logo search
Эстетическое воспитание

2.2 Экспериментальная программа внеурочной деятельности по эстетическому воспитанию учащихся 1 класса

Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что у большинства детей отмечен средний и низкий уровень эстетической воспитанности. Поэтому основной задачей формирующего эксперимента явилась разработка и реализация экспериментальной программы эстетического воспитания первоклассников во внеурочной деятельности. Формирующий этап проводился в течение января-марта 2016 года. Содержательную основу программы внеурочной деятельности с первоклассниками «Мир вокруг нас» составили условия: формирование эстетических знаний в процессе познавательной деятельности; формирование способности к эстетическим суждениям в процессе проблемно-ценностного общения; формирование эстетической потребности в процессе самостоятельной творческой деятельности учащихся.

В основу программы положены различные средства эстетического воспитания: природа, музыка, литература, живопись. Использование вышеназванных средств в формировании эстетической культуры младших школьников дает возможность им не только почувствовать многомерную красоту природы, но и научиться жить и творить по законам красоты.

Программа состоит из отдельных блоков, включающих в себя определенные темы занятий. Содержание занятий предоставляет детям возможность почувствовать мир красоты в целом, позволяет развивать их творческие способности, дать оценку предметам и явлениям окружающей действительности. Содержание каждого блока можно реализовывать отдельно от остальных, однако для решения поставленной цели необходимо вести систематическую работу по всем представленным в программе блокам.

Кроме того, в программе представлены разнообразные теоретические и практические формы и методы воспитательной работы по эстетическому воспитанию личности ребенка. Это беседы, изобразительная деятельность, музыкальные игры, заучивание стихов, постановка пьесы и т.п. Местом проведения мероприятий может стать классная комната, лес, парк.

Целенаправленная работа в выбранном направлении позволит подвести детей к тому, что красота должна пронизывать все сферы деятельности человека, всю его жизнь, а это в свою очередь будет способствовать успешному решению задач программы.

Цель программы: эстетическое воспитание первоклассников через различные виды внеучебной деятельности.

В нашей программе были поставлены следующие задачи:

- формирование эстетических суждений учащихся;

- развитие эстетических чувств младших школьников;

- развитие эстетических потребностей первоклассников.

Программа рассчитана на 10 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 30 минут с учетом возрастных и физиологических особенностей детей. Возраст детей, на которых рассчитана программа – младший школьный возраст (учащиеся 1 класса в возрасте 7 лет).

В результате прохождения программы дети приобретают первый уровень результатов, который сведен к формированию у детей первичных необходимых знаний в вопросах эстетического воспитания.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей представлена: на выставках детских рисунков, постановке пьесы, разучивания стихов и песен, оформления стенгазеты.

Таблица 2.4.

Учебно-тематический план занятий факультативного курса

«Мир вокруг нас» для первоклассников

занятия

Тема блока/занятия

Задачи занятия

Вид внеурочной

деятельности

Формирующаяся эстетическая

категория

Основные методы

и приёмы работы

Мир природы (2 часа)

1

Этот загадочный и фантастический мир природы

Показать возможность передачи красоты природы при помощи красок, музыки, слов

Познавательная деятельность

Эстетические знания

беседа

изобразительная деятельность

прослушивание аудиозаписей

2

Природа и фантазия

Научить детей действовать и жить в согласии с природой, сохранять ту красоту, которая предстала перед человечеством

Проблемно-ценностное общение

Эстетические суждения

экскурсия в зимний лес

сопроводительная эвристическая беседа

Музыка звучит в наших сердцах (2 часа)

3

Веселая нотка

Формирование понимания детьми значимости искусства в жизни каждого человека

Творческая деятельность

Эстетические потребности

разучивание песен

музыкальные игры

4

Музыкальное путешествие

Знакомство с великими русскими композиторами и их произведениями

Познавательная деятельность

Эстетические знания

прослушивание аудиозаписей

демонстрация и обсуждение репродукций картин

Литературные чудеса (2 часа)

5

Мороз и солнце – день чудесный

Дать детям почувствовать уклад и мир прошлых веков, то время, в котором жил и творил А.С.Пушкин.

Творческая деятельность

Эстетические потребности

заучивание стихов

прослушивание сказок

оформление стенгазеты

6

Мир театра

Знакомство с многообразием видов театра

Творческая деятельность

Эстетические потребности

постановка пьесы-сказки по произведению А.С. Пушкина

Мой красивый внутренний мир (2 часа)

7

У зеркала

Знакомство с понятиями «эстетика внешнего вида», «культура внешнего вида»

Познавательная деятельность

Эстетические знания

эвристическая беседа

ролевые игры

8

Королевство вежливых слов

Осознать ролевые позиции при общении с людьми, построение своего речевое поведение

Познавательная деятельность

Эстетические знания

беседа

тренинг

Творческая мастерская (2 часа)

9

Город будущего

Развитие воображения и креативного мышления

Творческая деятельность

Эстетические потребности

изобразительная деятельность

составление рассказа

10

Мир прекрасен вокруг нас

Осознание гармонии человека с природой

Проблемно-ценностное общение

Эстетические суждения

беседа

тематическая игра

Представим фрагмент занятия «Музыкальное путешествие».

Цель: формирование эстетических знаний в процессе познавательной деятельности.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, портреты композиторов.

Ход занятия: