logo search
Эстетическое воспитание

2.2. Эстетическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности

Эстетическое воспитание представляет собой систему педагогической деятельности, которая своевременно и достаточно полно использует все объективные и субъективные возможности развития школьников. Данная система включает в себя: учебную деятельность учащихся, внеклассную и внешкольную работу.

Данная система занятий была разработана на основе модификации программ «Музыкальный фольклор», авторы Г.А. Косарева, И.А. Плеханова; «Страна творчества», Т.А. Бугакова, «В гостях у сказки», Л.Х. Валиулина.

Цель: Формирование у учащихся эстетической культуры, творческой активности.

Задачи:

1. Развивать эстетический вкус, фантазию, изобретательность, художественную память;

2. Пробуждать любознательность в области искусства, музыки, чтения;

3. Воспитывать усидчивость, аккуратность и терпение;

На занятиях используются дидактические принципы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Вид деятельности, тема занятий

Количество часов теоретически

Количество часов практически

Всего часов

Музыка

Мир фольклора

0,3

0,7

1

Потешки

0,3

0,7

1

Прибаутки

0,3

0,7

1

Небылицы

0,3

0,7

1

Дразнилка

0,3

0,7

1

Скороговорки

0,3

0,7

1

Считалки

0,3

0,7

1

Игры

0,3

0,7

1

Поговорки

0,3

0,7

1

Итоговое занятие. Посиделки

0,3

0,7

1

Изобразительное искусство

Свойства красок

0,3

0,7

1

Королева Кисточка и волшебные превращения красок

1

1

2

Праздник теплых и холодных цветов

0,3

0,7

1

Серо-черный мир красок

0,3

0,7

1

Красочное настроение

0,3

0,7

1

Волшебная линия

0,3

0,7

1

Точка

1

1

2

Пятно

0,3

0,7

1

Форма

0,3

0,7

1

Контраст форм

0,3

0,7

1

Чтение

Русская народная сказка «Колобок»

1

1

2

Русская народная сказка «Теремок»

1,5

1,5

3

Русская народная сказка «Репка»

1

1

2

Русская народная сказка «Волк и лиса»

1

1

2

Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»

1,5

1,5

3

Русская народная сказка «Три медведя»

1

1

2

Русская народная сказка «Лягушка-царевна»

1

1

2

Сказка Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»

1

1

2

Сказка А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

1

1

2

Сказка В. Катаев «Цветик-семицветик»

1

1

2

итого

17,4

25,6

43

Система занятий.

Музыка 1 класс.

Занятие 1. Тема «Мир фольклора» (1час)

Цель: Знакомство с фольклором.

Фольклор - мир народной мудрости; особенности народного пения; простейшие исполнительские навыки. Развитие певческих навыков: упражнения на дыхание, звукообразование, ритм.

Занятие 2. Тема «Потешки» (1час)

Цель: Знакомство с потешками.

Потешки как один из видов народного творчества, их назначения. Разучивание слов, работа над выразительным исполнением.

Занятие 3. Тема «Прибаутки» (1час)

Цель: Знакомство с жанром прибаутки.

Прибаутки как жанр - фольклора, их место в жизни детей. Разучивание слов и мелодий прибауток.

Занятие 4. Тема «Небылицы» (1час)

Цель: Знакомство с небылицами.

Небылицы как вид творчества, их назначение; особенности данного вида творчества. Разучивание песен- небылиц и их обыгрывание.

Занятие 5. Тема «Дразнилка» (1час)

Цель: Знакомство с дразнилками.

Дразнилки как вид творчества, их место в жизни детей. Разучивание дразнилок, обыгрывание, работа над выразительным исполнением; сочинение дразнилок.

Занятие 6. Тема «Скороговорки» (1час)

Цель: Знакомство с скороговорками.

Скороговорки как вид народного творчества. Разучивание музыкальных скороговорок.

Занятие 7. Тема «Считалки» (1час)

Цель: Знакомство со считалками.

Считалка как вид народного творчества, их назначение. Разучивание музыкальных считалок, умение применять их на практике.

Занятие 8. Тема «Игры» (1час)

Цель: Знакомство с играми.

Виды игр, воплощение художественного образа в драматическом действии; обрядовые игры, соответствие игр календарному годовому кругу; музыкальные припевы, их особенности; игры ненецкого народа и их особенности. Разучивание русских игр; работа над выразительным исполнением.

Занятие 9. Тема «Поговорки» (1час)

Цель: Знакомство с поговорками.

Поговорки, как вид народного творчества, их использование в жизни. Разучивание слов и мелодий; работа над выразительным исполнением.

Занятие 10. Тема «Итоговое занятие. Посиделки» (1час)

Цель: Подведение итогов.

Викторина; кроссворд; игра «Угадай народную мелодию» Творческие задания:

1)Импровизация мелодий и ритмов.

2)Импровизация попевок и песен на фольклорные тексты.

Изобразительное искусство.

Занятие 1. Тема «Свойства красок» (1час)

Цель: Знакомство с гуашью и акварелью.

Особенности гуаши: плотность, густая консистенция, возможность использования для перекрытия одного слоя краски другим, легкость смешивания, возможность получения разнообразных спецэффектов. Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с различными приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге. Практическая работа учащихся.

Оборудование: бумага, краски, гуашь, баночка.

Занятие 2. Тема «Королева Кисточка и волшебные превращения красок» (2час)

Цель: Знакомство с кистью.

Знакомство с историей возникновения кисти. Различные типы кистей: жёсткие и мягкие, круглые и плоские, большие и маленькие. Правила работы и уход за кистями. Понятие различных видов мазков, полученных при разном нажиме на кисть: «штрих-дождик», «звёздочка», «кирпичик», «волна». Главные краски на службе у Королевы Кисточки (красная, синяя, жёлтая), секрет их волшебства. Способы получения составных цветов путем смешивания главных красок. Практическая работа учащихся.

Оборудование: бумага, краски, баночка, палитра.

Занятие 3. Тема «Праздник тёплых и холодных цветов». (1час)

Цель: Знакомство с теплыми и холодными цветами.

Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных явлений (гроза, снежная буря, огонь, извержение вулкана). Деление цветов на тёплые и холодные. Особенности тёплых цветов (ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов (чувство прохлады). Взаимодополнения тёплых и холодных цветов. Практическая работа учащихся.

Оборудование: бумага, краски, баночка, палитра.

Занятие 4. Тема «Серо-чёрный мир красок». (1час)

Цель: Знакомство с ахроматическими цветами.

Ахроматические цвета (цвета бесцветные, различающиеся по светлоте). Богатство оттенков серого цвета. «Волшебные» возможности ахроматической палитры и деление цветов от светло-серого до чёрного. Понятие возможной перспективы при использовании ахроматических цветов (дальше - светлее, ближе - темнее). Практическая работа учащихся.

Оборудование: бумага, краски, баночка, палитра.

Занятие 5. Тема «Красочное настроение» (1час)

Цель: Знакомство с особенность белой краски.

Деления цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные (блеклые). Насыщенность как степень отличия цвета от серого. Приёмы постепенного добавления в яркий цвет белой или чёрной краски. Блеклые красочные сочетания. Изменения «настроения цвета» при добавлении белой краски. Цветовые ощущения в результате добавления белой краски (нежность, лёгкость, воздушность). Цветовые ощущения при добавлении чёрной краски цвета (тяжесть, тревожность, загадочность). Практическая работа учащихся.

Оборудование: бумага, краски, баночка, палитра.

Занятие 6. Тема «Волшебная линия» (1час)

Цель: Знакомство с разными линиями.

Линии - начало всех начал. Классификация линий: короткие и длинные, простые и сложные, толстые и тонкие. «Характер линий» (злой, весёлый, спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий). Практическая работа учащихся.

Оборудование: бумага, краски, баночка, палитра.

Занятие 7. Тема «Точка» (2часа)

Цель: Знакомство с способами получения точки.

Точка - «подружка» линии. Способы получения точки на бумаги: лёгкое касание карандаша, касание другого рисующего предмета. «Характер точек»: жирные и тонкие, большие и маленькие, круглые и сложной формы. Техника пуантелизма (создание изображения при помощи одних лишь точек). Практическая работа учащихся.

Оборудование: бумага, краски, баночка, палитра.

Занятие 8. Тема «Пятно» (1час)

Цель: Знакомство с техникой пятна.

Пятно как украшение рисунка. «Характер пятен». Зависимость пятен от их плотности, размера и тональности. Техника создание пятна в рисунке. Изображение пятна разными способами: различным нажимом на рисовальный инструмент, наслоением штрихов друг на друга, нанесением на лист бумаги множества точек, сеточек или других элементов. Практическая работа учащихся.

Оборудование: бумага, краски, баночка, палитра.

Занятие 9. Тема «Форма» (1час)

Цель: Знакомство с формами.

Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами форм (геометрическими, природными, фантазийными), способы их изображения на бумаге. Практическая работа учащихся.

Оборудование: бумага, краски, баночка, палитра.

Занятие 10. Тема «Контраст форм» (1час)

Цель: Показать контрастность форм.

Контраст форм на примере осенних листьев и деревьев. Природа - самая талантливая художница (разнообразие «растительного царства»; различные природные формы и их строение). Соединение и комбинирование между собой различных контрастных форм.

Оборудование: бумага, краски, баночка, палитра.

Чтение

Занятие 1. Тема «Русская народная сказка «Колобок» (2часа)

Цель: Знакомство с сказкой колобок.

Слушание, сказки, рисование героев сказки.

Оборудование: бумага, краски, баночка, палитра.

Занятие 2. Тема «Русская народная сказка Теремок» (3часа)

Цель: Знакомство с сказкой «Теремок»

Слушание, сказки, лепка героев, инсценирование.

Оборудование: пластилин, доска, стека, влажные салфетки.

Занятие 3. Тема «Русская народная сказка Репка»(2часа)

Цель: Знакомство со сказкой «Репка»

Слушание, выборочный пересказ, рисование репки.

Оборудование: бумага, краски, баночка, палитра.

Занятие 4. Тема «Русская народная сказка Волк и лиса»(2часа)

Цель: Знакомство с сказкой «Волк и лиса»

Слушание, лепка из пластилина, выборочный пересказ.

Оборудование: пластилин, доска, стека, влажные салфетки.

Занятие 5. Тема «Русская народная сказка Волк и семеро козлят»(3часа)

Цель: Знакомство со сказкой «Волк и семеро козлят»

Слушание, выборочный пересказ, инсценирование.

Занятие 6. Тема «Русская народная сказка Три медведя»(2часа)

Цель: Знакомство со сказкой «Три медведя»

Чтение, пересказ сказки рисование героев сказки.

Оборудование: бумага, краски, баночка, палитра.

Занятие 7. Тема «Русская народная сказка Лягушка - царевна»(2часа)

Цель: Знакомство со сказкой «Лягушка - царевна»

Чтение сказки, пересказ аппликация.

Оборудование: цветная бумага, клей, ножницы, картон.

Занятие 8. Тема «Сказка Г.Х. Андерсен Дюймовочка »(2часа)

Цель: Знакомство со сказкой «Дюймовочка»

Чтение сказки, краткий пересказ, рисование Дюймовочки.

Оборудование: бумага, краски, баночка, палитра.

Занятие 9. Тема «Сказка А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» (2часа)

Цель: Знакомство со сказкой «О рыбаке и рыбке»

Чтение и рассказывание сказки, лепка, пластилиновый театр.

Оборудование: пластилин, доска, стека, влажные салфетки.

Занятие 10. Тема «Сказка В. Катаев «Цветик - семицветик» »(2часа)

Цель: Знакомство со сказкой «Цветик - семицветик»

Чтение сказки, выборочный пересказ, лепка из пластилина.

Оборудование: пластилин, доска, стека, влажные салфетки.

Таким образом, данная система занятий побуждает детей к активности, любознательности, творческому мышлению формирует художественно-эстетическое восприятие мира. Реализовать разработанную нами систему занятий педагогу помогут методические рекомендации.