1.2 Возрастные особенности эстетического развития младших школьников
В последнее время возросло внимание к проблеме теории и практики эстетического воспитания младших школьников как важному средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно обогащенной личности.
Согласно нормативных документов, которые регламентируют организацию образовательного процесса в общеобразовательных учебных заведениях видно, что вопросу эстетического воспитания подрастающего поколения уделяется определенное внимание. Так, в Государственной национальной программе «Образование», определена основная цель образования, направленная на эстетическое воспитание и всестороннее развитие человека как высшей ценности общества, формирование его духовных вкусов, идеалов и развитие художественно-творческих способностей. [20, с.16] Согласно Концепции воспитания детей и молодежи в национальной системе образования, целостный процесс воспитания предполагает художественно-эстетическую образованность и воспитанность личности. Воспитывая у молодежи эстетические взгляды, вкусы, основанные на народной эстетике и на лучших достижениях цивилизации, национальное воспитание предполагает формирование умений самостоятельно приумножать культурно-художественное достояние народа, чувствовать и воспроизводить прекрасное в повседневной жизни, предусматривает формирование навыков хорошего поведения, доброжелательного отношение к людям. [1,с 56-60]
Изучением вопросов эстетического воспитания школьников занимались отечественные и зарубежные ученые, такие как: О. Абдуллина, Л. Ахмедзянова, А. Верховая, Д. Джола, А. Зимичев, Д. Кабалевский, М. Каган, Н. Киященко, А. Куприн, Б. Лихачев, А. Лосев, А. Макаренко, Б. Неменский, М. Овсянников, В. Сухомлинский, Н. Чернышевский, Г. Шевченко и другие. [32, с.132]
Однако эти ученые рассматривали только отдельные компоненты эстетического воспитания школьников, а не как систему. Поэтому мы считаем данную проблему нерешенной до конца и сделаем попытку исследовать процесс эстетического воспитания младших школьников с помощью системы, направленной на развитие личности именно младшего школьника.
Цель наша: определить структурные компоненты системы эстетического воспитания младших школьников в современных условиях и дать им характеристику.
Анализ философской и педагогической литературы позволяет сделать вывод, что эстетическое воспитание - это составляющая процесса развития личности, направленного на формирование эстетических чувств, потребность личности в условиях ее активной деятельности во всех сферах жизни (в том числе и в искусстве), место, роль, цель и задачи эстетического воспитания обусловлены эпохой и конкретным социально-экономическим уровнем развития эстетико-педагогической мысли; достижением в этой сфере является формирование основных средств, форм и методов эстетического воспитания, главной же задачей эстетического воспитания - формирование художественно-эстетических и творческих способностей детей. [33, с.19] Мы считаем, что эстетическое воспитание - это целенаправленный процесс, включающий в себя систему комплексного, целенаправленного, планомерного и последовательного воздействия на человека со стороны определенных социальных институтов и учреждений на основе единых научно-педагогических принципов, методов и средств, в результате, которого у него возникает мировоззренческая установка на непосредственную творческую оценку действительности и собственной жизни в обществе как проявлений прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, комического и трагического и других эстетических категорий. [11,с. 60]
Специфику эстетического воспитания составляют характерные для него черты: эстетическое воспитание является системным; предусматривает развитие активно-творческой деятельности личности в эстетическом преобразовании мира; изменчивость форм эстетического воспитания, которые усложняются в зависимости от развития структуры знаний и общественных отношений.
Г. Петрова дает определение эстетическому воспитанию как системы: «Эстетическое воспитание – система, направленная на всестороннее формирование и развитие личности, под влиянием совокупности эстетических воздействий, осуществляемых последовательно и в тесной связи с другими сторонами воспитания»
Как отмечает А. Дубасенюк, «эстетическое воспитание - это целенаправленный, организованный процесс художественно-эстетического образования, развития, воспитания детей, построенный на основе совокупности методологических принципов, психолого-педагогического обоснования методических документов, обеспечивающих осуществление в неразрывной связи с эстетическим воспитанием личности, ее моральное и трудовое развитие». Мы согласны с А. Дубасенюк, что функционирование системы эстетического воспитания эффективно будет осуществляться тогда, когда она будет действовать не изолированно, а включаться в комплекс всей учебно-воспитательной работы и осуществляться под целенаправленным педагогическим руководством.
Основными механизмами эстетического воспитания младших школьников являются развитое эстетическое восприятие и познание художественно-эстетических явлений; духовное общение на основе произведений искусства; художественно-творческая деятельность, развивающая способности детей и формирующая у них художественное видение мира. [42,с. 13 - 16]
По мнению Б. Т. Лихачева, в основе эстетического воспитания лежит ряд принципов: комплексный подход ко всему делу воспитания; органической связи всей художественно-эстетической деятельности детей с жизнью, практикой обновления общества, с процессом формирования мировоззрения и нравственности школьников; всеобщность эстетического воспитания и художественного образования; сочетания классных, внеклассных, внешкольных занятий, различных форм воздействия искусством через средства массовой информации; единства художественного и общего развития детей; художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей; эстетики всей детской жизни; учета возрастных психолого-педагогических особенностей детей .
Эстетическое воспитание обеспечивает динамику эстетического развития личности младшего школьника, переход от одной стадии к другой является не только результатом количественных изменений, но и существенной качественной перестройкой ее внутреннего мира. Система эстетического воспитания младших школьников должна строиться с учетом возрастных психолого-педагогических особенностей детей младшего школьного возраста. Она включает в себя четыре компонента:
- мотивационно-целевой,
- содержательный,
- операционно-деятельностный
- результативный.
Мотивационно-целевой компонент предполагает определение цели, задач и мотивов эстетического воспитания. [46, с. 44- 49].
Цель и задачи эстетического воспитания требуют особого внимания. Эстетическое воспитание рассматривается, как воспитание у детей умения видеть, чувствовать, понимать прекрасное, стремление принимать участие в его создании. Определение цели эстетического воспитания состоит в том, чтобы научить детей видеть, чувствовать, понимать, творить прекрасное в повседневной жизни. Цель эстетического воспитания определяется в формировании нравственно-эстетического идеала. Формирование умения видеть, понимать, творить красоту определяется характером нравственно-эстетического идеала, является исходной задачей эстетического воспитания. Целью эстетического воспитания является высокий уровень эстетической культуры личности, ее способность к эстетическому освоению действительности. [14, с. 138- 149].
А. Дубасенюк считает, что основной задачей эстетического воспитания школьников является формирование художественно-эстетической культуры, развитие творческих способностей, способности к эстетическому освоению действительности. Эти задачи подразделяются на следующие направления:
-
во-первых, создание необходимого запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям;
-
во-вторых, формирование на основе полученных знаний и развития способности художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают возможность эмоционального переживания и оценки эстетичных предметов и явлений;
-
в-третьих, формирование эстетических творческих способностей, то есть воспитывать, развивать такие качества, потребности, способности, которые превращают личность в активного творца: ведь человек учится всесторонне понимать красоту лишь тогда, когда сам создает прекрасное в искусстве, в труде, в повседневной жизни. [34, с.54]
В. Ягупов среди задач эстетического воспитания выделяет: формирование эстетических взглядов и вкусов, навыков творить прекрасное, развитие творческих способностей, воспитание гуманистических качеств, интересов и любви к жизни в его различных проявлениях. [47, с. 55-56]
Большинство педагогов (Н. Киященко, Г. Лабковская, Д. Лихачов и другие) выделяют следующие задачи эстетического воспитания:
1. Создание конкретного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явления.
2. Формирование на основе полученных знаний и развития художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств личности, обеспечивающих ее возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими.
3. Формирование у каждого ребенка творческих эстетических способностей.
Следовательно, для достижения цели эстетического воспитания следует решить ряд задач:
1. Формирование художественно-эстетических потребностей. С этой целью эстетическое воспитание детей в школе необходимо организовывать так, чтобы практическое ознакомление с прекрасным вызвало интерес учащихся и вызывало внутренние противоречия между новыми эстетическими потребностями и наличным уровнем эстетического развития ребенка.
2. Развитие эстетического восприятия. В результате восприятие красоты окружающей среды, у детей возникают эстетические чувства, эмоции, переживания. Решение этой задачи способствует формированию оценочного подхода учащихся к искусству, явлений природы, общества, быта, поведения людей.
3. Развитие эстетических представлений, понятий, взглядов, оценок, суждений и вкусов. Необходимо постоянно обогащать знания и представления учащихся, а также побудить их к высказыванию собственного отношения к явлениям, предметам.
4. Формирование у детей эстетического отношения к действительности путем обучения их не только воспринимать красоту, наслаждаться, оценивать, но и защищать ее в повседневной жизни; эстетика поведения учащихся должна пронизывать все проявления жизни ребенка, одухотворять на общение с другими людьми; необходимо формировать стремление и умение создавать красоту в жизни.
5. Развитие творческих эстетических способностей. Младший школьный возраст является благоприятным для творческого развития детей, их способностей к творчеству. Именно в этот период активно развиваются воображение, умение фантазировать, творчески мыслить, заметно проявляется любознательность, формируется умение наблюдать, сравнивать, критически оценивать деятельность.
Мотивами в эстетическом воспитании выступают потребности. Личность младшего школьника имеет потребность в красоте, стремлении к гармонии и порядку. [44, с. 333-340]
Содержательный компонент эстетического воспитания включает развитие у младших школьников эстетического сознания и эстетической деятельности. Эстетическое сознание - это тот духовный фундамент, который обеспечивает гармоничное единство и внутреннюю взаимосвязь различных проявлений духовной жизни человека и общества в целом. Это особое духовное образование, характеризующее эстетическое отношение ребенка к действительности. [22, с. 175-179]
Эстетическое сознание имеет свою структуру, которая состоит из эстетических потребностей, эстетических чувств, эстетических переживаний, эстетических взглядов, эстетических вкусов, эстетических идеалов (рис.1).
Согласно потребностей, которые выделил американский психолог А. Маслоу, человек нуждается в эстетическом. С раннего детства человеку свойственно стремление к красоте в общественной и личной жизни. Эстетическую потребность можно рассматривать как взаимосвязь человека со средой, существует объективно и в результате которой возникает необходимость в производстве, сохранении и распространении эстетических эмоций, чувств, взглядов, знаний, ценностей, идеалов и их объективности в деятельности. Понятие «эстетическая потребность» охватывает как потребность младших школьников в восприятии эстетических явлений окружающей среды, так и потребность в искусстве и эстетической творчества. Особенностью эстетической потребности является то, что она может быть реализована во всех сферах деятельности младшего школьника: в отношении к природе, в труде, в поведении и общении, в приобщении к искусству, в научном познании окружающего мира. [19, с. 55-57]
Эстетическая потребность возникает только при наличии эстетического чувства - основы духовного отношения к миру. Другими словами: эстетическое чувство является тем духовным образованием, которое определяет степень социализации индивида, уровень подъема его потребностей. Воспринимая окружающую среду, у младших школьников возникают определенные эстетические чувства.
«Эстетические чувства, - писал В. Сухомлинский, - имеют своим источником культуру эстетического восприятия. Переживание несправедливости притупляет чувствительность свойственную высокой эстетической культуре». Эстетические чувства – это своеобразные переживания ребенка, что возникают при восприятии красоты природы, произведений искусства, красоты человеческого тела и т.д., они способствуют формированию качеств личности, принимают активное участие в ее социально-эстетическом воспитании, играют важную роль в саморегуляции психических функций организма. Эстетические чувства выражаются в сопереживании, волнении, наслаждении. Настоящие эстетические чувства, положительные эмоции, эстетическое наслаждение оказывают большое воспитательное влияние на личность ребенка. [36, с. 200-202]
На основе эстетических чувств возникают эстетические переживания, которые представлены в виде эмоций, связанных с конкретными предметами, явлениями, что их воспринимает ребенок: радость от общения, встреча с красотой, волнение от восприятия возвышенного.
Эстетические взгляды передают отношение ребенка к определенным предметам, объектам, явлениям. Ребенок не только должен воспринимать прекрасное, но и понимать, оценивать произведения искусства, поступки людей и др., то есть формировать эстетический вкус. Эстетический вкус – это умение ребенка правильно понимать и оценивать прекрасное и безобразное, трагическое и комическое в жизни и искусстве. [32, с. 180]
Эстетический идеал выступает главной эстетической ценностью, высшим критерием эстетической оценки. Это то, к чему стремится ребенок, на что он равняется.
Конечной целью эстетического воспитания есть формирование готовности ребенка к эстетической деятельности, которая выступает важным компонентом эстетической культуры. Эстетическая деятельность универсальна. Она проявляется в игровой, учебной, трудовой деятельности, поведении и состоит из: организации эстетической среды, в которой живет, работает, учится, отдыхает ребенок; конкретной творческой деятельности в области искусства, литературы, музыки и др.; пропаганды искусства, эстетических идеалов; эстетической выразительности в учебной, бытовой деятельности; выявлении эстетической культуры во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Содержание эстетического воспитания конкретизируется в школьных программах и во внеурочной деятельности, где предоставляется возможность формировать у учеников эстетические чувства, взгляды, убеждения, вкусовые оценки и суждения. [27, с. 99 -102]
В начальной школе пробуждается у детей интерес к искусству, происходит привлечение к музыке и художественно-творческой деятельности. Начальное звено образования призвано сформировать у учащихся целостное мировосприятие и мироощущение, обеспечить развитие эстетических идеалов и вкусов, чувства ответственности за сохранение культурных ценностей общества. [36, с.88]
Эстетическое воспитание тесно связано с трудом. Настоящая красота проявляется в труде. Ознакомление с эстетикой труда происходит на уроках труда, в кружках «умелые руки». Важно использовать литературные произведения, в которых говорится о красоте труда, о людях, которые работают. Приобщая младших школьников к труду, мы учим детей выполнять его красиво, с творческим подходом; развиваем у детей специальные художественные способности.
Дети должны стремиться и к эстетике быта, обуславливая правильную организацию предметной среды, которая соотносится с представлениями личности о мере, гармонии, что отображается в оформлении комнаты, квартиры, в одежде, во внешнем виде и т.д. [23, с. 276]
Конечным результатом эстетического воспитания выступает эстетическая воспитанность младших школьников, которая включает четыре уровня: высокий, достаточный, средний и начальный. Критериями эстетической воспитанности младших школьников есть использование эстетических знаний и умений в быту и жизнедеятельности, наличие ценностных ориентаций; совершение конкретных действий и поступков; сформированность основных эстетических качеств личности; психологическая и духовная готовность к полноценной творческой жизнедеятельности.
В конечном итоге у детей должны быть сформированы эстетические компетенции: ребенок охотно общается по поводу красоты во всех формах ее существования; адекватно оценивает эстетическую ценность продукта собственной изобразительной деятельности; относится к изобразительной деятельности как к творческому процессу самовыражения; умеет осуществить замысел и реализовать его, достигая образно-эстетической выразительности; действует смело, решительно, с удовольствием, свободно ориентируется в изобразительных материалах и техниках; адекватно использует выразительные средства (цвет, композицию, форму, декор). [2, с.123]
Таким образом, можно сделать выводы, что эстетическое воспитание младших школьников это система, включающая совокупность взаимосвязанных компонентов: цель, задачи, мотивы, принципы, содержание, средства, методы, формы и условия.
- Содержание
- Глава 1.Теоретические основы проблемы организации внеурочной художественно-эстетической деятельности в образовательном процессе начальной школы……………………………………………………………………..
- Глава 2. Опытно-экспериментальная работа, направленная на организацию художественно-эстетического направления внеурочной деятельности для учеников 4-го класса ……………………………………….........
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы проблемы организации внеурочной художественно-эстетической деятельности в образовательном процессе начальной школы
- 1.1. Специфика организации внеурочной художественно-эстетической деятельности младших школьников
- 1.2 Возрастные особенности эстетического развития младших школьников
- 1.3. Организационно-методические условия художественно-эстетической деятельности младших школьников во внеурочном процессе
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Опытно-экспериментальная работа, направленная на организацию художественно-эстетического направления внеурочной деятельности для учеников 4-го класса
- 2.1. Выявление исходного уровня эстетического развития учеников 4 класса
- 2.2. Экспериментальная программа внеурочной деятельности «Лоскутная пластика» для учеников 4 класса
- Основное содержание программы внеурочной деятельности «Лоскутная пластика»
- 2.3. Анализ результатов экспериментальной работы
- Выводы по второй главе
- Заключение
- Анкета «Интересуешься ли ты секретами народных мастеров?»
- Результаты анкетирования исходного уровня эстетических знаний на констатирующем этапе
- Методика ранжирования
- Результаты анкетирования исходного уровня эстетических знаний на контрольном этапе
- Результаты методики исходного уровня эстетических потребностей на контрольном этапе
- Подробное содержание программы внеурочной деятельности «Лоскутная пластика»
- Тема: Подбор тканей по фактуре и цвету
- Тема: Выполнение образцов ручных швов, используемых в лоскутном шитье.
- Тема: Шитьё из квадратов. Правила сборки образца по схеме «Игрушка кот».
- Тема: Изготовление варежка-прихватки.