2.2. Эстетическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности
Эстетическое воспитание представляет собой систему педагогической деятельности, которая своевременно и достаточно полно использует все объективные и субъективные возможности развития школьников. Данная система включает в себя: учебную деятельность учащихся, внеклассную и внешкольную работу.
Данная система занятий была разработана на основе модификации программ «Музыкальный фольклор», авторы Г.А. Косарева, И.А. Плеханова; «Страна творчества», Т.А. Бугакова, «В гостях у сказки», Л.Х. Валиулина.
Цель: Формирование у учащихся эстетической культуры, творческой активности.
Задачи:
1. Развивать эстетический вкус, фантазию, изобретательность, художественную память;
2. Пробуждать любознательность в области искусства, музыки, чтения;
3. Воспитывать усидчивость, аккуратность и терпение;
На занятиях используются дидактические принципы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Вид деятельности, тема занятий | Количество часов теоретически | Количество часов практически | Всего часов |
Музыка |
|
|
|
Мир фольклора | 0,3 | 0,7 | 1 |
Потешки | 0,3 | 0,7 | 1 |
Прибаутки | 0,3 | 0,7 | 1 |
Небылицы | 0,3 | 0,7 | 1 |
Дразнилка | 0,3 | 0,7 | 1 |
Скороговорки | 0,3 | 0,7 | 1 |
Считалки | 0,3 | 0,7 | 1 |
Игры | 0,3 | 0,7 | 1 |
Поговорки | 0,3 | 0,7 | 1 |
Итоговое занятие. Посиделки | 0,3 | 0,7 | 1 |
Изобразительное искусство |
|
|
|
Свойства красок | 0,3 | 0,7 | 1 |
Королева Кисточка и волшебные превращения красок | 1 | 1 | 2 |
Праздник теплых и холодных цветов | 0,3 | 0,7 | 1 |
Серо-черный мир красок | 0,3 | 0,7 | 1 |
Красочное настроение | 0,3 | 0,7 | 1 |
Волшебная линия | 0,3 | 0,7 | 1 |
Точка | 1 | 1 | 2 |
Пятно | 0,3 | 0,7 | 1 |
Форма | 0,3 | 0,7 | 1 |
Контраст форм | 0,3 | 0,7 | 1 |
Чтение |
|
|
|
Русская народная сказка «Колобок» | 1 | 1 | 2 |
Русская народная сказка «Теремок» | 1,5 | 1,5 | 3 |
Русская народная сказка «Репка» | 1 | 1 | 2 |
Русская народная сказка «Волк и лиса» | 1 | 1 | 2 |
Русская народная сказка «Волк и семеро козлят» | 1,5 | 1,5 | 3 |
Русская народная сказка «Три медведя» | 1 | 1 | 2 |
Русская народная сказка «Лягушка-царевна» | 1 | 1 | 2 |
Сказка Г.Х. Андерсен «Дюймовочка» | 1 | 1 | 2 |
Сказка А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | 1 | 1 | 2 |
Сказка В. Катаев «Цветик-семицветик» | 1 | 1 | 2 |
итого | 17,4 | 25,6 | 43 |
Система занятий.
Музыка 1 класс.
Занятие 1. Тема «Мир фольклора» (1час)
Цель: Знакомство с фольклором.
Фольклор - мир народной мудрости; особенности народного пения; простейшие исполнительские навыки. Развитие певческих навыков: упражнения на дыхание, звукообразование, ритм.
Занятие 2. Тема «Потешки» (1час)
Цель: Знакомство с потешками.
Потешки как один из видов народного творчества, их назначения. Разучивание слов, работа над выразительным исполнением.
Занятие 3. Тема «Прибаутки» (1час)
Цель: Знакомство с жанром прибаутки.
Прибаутки как жанр - фольклора, их место в жизни детей. Разучивание слов и мелодий прибауток.
Занятие 4. Тема «Небылицы» (1час)
Цель: Знакомство с небылицами.
Небылицы как вид творчества, их назначение; особенности данного вида творчества. Разучивание песен- небылиц и их обыгрывание.
Занятие 5. Тема «Дразнилка» (1час)
Цель: Знакомство с дразнилками.
Дразнилки как вид творчества, их место в жизни детей. Разучивание дразнилок, обыгрывание, работа над выразительным исполнением; сочинение дразнилок.
Занятие 6. Тема «Скороговорки» (1час)
Цель: Знакомство с скороговорками.
Скороговорки как вид народного творчества. Разучивание музыкальных скороговорок.
Занятие 7. Тема «Считалки» (1час)
Цель: Знакомство со считалками.
Считалка как вид народного творчества, их назначение. Разучивание музыкальных считалок, умение применять их на практике.
Занятие 8. Тема «Игры» (1час)
Цель: Знакомство с играми.
Виды игр, воплощение художественного образа в драматическом действии; обрядовые игры, соответствие игр календарному годовому кругу; музыкальные припевы, их особенности; игры ненецкого народа и их особенности. Разучивание русских игр; работа над выразительным исполнением.
Занятие 9. Тема «Поговорки» (1час)
Цель: Знакомство с поговорками.
Поговорки, как вид народного творчества, их использование в жизни. Разучивание слов и мелодий; работа над выразительным исполнением.
Занятие 10. Тема «Итоговое занятие. Посиделки» (1час)
Цель: Подведение итогов.
Викторина; кроссворд; игра «Угадай народную мелодию» Творческие задания:
1)Импровизация мелодий и ритмов.
2)Импровизация попевок и песен на фольклорные тексты.
Изобразительное искусство.
Занятие 1. Тема «Свойства красок» (1час)
Цель: Знакомство с гуашью и акварелью.
Особенности гуаши: плотность, густая консистенция, возможность использования для перекрытия одного слоя краски другим, легкость смешивания, возможность получения разнообразных спецэффектов. Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с различными приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге. Практическая работа учащихся.
Оборудование: бумага, краски, гуашь, баночка.
Занятие 2. Тема «Королева Кисточка и волшебные превращения красок» (2час)
Цель: Знакомство с кистью.
Знакомство с историей возникновения кисти. Различные типы кистей: жёсткие и мягкие, круглые и плоские, большие и маленькие. Правила работы и уход за кистями. Понятие различных видов мазков, полученных при разном нажиме на кисть: «штрих-дождик», «звёздочка», «кирпичик», «волна». Главные краски на службе у Королевы Кисточки (красная, синяя, жёлтая), секрет их волшебства. Способы получения составных цветов путем смешивания главных красок. Практическая работа учащихся.
Оборудование: бумага, краски, баночка, палитра.
Занятие 3. Тема «Праздник тёплых и холодных цветов». (1час)
Цель: Знакомство с теплыми и холодными цветами.
Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных явлений (гроза, снежная буря, огонь, извержение вулкана). Деление цветов на тёплые и холодные. Особенности тёплых цветов (ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов (чувство прохлады). Взаимодополнения тёплых и холодных цветов. Практическая работа учащихся.
Оборудование: бумага, краски, баночка, палитра.
Занятие 4. Тема «Серо-чёрный мир красок». (1час)
Цель: Знакомство с ахроматическими цветами.
Ахроматические цвета (цвета бесцветные, различающиеся по светлоте). Богатство оттенков серого цвета. «Волшебные» возможности ахроматической палитры и деление цветов от светло-серого до чёрного. Понятие возможной перспективы при использовании ахроматических цветов (дальше - светлее, ближе - темнее). Практическая работа учащихся.
Оборудование: бумага, краски, баночка, палитра.
Занятие 5. Тема «Красочное настроение» (1час)
Цель: Знакомство с особенность белой краски.
Деления цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные (блеклые). Насыщенность как степень отличия цвета от серого. Приёмы постепенного добавления в яркий цвет белой или чёрной краски. Блеклые красочные сочетания. Изменения «настроения цвета» при добавлении белой краски. Цветовые ощущения в результате добавления белой краски (нежность, лёгкость, воздушность). Цветовые ощущения при добавлении чёрной краски цвета (тяжесть, тревожность, загадочность). Практическая работа учащихся.
Оборудование: бумага, краски, баночка, палитра.
Занятие 6. Тема «Волшебная линия» (1час)
Цель: Знакомство с разными линиями.
Линии - начало всех начал. Классификация линий: короткие и длинные, простые и сложные, толстые и тонкие. «Характер линий» (злой, весёлый, спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий). Практическая работа учащихся.
Оборудование: бумага, краски, баночка, палитра.
Занятие 7. Тема «Точка» (2часа)
Цель: Знакомство с способами получения точки.
Точка - «подружка» линии. Способы получения точки на бумаги: лёгкое касание карандаша, касание другого рисующего предмета. «Характер точек»: жирные и тонкие, большие и маленькие, круглые и сложной формы. Техника пуантелизма (создание изображения при помощи одних лишь точек). Практическая работа учащихся.
Оборудование: бумага, краски, баночка, палитра.
Занятие 8. Тема «Пятно» (1час)
Цель: Знакомство с техникой пятна.
Пятно как украшение рисунка. «Характер пятен». Зависимость пятен от их плотности, размера и тональности. Техника создание пятна в рисунке. Изображение пятна разными способами: различным нажимом на рисовальный инструмент, наслоением штрихов друг на друга, нанесением на лист бумаги множества точек, сеточек или других элементов. Практическая работа учащихся.
Оборудование: бумага, краски, баночка, палитра.
Занятие 9. Тема «Форма» (1час)
Цель: Знакомство с формами.
Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами форм (геометрическими, природными, фантазийными), способы их изображения на бумаге. Практическая работа учащихся.
Оборудование: бумага, краски, баночка, палитра.
Занятие 10. Тема «Контраст форм» (1час)
Цель: Показать контрастность форм.
Контраст форм на примере осенних листьев и деревьев. Природа - самая талантливая художница (разнообразие «растительного царства»; различные природные формы и их строение). Соединение и комбинирование между собой различных контрастных форм.
Оборудование: бумага, краски, баночка, палитра.
Чтение
Занятие 1. Тема «Русская народная сказка «Колобок» (2часа)
Цель: Знакомство с сказкой колобок.
Слушание, сказки, рисование героев сказки.
Оборудование: бумага, краски, баночка, палитра.
Занятие 2. Тема «Русская народная сказка Теремок» (3часа)
Цель: Знакомство с сказкой «Теремок»
Слушание, сказки, лепка героев, инсценирование.
Оборудование: пластилин, доска, стека, влажные салфетки.
Занятие 3. Тема «Русская народная сказка Репка»(2часа)
Цель: Знакомство со сказкой «Репка»
Слушание, выборочный пересказ, рисование репки.
Оборудование: бумага, краски, баночка, палитра.
Занятие 4. Тема «Русская народная сказка Волк и лиса»(2часа)
Цель: Знакомство с сказкой «Волк и лиса»
Слушание, лепка из пластилина, выборочный пересказ.
Оборудование: пластилин, доска, стека, влажные салфетки.
Занятие 5. Тема «Русская народная сказка Волк и семеро козлят»(3часа)
Цель: Знакомство со сказкой «Волк и семеро козлят»
Слушание, выборочный пересказ, инсценирование.
Занятие 6. Тема «Русская народная сказка Три медведя»(2часа)
Цель: Знакомство со сказкой «Три медведя»
Чтение, пересказ сказки рисование героев сказки.
Оборудование: бумага, краски, баночка, палитра.
Занятие 7. Тема «Русская народная сказка Лягушка - царевна»(2часа)
Цель: Знакомство со сказкой «Лягушка - царевна»
Чтение сказки, пересказ аппликация.
Оборудование: цветная бумага, клей, ножницы, картон.
Занятие 8. Тема «Сказка Г.Х. Андерсен Дюймовочка »(2часа)
Цель: Знакомство со сказкой «Дюймовочка»
Чтение сказки, краткий пересказ, рисование Дюймовочки.
Оборудование: бумага, краски, баночка, палитра.
Занятие 9. Тема «Сказка А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» (2часа)
Цель: Знакомство со сказкой «О рыбаке и рыбке»
Чтение и рассказывание сказки, лепка, пластилиновый театр.
Оборудование: пластилин, доска, стека, влажные салфетки.
Занятие 10. Тема «Сказка В. Катаев «Цветик - семицветик» »(2часа)
Цель: Знакомство со сказкой «Цветик - семицветик»
Чтение сказки, выборочный пересказ, лепка из пластилина.
Оборудование: пластилин, доска, стека, влажные салфетки.
Таким образом, данная система занятий побуждает детей к активности, любознательности, творческому мышлению формирует художественно-эстетическое восприятие мира. Реализовать разработанную нами систему занятий педагогу помогут методические рекомендации.
- Эстетическое воспитание школьников во внеурочной деятельности учителя Содержание
- Глава 1. Теоретические аспекты внеурочной деятельности младших школьников как средства эстетического воспитания……………………………..6
- Глава II. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности………………………………………
- Глава 1. Теоретические аспекты внеурочной деятельности младших школьников как средства эстетического воспитания
- 1.1. Проблемы эстетического воспитания младших школьников в психолого-педагогической литературе
- 1.2. Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте
- 1.3. Внеурочная деятельность младших школьников
- Глава II. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности
- 2.1 Исследование уровня эстетического развития младших школьников
- 2.2. Эстетическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности
- 2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по эстетическому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности