logo search
Эстетическое воспитание

2.3. Анализ результатов экспериментальной работы

На контрольном этапе экспериментальной работы решались следующие задачи:

- повторная диагностика уровня эстетической воспитанности первоклассников;

- сравнительно-сопоставительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента.

Изменения в уровне сформированности эстетической воспитанности первоклассников отслеживались по тем же критериям, которые использовались на констатирующем этапе эксперимента: эстетические суждения, эстетические чувства и эстетические потребности. Для проведения диагностики учащихся применялись те же методы, используемые на констатирующем этапе эксперимента, а также дополнительные методы.

Кроме того, изучение эффективности разработанной программы эстетического воспитания у первоклассников осуществлялось через ежедневные наблюдения за школьниками в процессе внеучебной деятельности. Результаты, полученные в ходе диагностики, сравнивались с результатами констатирующего эксперимента. Определение уровня развития эстетической воспитанности младших школьников мы начали с методики Ж.Овчинниковой «Эстетическое отношение к действительности как фактор развития младших школьников».

Индивидуальные результаты диагностики каждого ребёнка по данной методике представлены в Приложении 7. Сравнительные данные, полученные на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, отражены в Таблице 2.5.

Таблица 2.5.

Сравнительные данные диагностики первоклассников

по методике Ж. Овчинниковой на констатирующем этапе эксперимента

Этапы

эксперимента

Уровни развития эстетических чувств

Высокий

Средний

Низкий

абс.

%

абс.

%

абс.

%

констатирующий

2

20

4

40

4

40

контрольный

3

30

5

50

2

20

Из данной сравнительно–сопоставительной таблицы видно, что число учащихся, имеющих высокий уровень развития эстетических чувств, увеличилось на 10 %. Детей экспериментальной группы со средним уровнем после формирующего этапа стало также больше на 10 %. Число учащихся экспериментальной группы, имеющих низкий уровень развития эстетических чувств, уменьшилось на 20 %.

Изучая изменения по показателям «эстетические суждения и эстетические потребности» можно сделать заключение, что за время эксперимента дети экспериментального класса стали в большей степени интересоваться различными областями эстетической деятельности человека, стали более эмоциональными в проявлениях своих переживаний, стали более вежливыми в отношениях друг с другом и взрослыми. Это прослеживается на уроках и во внеурочной деятельности.

Результаты диагностикипо данным показателям представлены в Приложении 8. Сравнительные (обобщённые) данные представлены схематично на Рис. 2.6.

Из Рис. 2.6. видно, что увеличилось количество ребят, которые стали посещать театральный кружок (на 2 человека), 1 ребенок стал посещать кружок «Очумелые ручки». В классе был создан вокальный ансамбль «Капелька», в котором стали заниматься 6 учащихся, с низким уровнем развития эстетической воспитанности.

В результате анализа данных контрольного этапа эксперимента, мы сделали следующие выводы. Если на констатирующем этапе было выявлено 5 детей с низким уровнем активности творческой деятельности, то на контрольном этапе таких детей не оказалось. Таким образом, в целом сопоставляя данные констатирующего и контрольного этапов эксперимента было установлено, что уровень сформированности эстетической воспитанности младших школьников значительно повысился.

Рис. 2.6. Сравнительные результаты изучения активности творческой деятельности младших школьников на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Сравнительные данные изучения уровня сформированности эстетической воспитанности младших школьников на констатирующем и контрольных этапах эксперимента представлены в таблице 2.6.

Таблица 2.6.

Сравнительные данные изучения уровня сформированности эстетической воспитанности младших школьников на констатирующем и контрольных этапах эксперимента

Уровни развития эстетической воспитанности

Показатели эстетической воспитанности

Эстетические суждения

Эстетические чувства

Эстетическая потребность

Общий уровень эстетической воспитанности

констати-

рующий

контроль-

ный

констати-

рующий

контроль-

ный

констати-

рующий

контроль-

ный

констати-

рующий

контроль-

ный

аб

%

аб

%

аб

%

аб

%

аб

%

аб

%

аб

%

аб

%

Высокий

2

20

2

20

2

20

3

30

2

20

2

20

6

27,8

8

40

Средний

3

30

8

80

4

40

5

50

11

3

30

8

80

59,5

12

60

Низкий

5

50

-

-

4

40

2

20

2

10

-

-

5

50

-

-

Результаты исследования позволили сформулировать рекомендации по эстетическому воспитанию первоклассников для педагогов.

Рекомендации для педагогов:

  1. Активно включать в воспитательный процесс в первом классе методы, формы и средства эстетического воспитания младших школьников.

  2. Привлекать к сотрудничеству родителей учащихся для организации и проведения воспитательной работы.

  3. Учитывать психологические и возрастные особенности первоклассников в процессе формирования эстетической воспитанности.

Заключительный этап исследования показал, что разработанная экспериментальная программа формирования эстетической воспитанности позволяет добиться положительной динамики в процессе эстетического воспитания школьников.