2.3. Анализ результатов экспериментальной работы
На контрольном этапе экспериментальной работы решались следующие задачи:
- повторная диагностика уровня эстетической воспитанности первоклассников;
- сравнительно-сопоставительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента.
Изменения в уровне сформированности эстетической воспитанности первоклассников отслеживались по тем же критериям, которые использовались на констатирующем этапе эксперимента: эстетические суждения, эстетические чувства и эстетические потребности. Для проведения диагностики учащихся применялись те же методы, используемые на констатирующем этапе эксперимента, а также дополнительные методы.
Кроме того, изучение эффективности разработанной программы эстетического воспитания у первоклассников осуществлялось через ежедневные наблюдения за школьниками в процессе внеучебной деятельности. Результаты, полученные в ходе диагностики, сравнивались с результатами констатирующего эксперимента. Определение уровня развития эстетической воспитанности младших школьников мы начали с методики Ж.Овчинниковой «Эстетическое отношение к действительности как фактор развития младших школьников».
Индивидуальные результаты диагностики каждого ребёнка по данной методике представлены в Приложении 7. Сравнительные данные, полученные на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, отражены в Таблице 2.5.
Таблица 2.5.
Сравнительные данные диагностики первоклассников
по методике Ж. Овчинниковой на констатирующем этапе эксперимента
Этапы эксперимента | Уровни развития эстетических чувств | |||||
Высокий | Средний | Низкий | ||||
абс. | % | абс. | % | абс. | % | |
констатирующий | 2 | 20 | 4 | 40 | 4 | 40 |
контрольный | 3 | 30 | 5 | 50 | 2 | 20 |
Из данной сравнительно–сопоставительной таблицы видно, что число учащихся, имеющих высокий уровень развития эстетических чувств, увеличилось на 10 %. Детей экспериментальной группы со средним уровнем после формирующего этапа стало также больше на 10 %. Число учащихся экспериментальной группы, имеющих низкий уровень развития эстетических чувств, уменьшилось на 20 %.
Изучая изменения по показателям «эстетические суждения и эстетические потребности» можно сделать заключение, что за время эксперимента дети экспериментального класса стали в большей степени интересоваться различными областями эстетической деятельности человека, стали более эмоциональными в проявлениях своих переживаний, стали более вежливыми в отношениях друг с другом и взрослыми. Это прослеживается на уроках и во внеурочной деятельности.
Результаты диагностикипо данным показателям представлены в Приложении 8. Сравнительные (обобщённые) данные представлены схематично на Рис. 2.6.
Из Рис. 2.6. видно, что увеличилось количество ребят, которые стали посещать театральный кружок (на 2 человека), 1 ребенок стал посещать кружок «Очумелые ручки». В классе был создан вокальный ансамбль «Капелька», в котором стали заниматься 6 учащихся, с низким уровнем развития эстетической воспитанности.
В результате анализа данных контрольного этапа эксперимента, мы сделали следующие выводы. Если на констатирующем этапе было выявлено 5 детей с низким уровнем активности творческой деятельности, то на контрольном этапе таких детей не оказалось. Таким образом, в целом сопоставляя данные констатирующего и контрольного этапов эксперимента было установлено, что уровень сформированности эстетической воспитанности младших школьников значительно повысился.
Рис. 2.6. Сравнительные результаты изучения активности творческой деятельности младших школьников на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
Сравнительные данные изучения уровня сформированности эстетической воспитанности младших школьников на констатирующем и контрольных этапах эксперимента представлены в таблице 2.6.
Таблица 2.6.
Сравнительные данные изучения уровня сформированности эстетической воспитанности младших школьников на констатирующем и контрольных этапах эксперимента
Уровни развития эстетической воспитанности |
Показатели эстетической воспитанности | |||||||||||||||
Эстетические суждения
| Эстетические чувства
| Эстетическая потребность
| Общий уровень эстетической воспитанности | |||||||||||||
констати- рующий | контроль- ный | констати- рующий | контроль- ный | констати- рующий | контроль- ный | констати- рующий | контроль- ный | |||||||||
аб | % | аб | % | аб | % | аб | % | аб | % | аб | % | аб | % | аб | % | |
Высокий | 2 | 20 | 2 | 20 | 2 | 20 | 3 | 30 | 2 | 20 | 2 | 20 | 6 | 27,8 | 8 | 40 |
Средний | 3 | 30 | 8 | 80 | 4 | 40 | 5 | 50 | 11 | 3 | 30 | 8 | 80 | 59,5 | 12 | 60 |
Низкий | 5 | 50 | - | - | 4 | 40 | 2 | 20 | 2 | 10 | - | - | 5 | 50 | - | - |
Результаты исследования позволили сформулировать рекомендации по эстетическому воспитанию первоклассников для педагогов.
Рекомендации для педагогов:
-
Активно включать в воспитательный процесс в первом классе методы, формы и средства эстетического воспитания младших школьников.
-
Привлекать к сотрудничеству родителей учащихся для организации и проведения воспитательной работы.
-
Учитывать психологические и возрастные особенности первоклассников в процессе формирования эстетической воспитанности.
Заключительный этап исследования показал, что разработанная экспериментальная программа формирования эстетической воспитанности позволяет добиться положительной динамики в процессе эстетического воспитания школьников.
- Анна Александровна Ковзунова условия эстетического воспитания во внеурочной деятельности младших школьников
- Иркутск 2016 содержание
- Глава 1. Теоретико-методологические основы проблемы эстетического воспитания младших школьников в научной литературе………………………….
- Глава 2. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию учащихся начальных классов …………………………………………………………………....
- Введение
- Глава 1. Теоретико-методологические основы проблемы эстетического воспитания младших школьников в научной литературе
- 1.1 Сущностная характеристика процесса эстетического воспитания младших школьников
- 1.2 Возрастные особенности младших школьников, влияющие на процесс эстетического воспитания
- 1.3 Условия эстетического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию учащихся начальных классов
- 2.1 Выявление исходного уровня эстетической воспитанности учащихся 1 класса
- 2.2 Экспериментальная программа внеурочной деятельности по эстетическому воспитанию учащихся 1 класса
- Приветствие учащихся, сообщение темы занятия.
- 2. Беседа с элементами формирования эстетических знаний.
- 2.3. Анализ результатов экспериментальной работы
- Выводы по второй главе
- Заключение
- Список литературы