2.2. Экспериментальная программа внеурочной деятельности «Лоскутная пластика» для учеников 4 класса
Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что у большинства детей отмечен средний и низкий уровень эстетического развития и устойчивые эстетические потребности.
Основной задачей формирующего эксперимента явилась разработка и реализация экспериментального программно-методического обеспечения внеурочного курса «Лоскутная пластика». Формирующий этап проводился в течение марта-января 2016 года.
Программа внеурочной деятельности «Лоскутная пластика» относится к художественно – эстетической направленности.
Художественное творчество передает духовный опыт человечества, воспитывает связь между поколениями. Настоящее декоративно-прикладное искусство сохраняется и развивается лишь тогда, когда живет в наших домах и когда новую, долгую жизнь ему дают наши руки и наши души.
В процессе практической работы, которая является основной формой обучения, учащиеся последовательно освоят навыки изготовление лоскутных изделий с учетом современных технологий.
Занятия по народному декоративно-прикладному рукоделию имеют большое воспитательное значение. Данная программа соединяет сведения о лоскутном шитье, традициях в данном виде рукоделия, основных приемах шитья из лоскутков, аппликации и использование дополнительных видов декоративно-прикладного творчества. Изготовление изделий не требует больших материальных затрат. Из доступных, легко обрабатываемых материалов, даже из отходов домашнего хозяйства, учащиеся могут сделать много интересных и полезных вещей, что становится особо актуальным в наши дни.
Отличительная особенность программы: возможность самопознания через реализацию себя в выбранном виде деятельности, возможность сориентировать ребенка в социокультурной среде и создать условия для его саморазвития и творческой самореализации.
Кроме того, в программе представлены разнообразные теоретические и практические формы и методы воспитательной работы по эстетическому воспитанию личности ребенка. Это беседы, дидактические игры, заучивание стихов, и т.п.
Цель программы: эстетическое развитие младших школьников через вовлечение в самостоятельную творческую деятельность на основе традиций лоскутного шитья.
Задачи программы:
-
обогащение эстетического кругозора учащихся;
-
формирование технологических умений в технике лоскутного шитья;
-
формирование эстетических потребностей в самостоятельной творческой деятельности.
Программа рассчитана на 10 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 30 минут с учетом возрастных и физиологических особенностей детей. Возраст детей, на которых рассчитана программа – 10 -11лет (учащиеся 4 класса).
В результате освоения программы дети приобретают третий уровень результатов, который сведен к формированию у детей необходимых знаний в вопросах эстетического воспитания.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей представлена: в различных конкурсах, фестивалях, выставках школьного, районного, областного значения.
Таблица 2.1
Программа внеурочной деятельности «Лоскутная пластика»
№ занятия | Тема блока/занятия | Задачи занятия | Основные методические методы и приёмы работы | ||
История возникновения «Лоскутной пластики » (1ч.) | |||||
1-2 |
| Знакомство с историей возникновения лоскутной пластики | Беседа просмотр презентации | ||
Основы лоскутной техники (2ч.)
| |||||
3 |
| Знакомство с оттенками цветового круга и подбора тканей. | Беседа и игровое задание | ||
4 | Выполнение образцов ручных швов, используемых в лоскутном шитье.
| Знакомство с образцами швов | Объяснение | ||
Техника лоскутного шитья (3ч.) | |||||
5 |
| Изготовление изделия по образцу | Беседа, игра, объяснение | ||
6-7 | Шитьё из квадратов. Правила сборки образца по схеме «Шахматка». | Изготовление изделия по образцу | Практическая деятельность, игра, объяснение | ||
Технология изготовления изделия в технике лоскутного шитья(3ч.)
| |||||
8-10 | Изготовление изделия. Варежка-прихватка. | Порядок и варианты выполнения элементов варежки. Изготовление шаблона-выкройки. Просмотр фотографий, раскрой варежки. Смётывание деталей кроя с утеплителем. Стачивание деталей кроя. Инструктаж по ТБ. Определение качества готового изделия. Окончательная обработка изделия. | Практическая деятельность
|
- Содержание
- Глава 1.Теоретические основы проблемы организации внеурочной художественно-эстетической деятельности в образовательном процессе начальной школы……………………………………………………………………..
- Глава 2. Опытно-экспериментальная работа, направленная на организацию художественно-эстетического направления внеурочной деятельности для учеников 4-го класса ……………………………………….........
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы проблемы организации внеурочной художественно-эстетической деятельности в образовательном процессе начальной школы
- 1.1. Специфика организации внеурочной художественно-эстетической деятельности младших школьников
- 1.2 Возрастные особенности эстетического развития младших школьников
- 1.3. Организационно-методические условия художественно-эстетической деятельности младших школьников во внеурочном процессе
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Опытно-экспериментальная работа, направленная на организацию художественно-эстетического направления внеурочной деятельности для учеников 4-го класса
- 2.1. Выявление исходного уровня эстетического развития учеников 4 класса
- 2.2. Экспериментальная программа внеурочной деятельности «Лоскутная пластика» для учеников 4 класса
- Основное содержание программы внеурочной деятельности «Лоскутная пластика»
- 2.3. Анализ результатов экспериментальной работы
- Выводы по второй главе
- Заключение
- Анкета «Интересуешься ли ты секретами народных мастеров?»
- Результаты анкетирования исходного уровня эстетических знаний на констатирующем этапе
- Методика ранжирования
- Результаты анкетирования исходного уровня эстетических знаний на контрольном этапе
- Результаты методики исходного уровня эстетических потребностей на контрольном этапе
- Подробное содержание программы внеурочной деятельности «Лоскутная пластика»
- Тема: Подбор тканей по фактуре и цвету
- Тема: Выполнение образцов ручных швов, используемых в лоскутном шитье.
- Тема: Шитьё из квадратов. Правила сборки образца по схеме «Игрушка кот».
- Тема: Изготовление варежка-прихватки.