В.В. Тулупов реклама в коммуникационном процессе
Курс лекций
ВОРОНЕЖ
2003
Рецензенты:
доктор филологических наук, проф. Стернин И.А.,
канд. филол. наук, доцент Гордеев Ю.А.
Научный редактор
доктор филологических наук, проф. Акопов А.И.
Печатается по постановлению
Редакционно-издательского совета
факультета журналистики
Воронежского государственного университета
ТУЛУПОВ В.В.
Реклама в коммуникационном процессе: курс лекций. – Воронеж, Типографическая лаборатория факультета журналистики ВГУ. 2003. – с.
Учебное пособие предназначено для студентов факультетов и отделений журналистики, изучающих дисциплину «Реклама и паблик рилейшнз», рекламы («Основы рекламы»), связей с общественностью («Реклама в коммуникационном процессе»). В нем рассматриваются основные базовые понятия теории и практики рекламы, особенности функционирования рекламы как социального института, специфического вида деятельности и маркетинговой коммуникации.
@ Тулупов В.В., 2003
СОДЕРЖАНИЕ
Введение (предмет и задачи курса; понятие рекламы)……………………
-
Реклама и общество. Функции рекламы……………………………
-
Категориальный аппарат теории рекламы…………………………
-
Предпосылки и условия зарождения и развития рекламы…….…..
-
Реклама, журналистика, паблик рилейшнз…………………………
-
Особенности современной российской пресс-рекламы…….…….
-
Психологические аспекты рекламы………………………….……..
-
Классификации рекламы……………………………………………
-
Фирменный стиль………………………………………………. …..
-
Средства рекламы……………………………………………………
-
Потребитель как основное звено рекламной коммуникации…….
-
Творческие и организационные аспекты газетной рекламы….….
-
Информационно-рекламные приложения………………………….
Заключение……………………………………………………………………...
Словарь терминов рекламы……………………………………………………
Библиография……………………………………………………………………
Введение
(предмет и задачи курса; понятие рекламы)
Курс «Основы рекламы» предполагает изучение рекламы как особого социального института, специфического вида деятельности, одной из маркетинговых коммуникаций.
Цель курса – дать студентам основы знаний в области рекламы; в круг задач входят рассмотрение понятие рекламы, ее функций, разновидностей, средств; показ роли и значения рекламы в развитии общества, характера функционирования и т.д.
Сложность формулирования исчерпывающего определения рекламы связана с особой природой этого явления. Рекламу можно рассматривать в качестве категории как экономического (маркетинговая коммуникация), так и информационного (коммерческая новость) характера. Есть еще третья составляющая – творческая (креативная). К сожалению сложная природа рекламы не нашла адекватного отражения в Федеральном законе «О рекламе», принятом 14 июня 1995 года, а ведь любой закон хорошо работает, если верно определено ключевое понятие. Толкование же рекламы, с которого начинается упомянутый выше закон вызывает ряд серьезных возражений. Сформулированное в самом общем виде – «Реклама – распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям, начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний», – оно, на наш взгляд, не разграничивает коммерческую и публицистическую информацию. Строго следуя этому определению, репортаж об открытии в городе нового магазина, корреспонденцию об освоении предприятием новых технологий, позволяющих усовершенствовать производство и производить товары лучшего качества, и т.п. следует идентифицировать как рекламную информацию. Если редакция не поставит специальной пометки, то представитель антимонопольного комитета вправе посчитать такие публикации скрытой рекламой, запрещенной и законом «О рекламе», и законом «О средствах массовой информации» (кстати, квалифицированного определения скрытой рекламы также до сих пор не существует). Более точным надо признать лаконичное определение рекламы, предложенное маркетинговой ассоциацией Америки (АМА), как «любой платной формы неличного представления и продвижения идей или услуг от имени известного спонсора». В этой емкой формулировке отражен и неличный характер коммуникации (например, через СМИ), и односторонняя направленность рекламного обращения от продавца к покупателю, и определенность рекламодателя, и пристрастность рекламы, публикуемой на платной основе…
На вопрос, что же такое реклама, студенты, обучающиеся рекламному делу, дали самые разнообразные ответы, сумма которых дает развернутое представление о сложнейшем феномене:
«Реклама – это информация, ориентир в мире бизнеса, двигатель торговли, синтез экономики и творчества.
Это – вид искусства (дизайн, оригинальные цветовые гаммы, шрифты, поп-артовые коллажи, художественная фотография, музыка, драматические сюжеты и т.д.) – «низкого» для всех, «высокого» – для избранных, интеллектуалов с тонким художественным вкусом.
Это – сложная, кропотливая работа, выполняемая профессионалами.
Это – искусство убеждения человека, хотя нередко реклама как бы заставляет (внушает, действует на подсознание) человека приобрести ту или иную вещь. Она управляет человеком, воздействует на психику, формирует вкусы потребителей. Качественная реклама несет позитив, вытесняя негативное и бездарное. Показывая товар с идеальной стороны, она преувеличивает (и это преувеличение должно осознаваться воспринимающим), играет, создавая хорошее настроение.
Реклама заметно влияет на нашу жизнь, на литературу, искусство, на журналистику, телевидение. Она похожа на Джинна из волшебной лампы, который сам по себе является неосязаемым дымом, но зато может все – стоит лишь потереть эту самую лампу…».
Молодые люди, в отличие от старшего поколения, принимающие рекламу как естественное явление общественной жизни, отмечают и положительные, и отрицательные ее стороны:
«В России реклама быстро прогрессирует, особенно телевизионная, расширяет свои возможности и сферы (политика, космос, интернет). Она способствует развитию здоровой конкуренции, помогает ориентироваться в ценах, выбрать качественный товар, создает имиджи качественных товаров и услуг, предлагает новые формы продажи («магазин на диване»), влияет на улучшение дизайна газет, журналов, телепрограмм, украшает населенные пункты…
Но немало еще рекламы, не дающей полного представления о товарах и услугах, нередко рекламирующей плохие вещи, то есть манипулятивной, безответственной и даже откровенно лживой рекламы. Назойливость, навязчивость, агрессивность, скрытость – черты раздражающей, непрофессиональной рекламы. Российская реклама порой не оставляет в памяти человека самого главного – названия фирмы и марки. Местная реклама заметно уступает столичной. Плохо развивается социальная реклама».
Литература:
Бове К.Л., Аренс У.Ф. Современная реклама. Тольятти, 1995.
Джугенхаймер Д., Уайт Г. Основы рекламного дела. Самара, 1996.
Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К., Шахурин В.Г. Рекламная деятельность. М., 1998.
Ромат Е.В. Реклама. Киев, 1996.
Сэндидж Ч., Фрайбургер В., Ротцолл К. Реклама: теория и практика. М., 1989.
- В.В. Тулупов реклама в коммуникационном процессе
- Реклама и общество. Функции рекламы
- Категориальный аппарат теории рекламы
- Предпосылки и условия зарождения и развития рекламы
- Реклама, журналистика, паблик рилейшнз
- Особенности современной российской пресс-рекламы
- Психологические аспекты рекламы
- Классификации рекламы
- 14 Изысканных цветов
- Фирменный стиль
- Известно о национальных особенностях восприятия цветов, есть и субъективные цветовые ощущения, что прекрасно иллюстрирует стихотворение Артюра Рембо «Гласные», связавшего восприятие букв и красок:
- Литература:
- Средства рекламы
- 10. Потребитель как основное звено рекламной коммуникации
- 11. Творческие и организационные аспекты газетной рекламы
- 12. Информационно-рекламные приложения