общего раз­вития детей; художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей; эстетики всей детской жизни; учета возрастных психолого-педагогических особенно­стей детей .

Эстетическое воспитание обеспечивает динамику эстетического развития личности младшего школьника, переход от одной стадии к другой является не только результатом количественных изменений, но и существенной качественной перестройкой ее внутрен­него мира. Система эстетического воспитания младших школьников должна строиться с учетом возрастных психолого-педагогических особенностей детей млад­шего школьного возраста. Она включает в себя четы­ре компонента:

- мотивационно-целевой,

- содержатель­ный,

- операционно-деятельностный

- результативный.

Мотивационно-целевой компонент предполагает опре­деление цели, задач и мотивов эстетического воспита­ния. [46, с. 44- 49].

Цель и задачи эстетического воспитания требуют особого внимания. Эстетическое воспитание рассматри­вается, как воспитание у детей умения видеть, чувство­вать, понимать прекрасное, стремление принимать уча­стие в его создании. Определение цели эстетического воспитания состоит в том, чтобы научить детей видеть, чувствовать, понимать, творить прекрасное в повседнев­ной жизни. Цель эстетического воспитания определяет­ся в формировании нравственно-эстетического идеала. Формирование умения видеть, понимать, творить красо­ту определяется характером нравственно-эстетического идеала, является исходной задачей эстетического вос­питания. Целью эстетического воспитания является вы­сокий уровень эстетической культуры личности, ее спо­собность к эстетическому освоению действительности. [14, с. 138- 149].

А. Дубасенюк считает, что основной задачей эстетического воспитания школьников является формирование худо­жественно-эстетической культуры, развитие творческих способностей, способности к эстетическому освоению действительности. Эти задачи подразделяются на следу­ющие направления:

В. Ягупов среди задач эстетического воспитания вы­деляет: формирование эстетических взглядов и вкусов, навыков творить прекрасное, развитие творческих спо­собностей, воспитание гуманистических качеств, инте­ресов и любви к жизни в его различных проявлениях. [47, с. 55-56]

Большинство педагогов (Н. Киященко, Г. Лабковская, Д. Лихачов и другие) выделяют следующие задачи эсте­тического воспитания:

1. Создание конкретного запаса элементарных эсте­тических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически зна­чимым предметам и явления.

2. Формирование на основе полученных знаний и развития художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств личности, обеспечивающих ее возможность эмоционально пере­живать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими.

3. Формирование у каждого ребенка творческих эсте­тических способностей.

Следовательно, для достижения цели эстетического воспитания следует решить ряд задач:

1. Формирование художественно-эстетических по­требностей. С этой целью эстетическое воспитание детей в школе необходимо организовывать так, чтобы практическое ознакомление с прекрасным вызвало ин­терес учащихся и вызывало внутренние противоречия между новыми эстетическими потребностями и налич­ным уровнем эстетического развития ребенка.

2. Развитие эстетического восприятия. В результате восприятие красоты окружающей среды, у детей воз­никают эстетические чувства, эмоции, переживания. Решение этой задачи способствует формированию оце­ночного подхода учащихся к искусству, явлений приро­ды, общества, быта, поведения людей.

3. Развитие эстетических представлений, понятий, взглядов, оценок, суждений и вкусов. Необходимо по­стоянно обогащать знания и представления учащихся, а также побудить их к высказыванию собственного отно­шения к явлениям, предметам.

4. Формирование у детей эстетического отношения к действительности путем обучения их не только вос­принимать красоту, наслаждаться, оценивать, но и за­щищать ее в повседневной жизни; эстетика поведения учащихся должна пронизывать все проявления жизни ребенка, одухотворять на общение с другими людьми; необходимо формировать стремление и умение созда­вать красоту в жизни.

5. Развитие творческих эстетических способностей. Младший школьный возраст является благоприятным для творческого развития детей, их способностей к твор­честву. Именно в этот период активно развиваются во­ображение, умение фантазировать, творчески мыслить, заметно проявляется любознательность, формируется умение наблюдать, сравнивать, критически оценивать деятельность.

Мотивами в эстетическом воспитании выступают потребности. Личность младшего школьника имеет по­требность в красоте, стремлении к гармонии и порядку. [44, с. 333-340]

Содержательный компонент эстетического вос­питания включает развитие у младших школьников эстетического сознания и эстетической деятельности. Эстетическое сознание - это тот духовный фундамент, который обеспечивает гармоничное единство и внутрен­нюю взаимосвязь различных проявлений духовной жиз­ни человека и общества в целом. Это особое духовное образование, характеризующее эстетическое отношение ребенка к действительности. [22, с. 175-179]

Эстетическое сознание имеет свою структуру, кото­рая состоит из эстетических потребностей, эстетических чувств, эстетических переживаний, эстетических взгля­дов, эстетических вкусов, эстетических идеалов (рис.1).

Согласно потребностей, которые выделил амери­канский психолог А. Маслоу, человек нуждается в эстетическом. С раннего детства человеку свойственно стремление к красоте в общественной и личной жизни. Эстетическую потребность можно рассматривать как взаимосвязь человека со средой, существует объективно и в результате которой возникает необходимость в про­изводстве, сохранении и распространении эстетических эмоций, чувств, взглядов, знаний, ценностей, идеалов и их объективности в деятельности. Понятие «эстетиче­ская потребность» охватывает как потребность млад­ших школьников в восприятии эстетических явлений окружающей среды, так и потребность в искусстве и эстетической творчества. Особенностью эстетической потребности является то, что она может быть реализова­на во всех сферах деятельности младшего школьника: в отношении к природе, в труде, в поведении и общении, в приобщении к искусству, в научном познании окружа­ющего мира. [19, с. 55-57]

Эстетическая потребность возникает только при на­личии эстетического чувства - основы духовного отно­шения к миру. Другими словами: эстетическое чувство является тем духовным образованием, которое опреде­ляет степень социализации индивида, уровень подъема его потребностей. Воспринимая окружающую среду, у младших школьников возникают определенные эстети­ческие чувства.

«Эстетические чувства, - писал В. Сухомлинский, - имеют своим источником культуру эстетического вос­приятия. Переживание несправедливости притупляет чувствительность свойственную высокой эстетической культуре». Эстетические чувства – это своеобразные переживания ребенка, что возникают при восприятии красоты природы, произведений искусства, красоты че­ловеческого тела и т.д., они способствуют формирова­нию качеств личности, принимают активное участие в ее социально-эстетическом воспитании, играют важную роль в саморегуляции психических функций организма. Эстетические чувства выражаются в сопереживании, волнении, наслаждении. Настоящие эстетические чув­ства, положительные эмоции, эстетическое наслажде­ние оказывают большое воспитательное влияние на лич­ность ребенка. [36, с. 200-202]

На основе эстетических чувств возникают эстетиче­ские переживания, которые представлены в виде эмоций, связанных с конкретными предметами, явлениями, что их воспринимает ребенок: радость от общения, встреча с красотой, волнение от восприятия возвышенного.

Эстетические взгляды передают отношение ребен­ка к определенным предметам, объектам, явлениям. Ребенок не только должен воспринимать прекрасное, но и понимать, оценивать произведения искусства, поступ­ки людей и др., то есть формировать эстетический вкус. Эстетический вкус – это умение ребенка правильно по­нимать и оценивать прекрасное и безобразное, трагиче­ское и комическое в жизни и искусстве. [32, с. 180]

Эстетический идеал выступает главной эстетической ценностью, высшим критерием эстетической оценки. Это то, к чему стремится ребенок, на что он равняется.

Конечной целью эстетического воспитания есть формирование готовности ребенка к эстетической де­ятельности, которая выступает важным компонентом эстетической культуры. Эстетическая деятельность уни­версальна. Она проявляется в игровой, учебной, трудо­вой деятельности, поведении и состоит из: организации эстетической среды, в которой живет, работает, учится, отдыхает ребенок; конкретной творческой деятельности в области искусства, литературы, музыки и др.; пропа­ганды искусства, эстетических идеалов; эстетической выразительности в учебной, бытовой деятельности; вы­явлении эстетической культуры во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Содержание эстетического воспитания конкретизируется в школьных программах и во внеурочной деятельности, где предоставляется возмож­ность формировать у учеников эстетические чувства, взгляды, убеждения, вкусовые оценки и суждения. [27, с. 99 -102]

В начальной школе пробуждается у детей интерес к искусству, происходит привлечение к музыке и художе­ственно-творческой деятельности. Начальное звено об­разования призвано сформировать у учащихся целостное мировосприятие и мироощущение, обеспечить развитие эстетических идеалов и вкусов, чувства ответственности за сохранение культурных ценностей общества. [36, с.88]

Эстетическое воспитание тесно связано с трудом. Настоящая красота проявляется в труде. Ознакомление с эстетикой труда происходит на уроках труда, в круж­ках «умелые руки». Важно использовать литературные произведения, в которых говорится о красоте труда, о людях, которые работают. Приобщая младших школь­ников к труду, мы учим детей выполнять его красиво, с творческим подходом; развиваем у детей специальные художественные способности.

Дети должны стремиться и к эстетике быта, обуслав­ливая правильную организацию предметной среды, ко­торая соотносится с представлениями личности о мере, гармонии, что отображается в оформлении комнаты, квартиры, в одежде, во внешнем виде и т.д. [23, с. 276]

Конечным результатом эстетического воспитания выступает эстетическая воспитанность младших школь­ников, которая включает четыре уровня: высокий, достаточный, средний и начальный. Критериями эсте­тической воспитанности младших школьников есть использование эстетических знаний и умений в быту и жизнедеятельности, наличие ценностных ориентаций; совершение конкретных действий и поступков; сформи­рованность основных эстетических качеств личности; психологическая и духовная готовность к полноценной творческой жизнедеятельности.

В конечном итоге у детей должны быть сформирова­ны эстетические компетенции: ребенок охотно общает­ся по поводу красоты во всех формах ее существования; адекватно оценивает эстетическую ценность продукта собственной изобразительной деятельности; относит­ся к изобразительной деятельности как к творческому процессу самовыражения; умеет осуществить замысел и реализовать его, достигая образно-эстетической вырази­тельности; действует смело, решительно, с удовольстви­ем, свободно ориентируется в изобразительных матери­алах и техниках; адекватно использует выразительные средства (цвет, композицию, форму, декор). [2, с.123]

Таким образом, можно сделать выво­ды, что эстетическое воспитание младших школьников это система, включающая совокупность взаимосвязанных компонентов: цель, задачи, мотивы, принципы, содержание, средства, мето­ды, формы и условия.