logo search
Худэстетическая деятельность

2.2. Экспериментальная программа внеурочной деятельности «Лоскутная пластика» для учеников 4 класса

Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что у большинства детей отмечен средний и низкий уровень эстетического развития и устойчивые эстетические потребности.

Основной задачей формирующего эксперимента явилась разработка и реализация экспериментального программно-методического обеспечения внеурочного курса «Лоскутная пластика». Формирующий этап проводился в течение марта-января 2016 года.

Программа внеурочной деятельности «Лоскутная пластика» относится к художественно – эстетической направленности.

Художественное творчество передает духовный опыт человечества, воспитывает связь между поколениями. Настоящее декоративно-прикладное искусство сохраняется и развивается лишь тогда, когда живет в наших домах и когда новую, долгую жизнь ему дают наши руки и наши души.

В процессе практической работы, которая является основной формой обучения, учащиеся последовательно освоят навыки изготовление лоскутных изделий с учетом современных технологий. 

Занятия по народному декоративно-прикладному рукоделию имеют большое воспитательное значение. Данная программа соединяет сведения о лоскутном шитье, традициях в данном виде рукоделия, основных приемах шитья из лоскутков, аппликации и использование дополнительных видов декоративно-прикладного творчества. Изготовление изделий не требует больших материальных затрат. Из доступных, легко обрабатываемых материалов, даже из отходов домашнего хозяйства, учащиеся могут сделать много интересных и полезных вещей, что становится особо актуальным в наши дни.

Отличительная особенность программы: возможность самопознания через реализацию себя в выбранном виде деятельности, возможность сориентировать ребенка в социокультурной среде и  создать условия для его саморазвития  и  творческой самореализации.

Кроме того, в программе представлены разнообразные теоретические и практические формы и методы воспитательной работы по эстетическому воспитанию личности ребенка. Это беседы, дидактические игры, заучивание стихов, и т.п.

Цель программы: эстетическое развитие младших школьников через вовлечение в самостоятельную творческую деятельность на основе традиций лоскутного шитья.

Задачи программы:

Программа рассчитана на 10 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 30 минут с учетом возрастных и физиологических особенностей детей. Возраст детей, на которых рассчитана программа – 10 -11лет (учащиеся 4 класса).

В результате освоения программы дети приобретают третий уровень результатов, который сведен к формированию у детей необходимых знаний в вопросах эстетического воспитания.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей представлена: в различных конкурсах, фестивалях, выставках школьного, районного, областного значения. 

Таблица 2.1

Программа внеурочной деятельности «Лоскутная пластика»

№ занятия

Тема блока/занятия

Задачи занятия

Основные методические методы и приёмы работы

История возникновения «Лоскутной пластики » (1ч.)

1-2

История возникновения «Лоскутного шитья». Презентация.

Знакомство с тканями и их переплетением

Знакомство с историей возникновения лоскутной пластики

Беседа просмотр презентации

Основы лоскутной техники (2ч.)

3

Подбор тканей по фактуре и цвету.

Знакомство с оттенками цветового круга и подбора тканей.

Беседа и игровое задание

4

Выполнение образцов ручных швов,  используемых в лоскутном шитье.

Знакомство с образцами швов

Объяснение

Техника лоскутного шитья (3ч.)

5

Шитьё из полос. Правила сборки образца по схеме «Ёлочка».

Изготовление изделия по образцу

Беседа, игра, объяснение

6-7

Шитьё из квадратов. Правила сборки образца по схеме «Шахматка».

Изготовление изделия по образцу

Практическая деятельность, игра, объяснение

Технология изготовления изделия в технике лоскутного шитья(3ч.)

8-10

Изготовление изделия. 

Варежка-прихватка.

Порядок и варианты выполнения элементов варежки. Изготовление шаблона-выкройки.

Просмотр фотографий, раскрой варежки.

Смётывание деталей кроя с утеплителем.

Стачивание деталей кроя.

Инструктаж по ТБ.

Определение качества готового изделия.

Окончательная обработка изделия.

Практическая деятельность