3.2 Практические рекомендации по управлению группами А, В и С
Группа А - товары, сумма долей с накопительным итогом которых составляет первые 50% от общей суммы параметров. Эти объекты требуют тщательного планирования, постоянного (возможно, даже ежедневного) и скрупулезного учета и контроля. Эти товары составляют 50% вашего оборота или прибыли, и соответственно, чем выше стоимость товара, тем дороже обходятся ошибки в их анализе. Рекомендации:
1. Необходим периодический подсчет запасов с жесткими допусками.
2. Полная инвентаризация по этим группам должна проходить не реже раза в квартал.
3. Возможно так же по этим товарам проводить выборочную инвентаризацию с периодичностью раз в месяц.
4. Недопустимо сколько-нибудь существенное отклонение данных о запасах, зафиксированных в базе данных, от данных, полученных при проведении инвентаризации.
5. По группе А необходимо постоянное отслеживание спроса, объемов заказываемых партий и размера страхового запаса;
6. Необходимо тщательное отслеживание и сокращение сроков оборачиваемости товара. Чем короче длительность цикла, тем ниже потребность в оборотных средствах.
Группа В - следующие за группой А товары, сумма долей с накопительным итогом которых составляет от 50% до 80% от общей суммы параметров. Эти объекты в меньшей степени важны для компании и требуют обычного контроля, налаженного учета (возможно, ежемесячного). Для них применяются те же меры, что и для категории A, но они осуществляются реже и с большими приемлемыми допусками.
Группа С - остальные товары, сумма долей с накопительным итогом которых составляет от 80% до 100% от общей суммы параметров. Эти товары характеризуются упрощенными методами планирования, учета и контроля. Однако, несмотря на, их кажущуюся малоценность, они составляют 20% оборота (или прибыли) и требуют периодического контроля.
По товарам группы С объемы партий заказов и страхового запаса могут быть большими, так как хранение крупных партий товаров категории C не влечет за собой существенных затрат. А сокращение группы С или нехватка номенклатуры по группе С приведет к тому, что через некоторое время оставшиеся товары распределятся по тому же закону. При этом общий результат деятельности может снизиться на 30-50%. Рекомендации:
1. Инвентаризацию запасов группы С можно производить раз в полгода, при этом с большими приемлемыми допусками.
2. При принятии управленческих решений важно учитывать, что номенклатура группы С имеет невысокую стоимость, но при этом требует очень больших человеческих и временных затрат.
Группа С может быть детализирована на подгруппы С1 и С2. Например, существуют товары, доля которых в обороте или прибыли менее 1% - С1. Товары, доля которых в обороте или прибыли равна нулю - С2. Такие товары также целесообразно выделять, поскольку они показывают «мертвый» товарный запас. Это не означает, что эти товары не нужны - возможно, они являются частью экспозиции или запасными деталями. Но в любом случае эти товары подлежат отдельному анализу. Возможно, они только введены в ассортимент и являются новыми растущими позициями. Поэтому, было бы ошибочно механически убирать из ассортимента все товары, которые попали в аутсайдеры - возможно, их роль в ассортименте оправдана.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Идея анализа ABC состоит в том, чтобы из всего множества однотипных объектов выделить наиболее значимые с точки зрения обозначенной цели. По сути, АВС-анализ - это ранжирование ассортимента по разным параметрам.
В рамках общего рейтингового списка выделяют три группы объектов - А (самые важные товары, приносящие первые 50% результата), В («средние» по важности, приносящие еще 30% результата) и С («проблемные» товары, приносящие остальные 20% результата).
Решающее преимущество ABC-анализа заключается в простоте применения. Данный метод позволяет быстро сделать выводы, способствующие уменьшению перегрузки менеджера деталями и обеспечивающие лучший обзор проблемной области.
На данный момент разработана широкая методологическая база для выделения номенклатурных групп. Наибольший интерес для практического использования представляют метод касательной и метод суммы, каждый из которых имеет свои преимущества. Главное усилия аналитиков направлены на расширение возможностей ABC анализа и разработку специальных программ для облегчения его проведения.
АВС-классификация позволяет разработать различные подходы для управления каждой номенклатурной группой, что значительно упрощает работу с большим ассортиментом и позволяет сократить затраты на управление запасами.
Таким образом, АВС-анализ позволяет сделать первый эффективный шаг в оптимизации товарного запаса на складе.
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. АНАЛИЗ АВС
- 1.1 Сущность анализа АВС
- 1.2 Этапы проведения анализа АВС
- 2 МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРАНИЦ НОМЕНКЛАТУРНЫХ ГРУПП
- 2.1 Эмпирические и математические методы
- 2.2 Графические методы
- 3. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ АВС-АНАЛИЗА
- 3.1 Пример распределения товаров по группам на основе АВС-анализа
- 3.2 Практические рекомендации по управлению группами А, В и С
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ