2.2 Экспериментальная программа внеурочной деятельности по эстетическому воспитанию учащихся 1 класса
Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что у большинства детей отмечен средний и низкий уровень эстетической воспитанности. Поэтому основной задачей формирующего эксперимента явилась разработка и реализация экспериментальной программы эстетического воспитания первоклассников во внеурочной деятельности. Формирующий этап проводился в течение января-марта 2016 года. Содержательную основу программы внеурочной деятельности с первоклассниками «Мир вокруг нас» составили условия: формирование эстетических знаний в процессе познавательной деятельности; формирование способности к эстетическим суждениям в процессе проблемно-ценностного общения; формирование эстетической потребности в процессе самостоятельной творческой деятельности учащихся.
В основу программы положены различные средства эстетического воспитания: природа, музыка, литература, живопись. Использование вышеназванных средств в формировании эстетической культуры младших школьников дает возможность им не только почувствовать многомерную красоту природы, но и научиться жить и творить по законам красоты.
Программа состоит из отдельных блоков, включающих в себя определенные темы занятий. Содержание занятий предоставляет детям возможность почувствовать мир красоты в целом, позволяет развивать их творческие способности, дать оценку предметам и явлениям окружающей действительности. Содержание каждого блока можно реализовывать отдельно от остальных, однако для решения поставленной цели необходимо вести систематическую работу по всем представленным в программе блокам.
Кроме того, в программе представлены разнообразные теоретические и практические формы и методы воспитательной работы по эстетическому воспитанию личности ребенка. Это беседы, изобразительная деятельность, музыкальные игры, заучивание стихов, постановка пьесы и т.п. Местом проведения мероприятий может стать классная комната, лес, парк.
Целенаправленная работа в выбранном направлении позволит подвести детей к тому, что красота должна пронизывать все сферы деятельности человека, всю его жизнь, а это в свою очередь будет способствовать успешному решению задач программы.
Цель программы: эстетическое воспитание первоклассников через различные виды внеучебной деятельности.
В нашей программе были поставлены следующие задачи:
- формирование эстетических суждений учащихся;
- развитие эстетических чувств младших школьников;
- развитие эстетических потребностей первоклассников.
Программа рассчитана на 10 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 30 минут с учетом возрастных и физиологических особенностей детей. Возраст детей, на которых рассчитана программа – младший школьный возраст (учащиеся 1 класса в возрасте 7 лет).
В результате прохождения программы дети приобретают первый уровень результатов, который сведен к формированию у детей первичных необходимых знаний в вопросах эстетического воспитания.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей представлена: на выставках детских рисунков, постановке пьесы, разучивания стихов и песен, оформления стенгазеты.
Таблица 2.4.
Учебно-тематический план занятий факультативного курса
«Мир вокруг нас» для первоклассников
№ занятия | Тема блока/занятия | Задачи занятия | Вид внеурочной деятельности | Формирующаяся эстетическая категория | Основные методы и приёмы работы |
Мир природы (2 часа) | |||||
1 | Этот загадочный и фантастический мир природы | Показать возможность передачи красоты природы при помощи красок, музыки, слов | Познавательная деятельность | Эстетические знания | беседа изобразительная деятельность прослушивание аудиозаписей |
2 | Природа и фантазия | Научить детей действовать и жить в согласии с природой, сохранять ту красоту, которая предстала перед человечеством | Проблемно-ценностное общение | Эстетические суждения | экскурсия в зимний лес сопроводительная эвристическая беседа |
Музыка звучит в наших сердцах (2 часа) | |||||
3 | Веселая нотка | Формирование понимания детьми значимости искусства в жизни каждого человека | Творческая деятельность | Эстетические потребности | разучивание песен музыкальные игры |
4 | Музыкальное путешествие | Знакомство с великими русскими композиторами и их произведениями | Познавательная деятельность | Эстетические знания | прослушивание аудиозаписей демонстрация и обсуждение репродукций картин |
Литературные чудеса (2 часа) | |||||
5 | Мороз и солнце – день чудесный | Дать детям почувствовать уклад и мир прошлых веков, то время, в котором жил и творил А.С.Пушкин. | Творческая деятельность | Эстетические потребности | заучивание стихов прослушивание сказок оформление стенгазеты |
6 | Мир театра | Знакомство с многообразием видов театра | Творческая деятельность | Эстетические потребности | постановка пьесы-сказки по произведению А.С. Пушкина |
Мой красивый внутренний мир (2 часа) | |||||
7 | У зеркала | Знакомство с понятиями «эстетика внешнего вида», «культура внешнего вида» | Познавательная деятельность | Эстетические знания | эвристическая беседа ролевые игры |
8 | Королевство вежливых слов | Осознать ролевые позиции при общении с людьми, построение своего речевое поведение | Познавательная деятельность | Эстетические знания | беседа тренинг |
Творческая мастерская (2 часа) | |||||
9 | Город будущего | Развитие воображения и креативного мышления | Творческая деятельность | Эстетические потребности | изобразительная деятельность составление рассказа |
10 | Мир прекрасен вокруг нас | Осознание гармонии человека с природой | Проблемно-ценностное общение | Эстетические суждения | беседа тематическая игра |
Представим фрагмент занятия «Музыкальное путешествие».
Цель: формирование эстетических знаний в процессе познавательной деятельности.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, портреты композиторов.
Ход занятия:
- Анна Александровна Ковзунова условия эстетического воспитания во внеурочной деятельности младших школьников
- Иркутск 2016 содержание
- Глава 1. Теоретико-методологические основы проблемы эстетического воспитания младших школьников в научной литературе………………………….
- Глава 2. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию учащихся начальных классов …………………………………………………………………....
- Введение
- Глава 1. Теоретико-методологические основы проблемы эстетического воспитания младших школьников в научной литературе
- 1.1 Сущностная характеристика процесса эстетического воспитания младших школьников
- 1.2 Возрастные особенности младших школьников, влияющие на процесс эстетического воспитания
- 1.3 Условия эстетического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию учащихся начальных классов
- 2.1 Выявление исходного уровня эстетической воспитанности учащихся 1 класса
- 2.2 Экспериментальная программа внеурочной деятельности по эстетическому воспитанию учащихся 1 класса
- Приветствие учащихся, сообщение темы занятия.
- 2. Беседа с элементами формирования эстетических знаний.
- 2.3. Анализ результатов экспериментальной работы
- Выводы по второй главе
- Заключение
- Список литературы