logo
Электронный бизнес

2. Электронная торговля или коммерция

Важнейшим составным элементом электронного бизнеса является электронная коммерция. Под электронной коммерцией подразумеваются любые формы сделок, при которых взаимодействие сторон осуществляется с применением возможностей информационных и телекоммуникационных технологий систем и сетей.

В настоящее время не существует четкого, единого общепринятого определения электронной коммерции. Зачастую под электронной коммерцией подразумевается любая форма бизнес-процесса, в котором взаимодействие между субъектами происходит электронным способом.

В современной экономической литературе часто используется определение электронной коммерции, данное UNCTAD: «под электронной коммерцией» понимаются все формы сделок, связанные с коммерческой деятельностью организаций и физических лиц, которые основаны на обработке и передаче цифровой информации, включая тексты, звуки и визуальные данные».

Определение UNCTAD и некоторые другие являются, несомненно, очень актуальными при рассмотрении вопросов электронного бизнеса и электронной коммерции. Но в них часто не учитывается, что электронная коммерция на современном этапе, как правило, включает в себя не только электронное, но и физическое взаимодействие сторон.

Опираясь на вышеизложенное, можно выделить признаки электронной коммерции:

· факт совершения операции электронным путем, т.е. с использованием компьютерно-сетевых технологий;

· распространение права собственности на продаваемые или покупаемые активы, включая как традиционные, так и принципиально новые (например, информацию в электронном виде);

· частота совершения однородных операций, которая может быть объективно измерена провайдером и подтверждена независимыми аудиторами (например, по log-файлам);

· работа с активом с целью сделать его продаваемым, включая как материальные (вещественные) активы, так и активы в электронной форме (сканирование, оцифровывание и т.п.);

· обстоятельства реализации актива, в том числе и электронным способом (передача информации по сети);

· наличие стремления получить прибыль либо в традиционной форме, либо с использованием современных технологий (с помощью систем электронных платежей или «цифровыми деньгами»).

Так что же такое электронная коммерция или электронная торговля? В американской традиции чаще используется термин «электронная торговля», в европейской - «электронная коммерция». В общем оба понятия можно считать идентичными.

Электронная коммерция представляет собой средство ведения бизнеса в глобальном масштабе. Она позволяет компаниям более полно взаимодействовать с поставщиками и быстрее реагировать на запросы и ожидания заказчиков. Компании получают возможность выбора поставщиков независимо от географического расположения, а также возможность выхода на глобальный рынок со своими товарами и услугами.

Еще раз подчеркнем разницу между двумя введенными понятиями. Электронный бизнес является наиболее общим понятием. В него входят любые формы взаимодействия между субъектами рынка при помощи цифровых технологий:

* обмен информацией;

* проведение маркетинговых исследований;

* установление контактов, например, между потенциальными заказчиками и поставщиками; пред- и послепродажная поддержка, например, представление подробной информации о продуктах и услугах, документации, ответов на вопросы заказчиков и т. д.;

* продажа товаров и услуг;

* электронная оплата, в том числе с использованием электронных платежных систем;

* распространение продуктов, включая как управление доставкой и ее отслеживание для физических продуктов, так и непосредственную доставку продуктов, которые могут распространяться электронным путем;

* возможность организации виртуальных предприятий - группы отдельных специалистов или даже независимых компаний для ведения совместной коммерческой деятельности; осуществление бизнес процессов, совместно управляемых компанией и ее торговыми партнерами.

Электронная коммерция является только одной из составных частей электронного бизнеса, которая ограничивается проведением сделок при помощи электронных систем, например, продажа товаров или оказание услуг через Интернет.

Современный электронный бизнес характеризуется постоянно увеличивающимися возможностями предложения, всевозрастающей глобальной конкуренцией и ожиданиями клиентов (покупателей, заказчиков). В ответ на это бизнес во всем мире меняется как в организационном плане, так и в плане проведения операций. Бизнес-схемы с появлением различного рода телекоммуникационных сетей перестраиваются таким образом, что выравнивают старые иерархические структуры и ликвидируют барьеры между подразделениями компаний, а также уменьшают их количество между компанией и ее покупателями (клиентами) и поставщиками (рис.1). В настоящее время существует много примеров таких схем-процессов, которые соединяют всю компанию и даже таких схем-процессов, которыми совместно владеют и управляют компания и ее покупатели и поставщики.

Рис. 1. Изменение бизнес-схема.

Электронная торговля или электронная коммерция это как раз такой способ или средство, которое дает возможность и поддержку для таких изменений в глобальном масштабе. Электронная торговля дает возможность компаниям быть более эффективными и гибкими в их внутренней деятельности, работать более тесно с их поставщиками и оперативно реагировать на нужды и ожидания клиентов. Причем, она позволяет компаниям выбрать самых лучших поставщиков независимо от их географического расположения и продавать на глобальном рынке.

Таким образом, электронная торговля (коммерция) - это виртуальная экономическая среда в которой осуществляется электронный бизнес, электронные расчеты по средствам Интернет. Организация электронной торговли - это использование определенных компонентов, факторов и условий, обеспечивающих управление электронной торговлей (содержание компонентов, факторов и условий может быть различным и зависит от бизнес-модели и форм электронной торговли).

Преимущество электронного бизнеса в том, что это новая форма организации предприятия, новая форма ведения бизнеса.

Рис. 2. Структура организации электронного бизнеса в системе поставщик-производитель-клиент.

1. Фирма осуществляет поиск сырья и комплектующих, используя возможности интернета и управляет производством с помощью интернета.

2. Выполняет финансовые обязательства с помощью организации поставщика финансовых услуг.

3. Ведет работу с потенциальными потребителями.

Аналитики выделяют три основные стадии, соответствующие совершенствованию системы электронной коммерции: 1) организация веб-узла компании, представление электронных каталогов продукции, сведений о деятельности фирмы, статистической информации, ориентация на поставщика товаров и услуг; 2) создание системы электронного бизнеса интегрирующего веб-сайт и внутренние системы обработки заказов и управления материальными активами, появляется возможность размещения заказов и контроля за выполнением непосредственно через веб-интерфейс сайта компании-поставщика, подобная организация позволяет отображать данные о материальных запасах, ценах, запасах и поставках. Центральным элементом этой системы является поставщик и добавляется потребитель, на которого ориентирован данный этап. 3) ставит акцент на потребителя и ориентируется в целом на заказчика, в результате чего, технология автоматизации, интеграции предоставляют максимальные преимущества внешним клиентам. При этом внедряется сеть поставок, как сложная система деловых взаимосвязей, благодаря которой изменение в одной из компаний передается в любую связанную бизнес-систему.

При коммерческом использовании возможностей сети различными экономическими субъектами, в структуре электронной торговли, как правило, выделяют несколько звеньев:

* реклама и представление товара;

* осуществление операций купли-продажи через каналы Сети;

* послепродажные услуги клиентам;

* построение отношений с клиентами.

По типу взаимодействующих субъектов электронный бизнес можно разделить на следующие основные категории:

бизнес-бизнес (business-to-business, B2B);

бизнес-потребитель (business-to-consumer, B2C);

потребитель-потребитель (consumer-to-consumer, С2С);

госуправление-граждане (government-to-citizens, G2C).

Направление В2В - наиболее популярное и развитое на сегодняшний день. Оно включает в себя все уровни взаимодействия между компаниями, основой которых могут служить специальные технологии или стандарты электронного обмена данными, например, такие как EDI (Electronic Data Interchange) или системы на базе языка разметки документов XML (eXtensible Markup Language).

В2С - бизнес, ориентированный на конечного потребителя. Основу этого направления составляет электронная розничная торговля. К этой категории бизнеса относится значительный круг предприятий электронной коммерции: интернет-магазины, платные сервисы для физических лиц, электронные казино, многочисленные компании, продающие консультационные и информационные услуги.

С2С - бизнес, обеспечивающий взаимодействие между большим количеством физических потребителей; включает возможность взаимодействия потребителей для обмена коммерческой информацией. Это может быть обмен опытом приобретения того или иного товара, обмен опытом взаимодействия с той или иной фирмой. К этой же области относится и форма торговли между физическими лицами, находящая свое воплощение в Интернет-аукционах.

Направление G2C - предназначено для взаимодействия населения с органами государственного управления, что, по мнению некоторых наблюдателей, составляет главную цель электронного правительства. Цель этого направления - продление лицензий и удостоверений, оплата налогов и подача заявлений о пособиях менее емкими по времени и более простыми, а также расширение доступа к государственной информации посредством использования инструментов распространения информации. В системах электронной коммерции в основном используются схемы B2B и B2C.