logo search
SWOT-анализ социально-экономического развития Краснозерского района Новосибирской области

- SWOT-анализ Краснозерского района Новосибирской области;

Разработать стратегические цели и приоритеты развития Краснозерского района Новосибирской области.

Объект исследования социально-экономическое развитие Краснозерского района Новосибирской области.

Предмет исследования анализ социально-экономического развития Краснозерского района Новосибирской области с помощью SWOT-анализа.

Методологическую основу работы составляет комплексное применение разнообразных методов и, в частности, анализа, синтеза и сравнительно.

Курсовая работа состоит из трех глава, введения, заключения и списка литературы.

1.Теоретические аспекты рыночного SWOT-анализа

1.1 Внутренняя и внешняя среда территориального маркетинга

Внутреннюю и внешнюю среду региона можно представить виде (см. рис. 1)

Рисунок 1. Внутренняя и внешняя маркетинговая среда региона Городская среда. Технология развития: настольная книга./ Академия городской среды./ Под ред. В..Л.Глазычева / Изд. Ладья/ М. 2006., С-125.

К числу основных субъектов маркетинга в любой сфере деятельности относятся производители того или иного продукта (товаров, услуг и др.), его потребители (покупатели, пользователи) и посредники. Соучаствовать в маркетинговых отношениях и действиях могут органы управления, целые сферы экономики (например, торговля), средства массовой информации, учебные и научные учреждения, организации и их системы. Наиболее активными участниками маркетинговых отношений традиционно выступают производители продуктов, а субъектами, пользующимися особым вниманием к себе - потребители.

Целевые группы (рынки), "потребители территорий" могут быть классифицированы по ряду признаков, критериев. Наиболее крупные из них составляют пары "резиденты - нерезиденты" (критерий территориальной принадлежности, постоянного проживания, расположения) и "физические лица - юридические лица" (критерий юридического статуса). Вместе с тем надо иметь в виду: потребители в маркетинге территорий могут, при определенных условиях становиться субъектами, заинтересованными в дальнейшем продвижении или, наоборот, непродвижении территорий.

Резиденты - физические лица - основной кадровый потенциал любой территории. Одновременно они - основной объект внимания и воздействия в политическом маркетинге, поскольку представляют собой электорат. По срокам проживания на территории могут быть выделены люди, родившиеся и постоянно живущие на ней, родившиеся на других территориях, но длительное время живущие здесь, и так называемые "новые резиденты". Кудрявцев Ю.Н. Харченко А.В. Территориальный маркетинг как основа стратегии устойчивого развития муниципальных образований // Аналитический вестник / ВНТИЦ. - 2009. - № 4. - С.3-13;

Нерезиденты - физические лица могут быть классифицированы по срокам пребывания в пределах данной территории, его целям, роду занятий и т.п. Наиболее многочисленная, разношерстная, переменчивая группа - туристы. Другая значимая категория, имеющая относительно постоянный состав - лица, в течение длительного срока обучающиеся в пределах данной территории или приехавшие с целью временной работы, занятости (специалисты различных профилей, рабочие разных уровней квалификации). Особая категория - это приезжие деловые люди: предприниматели (производственники и торговцы), потенциальные инвесторы, посетители выставок и ярмарок, командировочные лица. Отдельно (прежде всего, в силу трудностей планирования этого контингента) могут быть выделены лица, приезжающие в гости, по другим личным делам, путешественники. Регион для инвестиций // Маркетолог. - 2000.-№1.-С.4-46, 60-61; Ресурсный потенциал, маркетинг, управление - составляющие стратегии устойчивого развития муниципальных образований // Ресурсы регионов России / ВНТИЦ. - 2000. - №1. - С.32.

В числе юридических лиц - потребителей в маркетинге территорий могут быть названы предприятия, учреждения и организации, центральные офисы и представительства корпораций, холдингов, ассоциаций и т.п., особенно - ориентированные на внешнеэкономическую деятельность. Основные группы отраслей - добывающая промышленность (например, на основе концессий), перерабатывающие отрасли, предприятия связи, финансовые учреждения, гостиничные сети и др. отрасли, представители инфраструктуры бизнеса и рынка.

В чем заинтересованы субъекты - реальные и потенциальные потребители территории? В наиболее общем виде это эффективное использование конкурентных преимуществ данной территории - для жизни, для бизнеса, для краткосрочного пребывания. Более конкретно это могут быть: объем рынка и величина платежеспособного спроса, развитость инфраструктуры, культурный и оздоровительный потенциал территории, комфорт, богатые сырьевые ресурсы и различные характеристики рабочей силы (например, специалисты определенного профиля, уровень квалификации, дешевизна рабочей силы) и др.

Чтобы эффективно продвигать территорию, место, нужно знать: Городская среда. Технология развития: настольная книга./ Академия городской среды./ Под ред. В..Л.Глазычева / Изд. Ладья/ М. 2006., С-125.

- Какие люди, организации вовлечены в процесс принятие решения о выборе территории и каковы их роли?

- Какие критерии используются ими?

- Каковы типичные образцы, стереотипы, приемы инициирования, влияния и принятия решения по выбору территории?

Один из принципиальных вопросов маркетинга территорий - осмысление того как, на основании чего осуществляют выбор их потребители - реальные и потенциальные. В маркетинге известно как минимум шесть основных категорий лиц, так или иначе участвующих в процессе принятия решения, воздействующих на него. Среди них:

Инициатор - субъект, первым осознавший проблему, потребность, или возможность и осуществляющий первые, чаще всего предварительные действия, например: сбор информации, первое формулирование или упоминание проблемы в разговоре с другими лицами, часто более значимыми. Инициаторами могут быть общественные организации и деятели, отдельные граждане, представители науки, органов статистики и т.п.

Лицо влияния - лицо, которое вовлекается на некоторой стадии в принятие решений, обрабатывает информацию и проявляет некоторое влияние на решение. Среди прочих здесь журналисты, в целом средства массовой информации.

Лицо, принимающее решение - лицо (орган), имеющее власть, полномочия, чтобы сделать окончательное или хотя бы необходимое промежуточное решение (например, вынести варианты решения проблемы на обсуждение, референдум).

Лицо, утверждающее решение - тот, чье одобрение, санкция требуется для вступления решения в силу, и кто может отменить решение.

Покупатель - лицо, орган, кто реализует принятое решение, используя для этого имеющиеся у него ресурсы.

Пользователь - человек, который потребляет, использует конечный территориальный продукт или услугу. Любовный В.Я. Методические подходы и опыт разработки прогнозных материалов по комплексному развитию городов. БМС, Вып.18,Программы развития муниципальных образований, МОНФ, М. 2006.,-С.79

В зависимости от того, каковы ответы на эти вопросы, можно выбирать эффективные маркетинговые сообщения и их носители, и адресовать их в правильном направлении и в лучший момент времени.

Субъектами, активно осуществляющими продвижение и, условно говоря, "продажу территорий", выступают территориальные органы власти и управления, местные экономические агентства развития, туристические операторы и агентства, торговые дома, спортивные комитеты и федерации, любые другие структуры, локализованные на территории и проявляющие активность с целью привлечения внимания к ней возможных потребителей (заказчиков продукции) и удержания уже присутствующих.

Ведущей целью этих субъектов маркетинга территорий выступает создание, поддержание или изменение мнений, намерений и/или поведения субъектов-потребителей. Более конкретными целями в этом отношении являются: Соловьева Д. В. Электронный курс лекций по моделированию. 2007.

- притягательность, престиж территории (места) в целом;

- привлекательность сосредоточенных на территории природных, материально-технических, финансовых, трудовых, организационных, социальных и других ресурсов, а также возможностей реализации и воспроизводства таких ресурсов.

Для реализации своей целевой ориентации маркетинг территорий вырабатывает комплексы мер, обеспечивающих:

- формирование и улучшение имиджа территории, ее престижа, деловой и социальной конкурентоспособности;

- расширение участия территории и ее субъектов в реализации международных, федеральных, региональных программ;

- привлечение на территорию государственных и иных внешних по отношению к территории заказов;

- повышение притягательности вложения, реализации на территории внешних по отношению к ней ресурсов;

- стимулирование приобретения и использования собственных ресурсов территории за ее пределами к ее выгоде и в ее интересах.

Интересы и цели этой, традиционно наиболее активной категории субъектов маркетинга территорий, могут быть различны в отношении различных категорий потребителей. В большинстве случаев, территория и ее представители заинтересованы в привлечении на территорию недостающих ресурсов и заказов на ее продукцию. Вместе с тем, на территорию могут прибывать субъекты, к которым она относится нейтрально, как к приемлемым и не подлежащим преследованию, а также нуждающимся в социальной помощи (беженцы, вынужденные переселенцы, политические эмигранты и др.; это, почти безусловно, создает дополнительную нагрузку на территорию, однако умелая постановка работы с такими категориями потребителей может создать территории дополнительный престиж. Однако есть и третья категория - нежелательные субъекты потребления территории: экс- и действующие преступники, торговцы наркотиками, сомнительные предприниматели, другие деятели социально вредных сфер.

Немало примеров демаркетинга территорий наблюдается в отношении туристов. Так, Финляндия заинтересована в привлечении большего количества туристов в зимний период и меньшего количества в течение лета, когда зоны рекреации и инфраструктура перегружены. Жители Французской Ривьеры, российского Сочи постоянно жалуются на то, что они фактически не могут использовать побережье в пик летнего сезона.

В маркетинге территорий практически нет посредников в чистом виде, хотя бы в силу неизбежности их территориальной локализации. Со значительной степенью условности к посредникам могут быть отнесены следующие субъекты маркетинга территорий: Горфинкель И. Проблема разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления: // Местное самоуправление в современной России: Политика, практика, право: М-лы семинаров. (Б-ка муниципального служащего: Вып.2 /МОНФ; МИГПИ). - М., 2005. - С.44.

- органы власти и общественные организации, ассоциации более высокого территориального уровня и их представители;

- торгово-промышленные палаты, центры бизнеса и международной торговли, выставочные центры, ярмарки;

- транснациональные и другие многотерриториальные субъекты бизнеса;

- разнообразные межтерриториальные сетевые организационные структуры, системные интеграторы;

- средства массовой информации и коммуникации;

- учреждения профессионального образования.

Целевые рынки покупателей услуг территории

Покупателями услуг территории могут быть физические и юридические лица, которые

а) очень важны для населенного пункта (например, градообразующие предприятия);

б) представляют для него интерес (разовые посетители);

в) не представляют интереса (криминальные элементы).

Рисунок 2. Информационная структура процесса регионального маркетинга

В целом выделяются четыре крупных целевых рынка покупателей:

- Приезжие.

- Жители и работающие по найму.

- Отрасли экономики (промышленность, торговля и т.п.), инвесторы.

- Внешние рынки.

Охарактеризуем коротко каждый из них.

Рынок приезжих складывается из деловых (бизнесмены, командировочные, коммивояжеры) и частных посетителей (туристы, путешественники, друзья или родственники). Каждый посетитель тратит деньги на питание, ночлег, покупку других товаров и услуг. Эти расходы влияют с эффектом мультипликатора на доходы населения, занятость и налоговые поступления в бюджет. Чем больше число посетителей (длиннее их пребывание) и чем меньше удельные расходы на них, тем больше чистые доходы территорий.

Жители и работающие по найму - это второй важный целевой рынок. Территории стремятся или завезти дополнительную неквалифицированную рабочую силу (как это делали Германия и Франция в 60-е и 70-е годы), или стимулировать рождаемость (Австрия, Швеция), или привлечь отдельные категории высокооплачиваемых работников и специалистов (малые города США - врачей).

Отрасли экономики и инвесторы - третья категория целевых рынков. Как правило, все населенные пункты пытаются усилить свой экономический базис, чтобы создать для своих жителей рабочие места и получить дополнительные бюджетные доходы. Предпосылкой выступает соответствие территории критериям размещения производительных сил: инвестиционному климату, качеству жизни, доступности, качеству трудовых ресурсов и т.д. Далее возможны следующие варианты или их смесь.

1.2 Анализ внешней среды территории при помощи SWOT-анализа

SWOT-анализ -- это промежуточное звено между формулированием миссии вашего предприятия и определением его целей и задач. Все происходит в такой последовательности (см. табл. 1):

SWOT-анализ -- это определение сильных и слабых сторон вашего предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).

Сильные стороны (Strengths) -- преимущества вашей организации;

Слабости (Weaknesses) -- недостатки вашей организации;

Возможности (Opportunities) -- факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества Вашей организации на рынке;

Угрозы (Threats) -- факторы, которые могут потенциально ухудшить положение вашей организации на рынке.

Применение SWOT-анализа позволит вам систематизировать всю имеющуюся информацию и, видя ясную картину «поля боя», принимать взвешенные решения, касающиеся развития вашего бизнеса.

Вы определили основное направление развитие своего предприятия (его миссию)

Затем вы взвешиваете свои силы и оцениваете рыночную ситуацию, чтобы понять, сможете ли вы двигаться в указанном направлении и каким образом это лучше сделать (SWOT-анализ); ТАСИС. Рекомендации по разработке комплексной программы маркетинга города и привлечения инвестиций. Институт Евроград, С-П. 2007.

В целом, проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы, изображенной на табл. 2, т.н. «матрицы SWOT-анализа». В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны Вашего предприятия, а также рыночные возможности и угрозы.

Сильные стороны вашего предприятия -- то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая вам дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся у вас опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой вами продукции, известности вашей торговой марки и т.п.

Слабые стороны вашего предприятия -- это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или то, что вам пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит вас в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.

Рыночные возможности -- это благоприятные обстоятельства, которые ваше территорию может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций ваших конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства вашей продукции, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые может использовать территория. Регион для инвестиций // Маркетолог. - 2008.-№1.-С.4-46, 60-61;

Рыночные угрозы -- события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на ваше территорию.

Первый шаг SWOT-анализа -- оценка ваших собственных сил. Первый этап позволит вам определить, каковы сильные стороны и недостатки вашего предприятия.

Для того чтобы определить сильные и слабые стороны вашего предприятия, вам необходимо:

Составить перечень параметров, по которому вы будете оценивать свое территорию;

По каждому параметру определить, что является сильной стороной вашего предприятия, а что -- слабой;

Из всего перечня выбрать наиболее важные сильные и слабые стороны вашего предприятия и занести их в матрицу SWOT-анализа (рисунок 2).

Второй шаг SWOT-анализа -- это своеобразная «разведка местности» -- оценка рынка. Этот этап позволит вам оценить ситуацию вне вашего предприятия и понять, какие у вас есть возможности, а также каких угроз следует опасаться (и, соответственно, заранее к ним подготовиться).

Методика определения рыночных возможностей и угроз практически идентична методике определения сильных и слабых сторон вашего предприятия:

Составьте перечень параметров, по которому вы будете оценивать рыночную ситуацию;

По каждому параметру определите, что является возможностью, а что -- угрозой для вашего предприятия;

Для сопоставления возможностей условиям рынка применяется немного видоизмененная матрица SWOT-анализа (таблица 1).

Таблица 1 Матрица SWOT-анализа

ВОЗМОЖНОСТИ

1. Появление новой розничной сети
2. и т.д.

УГРОЗЫ

1. Появление крупного конкурента
2. и т.д.

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

1. Высокое качество продукции

2.

3. и т.д.

1. Как воспользоваться возможностями
Попытаться войти в число поставщиков новой сети, сделав акцент на качестве нашей продукции

2. За счет чего можно снизить угрозы
Удержать наших покупателей от перехода к конкуренту, проинформировав их о высоком качестве нашей продукции

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

1.Высокая себестоимость продукции
2.

3. и т.д.

3. Что может помешать воспользоваться возможностями
Новая сеть может отказаться от закупок нашей продукции, так как наши оптовые цены выше, чем у конкурентов

4. Самые большие опасности для фирмы
Появившийся конкурент может предложить рынку продукцию, аналогичную нашей, по более низким ценам

Заполнив эту матрицу (в чем, мы надеемся, вам помогут предложенные нами примеры), вы обнаружите, что:

определили основные направления развития вашего предприятия (ячейка 1, показывающая, как Вы можете воспользоваться открывающимися возможностями);

сформулировали основные проблемы вашего предприятия, подлежащие скорейшему решению для успешного развития вашего бизнеса (остальные ячейки таблицы 1).

Теперь вы готовы к постановке целей и задач вашего предприятия. Однако об этом мы поговорим в одной из следующих статей, а сейчас остановимся на наверняка интересующем вас вопросе:

На самом деле большая часть необходимой для проведения SWOT-анализа информации уже имеется в вашем распоряжении. В основном это, конечно, данные о сильных и слабых сторонах вашего предприятия. Все, что вам нужно сделать -- это собрать все эти разрозненные факты (взяв отчеты бухгалтерии, отделов производства и продаж, переговорив с вашими работниками, владеющими необходимой информацией) и упорядочить их.

Конечно, информацию о рынке (возможностях и угрозах) получить несколько сложнее. Но и здесь положение не безвыходное. Вот несколько источников, из которых вы можете почерпнуть полезные сведения:

результаты маркетинговых исследований, обзоры вашего рынка, которые иногда публикуются в некоторых газетах (например, «Деловой Петербург», «Ведомости» и др.) и журналах (например, «Практический маркетинг», «Эксклюзивный маркетинг» и т.п.);

отчеты и сборники Госкомстата (информация о численности населения, уровне смертности и рождаемости, половозрастной структуре населения и другие полезные данные);

наконец, всю необходимую информацию вы можете получить, заказав маркетинговое исследование у специализированной компании.

2.Анализ социально-экономического развития территории

2.1 Общая характеристика экономико-географического положения района

Краснозерский район передан в Новосибирскую область из состава Алтайского края в 1944 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР. Несмотря на благоприятные природные условия -- жаркое летнее солнце, плодородные почвы, богатый животный мир степей и озер -- район начал заселяться лишь в XVIII веке, поскольку долгое время находился на границе, открытой для набегов южных кочевых племен. Первые поселенцы были малочисленны и в основном состояли из ссыльных и беглых крестьян. Ими были основаны первые села на Краснозерской земле: Полойка (впервые упоминается в 1700 г.), Карасук (основан в 1773 г., ныне это р.п. Краснозерское) и Конево (примерно в это же время). По-настоящему земля района начала осваиваться в конце XIX века, когда за счет переселенцев украинцев численность жителей увеличилась в десять раз. С тех пор украинский колорит определяет этническое своеобразие района. Еще в начале 70-х годов прошлого века в здешних селах говорили по- украински. И сегодня жители районной глубинки отличаются особым говором.

Территория Краснозерского района общей площадью 533 тыс. га. расположена в юго-западной части Новосибирской области. Район граничит на севере со Здвинским и Доволенским районами, на западе - с Карасукским, на востоке - с Кочковским районами Новосибирской области, а на юге - с Алтайским краем. Районный центр -- р.п. Краснозерское расположен вдоль автомобильной транспортной магистрали в 32 км от железнодорожной станции Половинное и 300 км от областного центра г.Новосибирска и представляет собой массив, в котором сосредоточено большинство предприятий практически всех производственных отраслей, имеющихся на территории района. Протяженность района с севера на юг составляет 81км и с запада на восток 96 км. На его территории расположено 19 муниципальных образований, 48 населенных пунктов и один рабочий поселок. Численность населения Краснозерского района на 01.01.2010 года составила 37877 человек, в том числе городского - 10382 человека. На протяжении последних лет численность населения постоянно снижается. Крупными селами являются - р.п. Краснозерское, с. Веселовское, с. Половинное, с. Полойка.

2.2 Анализ и оценка состояния системы управления

Поскольку политика означает «управление обществом», постольку анализ политической сферы города Кемерово предполагает оценку системы управления социально-экономическим развитием города Кемерово, которая включает территориальные органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также общественные институты (политические партии, общественные объединения и организации, частные инициативы граждан). Решение вопросов местного значения городского округа является функцией органов местного самоуправления.

Представим структуру органов местного самоуправления - Администрации района

Структура

Заместители главы администрации

Управляющий делами

Управление делами администрации

Управление экономического развития, имущества и земельных отношений

Управление сельского хозяйства

Управление образования

Отдел строительства, коммунального, дорожного хозяйства и экологии

Отдел культуры, молодежной политики и спорта

Отдел по защите прав несовершеннолетних и административной практики

Отдел архивной службы

Отдел бухгалтерского учета и отчетности

Отдел труда

Отдел социального обслуживания населения

Отдел опеки и попечительства

Отдел муниципальных закупок

Юридический отдел

Главный специалист по хозяйственным вопросам

Главный специалист по ГО и ЧС

Ведущий специалист по мобилизационной работе

Рассмотрим более подробно верхнюю строчку- заместителей главы Администрации района, тем более что они в некоторой мере определяют структуру основных направлений деятельности администрации.

Заместитель главы администрации по социальным вопросам - Рыбель Валентина Амбросовна.

Курирует вопросы:

- социальной защиты населения;

- здравоохранения;

- образования;

- культуры;

- молодежной политики;

- физической культуры и спорта;

- взаимодействия с пенсионным фондом;

- взаимодействия с фондом обязательного медицинского страхования;

- социального страхования;

- управления рынком труда;

- миграции;

- занятости населения;

- переписи населения;

- создания новых рабочих мест.

Заместитель главы администрации по сельскохозяйственному производству Кульпанов Борис Георгиевич.

Курирует вопросы:

- агропромышленного комплекса;

- лесного хозяйства;

- использования земельных ресурсов района;

- рынка сельскохозяйственной продукции;

- развития крестьянско - фермерских хозяйств;

- охраны и рационального использования охотничьих ресурсов;

- вопросы государственного ветеринарного контроля;

- обучения и переподготовки кадров сельскохозяйственного производства.

Заместитель главы администрации по строительству жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту Вязов Юрий Маркленович

Курирует вопросы:

пассажирских перевозок;

строительства;

жилищно-коммунального хозяйства;

энергетики;

газоснабжения;

водоснабжения;

архитектуры и градостроительства;

капитального ремонта и реконструкции объектов социальной сферы;

транспорта;

связи;

обеспечения топливом;

транспортной инспекции;

дорожного строительства, эксплуатации дорог.

Заместитель главы администрации по экономике Бакланов Сергей Николаевич

Курирует вопросы:

стратегии и разработки программ и прогнозов экономического развития района;

развития предпринимательства;

потребительского рынка и услуг;

лицензирования и управления собственностью;

реализации программ приватизации;

создания, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений;

ГО и ЧС, мобилизационная подготовка, воинский учет;

противопожарная охрана.

2.3 Оценка социально-экономического развития Краснозерского района Новосибирской области

Характеристика экономического потенциала территории Показатель Количество Общая площадь земельного фонда (га): 532693 1) площадь, используемая землепользователями, занимающимися сельскохозяйственным производством 474382 2) неиспользуемые площади 147 Лесной фонд: общая площадь (га) 11420 1. Запасы полезных ископаемых (по видам в натуральном выражении)( тыс. м3) (на 2007 г) - глина 4125

В районе имеется достаточная сырьевая база одного из общераспространенных полезных ископаемых (глина) для удовлетворения собственных нужд района (сырье для производства кирпича - ООО «Маяк»), что так же служит определенным потенциалом для дальнейшего развития санаторно- оздоровительных учреждений и рекреационных зон. В настоящий момент функционирует санаторий «Краснозерский»

Качество и уровень жизни населения. На протяжении последних лет наблюдается положительная динамика среднедушевых доходов населения.

На фоне снижения числа лиц трудоспособного возраста в структуре трудовых ресурсов растет доля работающих пенсионеров, чего нельзя сказать о работающих подростках. За последние 3 года среди работающих нет подростков до 16 лет и всего 2 человека в возрасте 16-17 лет заняты в сельском хозяйстве. 2,4% от общего числа занятых в экономике составляют работающие пенсионеры по старости. Наибольшее количество пенсионеров занято в образовании, в последние годы молодых учителей не прельщает сельское проживание, тем более что нет отдельного жилья для молодых специалистов. Из общего числа трудовых ресурсов, занято в организациях расположенных на территории района 64,6%, 5,1% - учащиеся школ, техников и училищ, 6,9% - незанятое население и 23,4% - маятниковая миграция учащихся и работающих за пределами района. Снизилась доля занятых индивидуальным трудом и по найму у отдельных граждан, включая занятых в домашнем хозяйстве производством товаров и услуг для реализации. В 3 раза увеличилась численность граждан, выезжающих на работу в другую местность. Дефицит рабочих мест, низкий уровень заработной платы в сельской местности побуждает сельских жителей в целях поиска работы к активной миграции в городские поселения. В целях организации работы по перераспределению трудовых ресурсов организаций, Центром занятости населения за 1 полугодие 2010 года трудоустроено 667 человек, из них 198 трудоустроены на постоянную работу, 469 - на временную.

Организованы общественные работы для 232 человек. Направлено на профессиональное обучение и переобучение 96 человек. Вакансий заявленных работодателями для привлечения иностранных работников не поступало. В рамках формирования социально-экономического потенциала семьи реализовывались мероприятия по поддержке развития гибких форм занятости женщин. Всего за 1 полугодие 2010 года было заявлено работодателями 80 вакансий, при содействии Центра занятости Краснозерского района было трудоустроено 139 женщин. По данным Районного отдела статистики среднемесячная заработная плата составила 9680,3 рублей. Заработная плата работников бюджетной сферы составляет 13752 руб. В районе нет задолженности по выплате заработной платы работникам бюджетных организаций, своевременно осуществляется выплата пенсий и детских пособий. 64 человека из числа ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и вдов погибших (умерших) участников и инвалидов ВОВ, проживающих в Краснозерском районе, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в течение 2010 года обеспечены благоустроенным жильем в рамках реализации Указа Президента РФ Д.А.Медведева. На эти цели израсходовано более 73 млн. руб. средств федерального бюджета. Большой объем работы был проделан сотрудниками отдела социального обслуживания населения администрации Краснозерского района, при тесном взаимодействии с главами сельских поселений района, специалистами по социальной работе и в отношении тех участников и инвалидов ВОВ 1941-1945 гг. нашего района, которые выразили желание благоустроить и облагородить свои дома и квартиры. В рамках реализации Постановления Губернатора Новосибирской области от 13.04.2010 № 59-па «Об оказании инвалидам и участникам ВОВ 1941- 1945 гг. материальной помощи на улучшение социально - бытовых условий», министерством социального развития НСО были перечислены денежные средства в целом более чем на 2,7 млн. руб. для 39 ветеранов ВОВ Краснозерского района.

Проблемы 22 из них удалось решить в летне -осенний период; к остальным помощь придет с наступлением весеннего тепла 2011 года. Решая проблему преодоления одиночества в старости, сотрудниками отдела в течение 2010 года жизнеустроено в дома - интернаты, отделения милосердия для граждан пожилого возраста и инвалидов служб социальной защиты Новосибирской области 15 краснозерцев - людей старшего поколения. Ветеранов труда. Не имеющих в силу жизненных обстоятельств поддержки детей и внуков. Все они находятся в достаточно комфортных условиях, получают своевременное социально и медицинское обслуживание. Кроме того четырем гражданам Краснозерского района, попавших в трудную жизненную ситуацию, мы помогли найти приют и возможность трудиться в православной общине «Преображение России в г. Новосибирске». В течение года личные дела более 70 людей пожилого возраста, в силу физического состояния изъявившие желание получать услуги на дому с привлечением социальных работников, были детально рассмотрены на комиссии по социальному обслуживанию населения Краснозерского района с предоставлением такой возможности. Совсем юные жители Краснозерского района - дети из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, многодетных, малообеспеченных семей, дети с ограниченными возможностями здоровья - тоже не остались обойденными вниманием сотрудников отдела как в летний период, так и в неканикулярное время. Организация их отдыха и оздоровления - это задача решалась силами специалистов отдела, специалистов по социальной работе КЦСОН района, отдела пособий и социальных выплат. Спектр предоставляемых форм отдыха и оздоровления был достаточно полным - от лагерей с дневным пребыванием при школах района до летних лагерей отдыха и круглогодичных оздоровительных лагерей с санаторным лечением НСО.

Всего за 2010 год 704 ребенка из вышеобозначенной категории смогли достойно отдохнуть и поправить свое здоровье. Все мероприятия нам удавалось реализовывать при финансовой поддержке областной администрации, соответствующих министерств, руководителей хозяйств, предприятий района, при непосредственном вложении средств районного бюджета на приобретение путевок и доставку детей к месту оздоровления.

Особая благодарность руководителю ЗАО «Новомайское» О. И. Вотякову - ежегодно он изыскивает средства для организации бесплатного оздоровления детей в трудной жизненной ситуации, родители которых трудятся в хозяйстве. Кроме того, сотрудники отдела принимали активное участие в организации и подготовке социально-значимых и событийных мероприятий, проводимых в районе: 65-летие Великой Победы, работа Поезда Памяти в Краснозерском районе, День детства, зональный слет приемных семей, Декада пожилых людей, декада инвалидов, дни памяти жертв политических репрессий и радиационных катастроф, день Героев Отечества и др. При содействии сотрудников отдела на основании представленных документов две многодетные мамы нашего района, воспитывающие пять и более детей, - Голубкова Татьяна Николаевна (р.п. Краснозерское) и Светашова Зоя Алексеевна (с. Светлое) - получили из рук Губернатора НСО знак отличия «За материнскую доблесть», утвержденную в Новосибирской области. Ежедневно велась работа с обращениями граждан - всего за 2010 год их получено более тысячи. Старались внимательно подойти, к решению каждой проблемы, подсказать и помочь людям в решении их вопросов.

3. Анализ стратегического положения