logo search
SWOT-анализ социально-экономического развития Краснозерского района Новосибирской области

3.2 Стратегические цели и приоритеты развития Краснозерского района Новосибирской области

На основании анализа социально-экономических условий и динамики их изменения, а также результатов SWOT-анализа структура целей социального развития Краснозерского района Новосибирской области представлена на рисунке 2., а структура стратегических целей экономического развития - на рисунке 3.

Основные направления муниципальной политики представляют собой комплексные решения, реализация которых предполагает осуществление целого ряда конкретных мер и мероприятий в соответствующих долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных программах и планах.

Рисунок 2 - Стратегические цели социального развития и структура социальной политики органов местного самоуправления Краснозерского района Новосибирской области

Рисунок 3 - Стратегические цели экономического развития и структура экономической политики органов местного самоуправления Краснозерского района Новосибирской области

Разработка организационной структуры системы стратегического контроля

Для активного включения административных районов Новосибирской области в процесс реализации Стратегии необходимы усиление системы стратегического планирования на этом уровне и создание в районах инвестиционных агентств (центров). Примером может служить Центр инвестиционных программ, который проводит большую работу по выявлению региональных точек роста, формированию стратегических документов развития данной территории, подготовке бизнес-планов в рамках местных инвестиционных проектов, поиску инвесторов и т.д.

Представляется значимым для обеспечения реализации Концепции и Программы внедрение так называемой "Эталонной системы". Цель такой системы состоит в том, чтобы обеспечить участников реализации Концепции, Программы (власти и избирателей) методом оценки продвижения или прогресса в выбранных направлениях развития, основанной на отборе уместных индикаторов для каждого результата и последующей идентификации измеримых уровней достижения. Эта система должна также обеспечить раннее предупреждение об отсутствии желательных результатов, возможность политикам определять необходимые действия, устанавливать прио

ритеты, направлять необходимые ресурсы на решение проблем.

Рисунок 4 - Уровни управления

Разработка системы стратегического контроля

Механизм реализации, развития и управления Программы обеспечивается, как известно, организационными и экономическими мерами, которые могут быть интерпретированы следующим образом.

Организационные меры:

совершенствование территориального законодательства в области формирования благоприятной среды хозяйствования и стимулирование бизнеса в приоритетных направлениях развития;

создание системы управления исполнительной власти города адекватной новому уровню задач и вызовов среды;

создание в рамках системы управления исполнительной власти подсистемы системного территориального маркетинга продукции, товаров, услуг, проектов, идей, производимых на территории;

развитие социального партнерства органов власти, лидеров бизнеса, общественных организаций и объединений;

стимулирование создания ассоциаций товаропроизводителей в целях отработки координационных механизмов взаимодействия между властью и бизнесом;

проведение совместных с другими территориями согласованных действий по решению на различных уровнях власти общих для них проблем развития;

внедрение единой эталонной системы индикаторов развития всеми участниками реализации Программы.

Экономические меры:

системный мониторинг социально-экономического развития на основе совокупности объективных показателей (критериев);

систематическая разработка краткосрочных и среднесрочных комплексных прогнозов социально-экономического развития бюджетного и реального секторов экономики, территорий местного самоуправления, депрессивных территорий с рекомендациями по проведению необходимых программных мероприятий ;

отбор, на основе экспертизы или конкурса, подпрограмм, в том числе и новых, для включения в действующие программу, претендующих на использование средств бюджета и внебюджетных фондов только на принципах экономической эффективности в реальном секторе и социальной эффективности в бюджетном секторе;

перераспределение бюджетных средств между программными мероприятиями в силу их приоритетности;

ежегодное уточнение объемов и направленности бюджетного финансирования в разрезе действующих программ;

согласование вновь разрабатываемых различными уровнями власти программ с приоритетами и параметрами существующих комплексных программ;

открытость действующих программ для внесения корректировок по целям, стратегиям, тактике и параметрам развития в силу появления новых внешних и внутренних обстоятельств;

планомерное и последовательное воздействие на конкурентные недостатки территории в целях снижения их негативного воздействия на бизнес, в также улучшения инвестиционного климата;

создание эффективного механизма привлечения инвестиций для реализации Концепции, в т.ч. за счет следующих действий:

открытость для участия в реализации действующих программ отечественных и зарубежных инвесторов;

выделение из бюджетов территорий инвестиционной составляющей в виде бюджета развития;

привлечение средств населения для финансирования бизнес-проектов исполнительной власти;

инициирование создание банками, действующими на территории синдицированных фондов развития.

Вышеперечисленные организационные и экономические меры представляют собой конструкционные элементы механизма обеспечения экономического развития территории.

Представляется маловероятным эффективная реализация Концепции и Программы в рамках существующих систем управления на муниципальном уровне. Для этого система управления в муниципальных органах власти должна обладать следующими характеристиками:

адаптивность, как способность адекватно реагировать на изменения во внешней среде;

устойчивость, как предсказуемость поведения системы в любой интервал времени;

управляемость, как способность оперативно, точно и в необходимых объемах реагировать на управленческие решения.

В рамках системы управления целесообразно разграничить стратегический уровень управления (глава исполнительной власти территории) и оперативное управление, оградить чиновников от вовлечения в предвыборные компании. Это позволит повысить устойчивость, профессионализм оперативного управления территорией, не зависящего от результатов и сроков проведения очередных выборов главы исполнительной власти.

Системы управления на муниципальном уровне целесообразно сформировать на корпоративных принципах, особенностью которых является защита интересов финансовых и нефинансовых инвесторов от неэффективного управления вложенными во власть средствами (налоги, кредиты на реализацию программ развития, интеллект). В качестве финансовых инвесторов здесь рассматриваются налогоплательщики, а нефинансовых инвесторов - государственные и муниципальные служащие". В систему управления целесообразно встроить подсистему саморазвития, реализованную в виде группы специалистов в задачу которых входит отслеживание эффективности функционирования системы управления и выработка на этой основе предложений по изменению траектории развития системы.