logo
Электронная коммерция класса "Бизнес-Бизнес" (B2B)

1. ЧТО ТАКОЕ ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ

Электронная коммерция - это ведение бизнеса посредством сети Интернета. Сейчас об электронной коммерции говорят практически все. Но надо сказать, мало, кто реально представляет себе, что же это такое. Существует три основных общепринятых модели электронной коммерции: B2B, B2C и C2C. Модель B2B (business-to-business) - это отношения между компаниями и поставщиками, производителями и продавцами и т.д. Модель электронной коммерции B2C (business-to-customer) предполагает предоставление услуг или продажу товаров конечному потребителю, будь то частное лицо или корпоративный заказчик. Модель электронной - коммерции С2C ( customer - to- customer) отражает деловые отношения, возникающие между частными лицами (например, на онлайновых аукционах). Согласно исследованиям ведущих консалтинговых компаний модель электронной-коммерции B2B стремительно развивается и в недалеком будущем распространится на все отрасли экономики.

Под определение электронной коммерции подпадают не только системы, ориентированные на Интернет, но также и "электронные магазины", использующие иные коммуникационные среды. В то же время процедуры продаж, инициированных информацией из WWW, но использующих для обмена данными факс, телефон и пр., могут быть лишь частично отнесены к классу электронной коммерции. Отметим также, что, несмотря на то, что WWW является технологической базой электронной коммерции, в ряде систем используются и другие коммуникационные возможности. Так, запросы к продавцу для уточнения параметров товара или для оформления заказа могут быть посланы и через электронную почту.

Электронная коммерция включает в себя не только on-line транзакции. В область, охватываемую этим понятием, необходимо включить и такие виды деятельности, как проведение маркетинговых исследований, определение возможностей и партнеров, поддержка связей с поставщиками и потребителями, организация документооборота и пр. Таким образом, электронная коммерция является комплексным понятием и включает в себя электронный обмен данными как одну из составляющих.

электронная коммерция интернет бизнес

2. МОДЕЛЬ B2B

Под термином В2В обычно понимается широкая сфера онлайновых услуг, в которых, так или иначе, участвуют не только, и не столько, частные лица, а предприятия и компании. То есть в секторе В2В обращаются товары и услуги, которые компании продают друг другу. Основной товарный и денежный оборот происходят в корпоративной среде и практически не выходят на потребительский рынок. Особая привлекательность этого сектора онлайновой коммерции заключается в том, он больше привязан к коммерческой необходимости, а не к потребительским пристрастиям и моде.

B2B (business to business) - форма взаимодействия и построения интернет-бизнеса, при которой сторонами выступают предприятия.

Электронная торговая площадка, построенная по принципу B2B (Business to business marketplace) - это место, где заключаются бизнес - сделки между предприятиями - покупателями и продавцами. Внедрение систем B2B способствует развитию рынка и добросовестной конкуренции, повышает адекватность рыночной политики.

B2B - это тот вид деятельности, когда две компании проводят бизнес транзакции с помощью Интернет. Например, компания может разместить запрос на коммерческие предложения, получить текущие котировки от своих поставщиков, заключить контракт, получить или оплатить счета, опубликовать документы. Этот вид деятельности в Интернет является наиболее перспективным для российских компаний. Он позволяет построить на новом уровне коммерческие связи между производителями и создает благоприятную почву для партнерских отношений между ними. Рынок становится более открытым и появляется масса возможностей взаимодействия и приобретения необходимых услуг на локальном рынке, избавляя от необходимости импорта материалов и оборудования из-за рубежа или продолжительного поиска делового партнёра. В международном смысле, электронная коммерция дает компании больше шансов для высокой активности на глобальном рынке. Система B2B может быть как открытой, которую могут видеть и посещать обычные пользователи или другие возможные партнёры, так и закрытой - существующей только для определённых партнёров или рабочих групп и исполняющей только определённые технологические функции.

По функциональным возможностям среди сайтов B2B можно выделить следующие группы:

· Каталоги. Являются наиболее тривиальным вариантом сайта типа B2B, где покупатели находят продавца товарных позиций с фиксированной ценой.

· Электронные биржи. Отличаются большей сложностью по сравнению с каталогами и функционально подобны реальным биржам. Используются в основном для торговли товарами широкого потребления, такими как зерно, бумага, металл и т.д.

· Аукционы. Такие сайты функционально подобны реальным аукционам и виртуальным аукционам B2C, но в силу специфики модели B2B часто используются для продажи излишков запасов.

· Электронные сообщества. Ведение бизнеса не всегда сводится только к совершению привычных всем бизнес транзакций. Существует много других направлений, в которых бизнесу может потребоваться участие партнеров. Например, разного рода исследования, политическое лоббирование или обмен идеями. Интернет является идеальной средой для объединения усилий и интересов.

Задачи B2B систем

Основная задача систем В2В -- повышение эффективности работы компаний на В2В-рынке за счёт снижения затрат на подготовку торговых процедур и расширения географии бизнеса до масштаба всего мира.

В задачи B2B систем также входит:

· организация взаимодействия между предприятиями - быстро и удобно

· построение защищенных надежных каналов обмена информацией между фирмами

· координация действий предприятий и совместное их развитие на основе информационного обмена [1].

Согласно модели В2В, компании заключают сделки между собой с использованием Интернета.

В2В-площадка объединяет в себе решения для поставщиков и покупателей, образуя единую систему в виде интернет-портала. При создании любой В2В-площадки следует учитывать ряд важных аспектов, необходимых для успешной работы.

Доступность для новых участников.

Масштабируемая и надежная платформа. Появление в системе новых участников и добавление новых приложений не должны влиять на функционирование площадки в целом.

Качественное управление информационным наполнением портала.

Возможности интеграции. В2В-площадка должна поддерживать все виды электронной коммерции -- от систем транзакций до поддержки сети поставок и делового сотрудничества между компаниями. Важным аспектом интеграции является обеспечение взаимодействия бизнес-процессов В2В-площадки с бизнес-процессами ЕКР системам ее участников. Подобная интеграция поможет компании-участнику оптимизировать планирование и управление внутренними ресурсами, а организаторы В2В-пло-щадки смогут получать данные из внешних приложений в режиме реального времени.

5.Обеспечение безопасности. Создателям В2В-площадки необходимо обеспечить безопасность осуществления платежей и пере дачи ценной информации.

6 Аналитические услуги. В2В-площадка должна не только снабжать участников необходимой деловой информацией, но и осуществлять ее анализ.

7.Дополнительные услуги. В целях получения дополнительной прибыли и привлечения новых клиентов В2В-шющадка может предлагать ряд дополнительных услуг: аукционы, различные финансовые услуги (например, депонирование или объединение платежей за месяц), услуги по логистике и др.

Модель В2В реализуется следующими схемами:

· электронные торговые площадки (торговые концентраторы, е-marketplace);

· электронные торговые склады (системы сбыта и снабжения, е-ргоcurement).

Реализация модели торгового концентратора предполагает организацию на сайте «содружеств» продавцов и покупателей. Продавцам выделяются специальные места для рекламы своих товаров, а покупателям предоставляется возможность взаимодействовать с ними с целью получения новостей, спецификаций и описаний продуктов и т. д. Торговые концентраторы могут быть как горизонтальными, т. е. поддерживать все категории продавцов и покупателей многих отраслей, так и диагональными, т. е. поддерживать определенные категории продавцов и покупателей или определенные категории продуктов многих отраслей. Такая площадка выступает в роли посредника.

Электронные торговые склады являются универсальным местом для закупки материально-технического обеспечения. В едином месте и в едином формате представляются каталоги многих поставщиков. Информация о группах и категориях продуктов отображается в реальном масштабе времени и может содержать сотни тысяч наименований. [2].

2.1 ОБЗОР РЫНКА B2B

Первоначально к В2В ("бизнес для бизнеса") относили все средства Интернет (то есть сайты), используемые при осуществлении сделок купли-продажи между коммерческими структурами. Под это определение попадали и корпоративные сайты, если компания использовала их для реализации собственной продукции, и отраслевые порталы, предоставляющие информацию о какой-либо отрасли в целом, и сайты, используемые компаниями для организации закупок.

Впоследствии термин "В2В" стали употреблять и в более широком значении, относя к этой сфере любой бизнес, клиентами которого выступают другие коммерческие структуры, а не частные лица или государственные учреждения. Преобладающим остается определение В2В как сектора рынка, предоставляющего услуги по организации в Интернет информационного и торгового взаимодействия между фирмами-покупателями и фирмами-продавцами.

Услуги, которые предоставляются компаниям сектором В2В, представлены в форме использования электронных торговых площадок (ЭТП), или B2B-площадок (Business to business marketplace). В функции ЭТП может выступать любой Интернет-ресурс, посредством которого заключаются сделки купли-продажи между предприятиями -- покупателями и продавцами. Электронные торговые площадки создаются для того, чтобы упростить взаимодействие между предприятиями, поставщиками и покупателями, независимо от их размеров, географического положения и отраслевой принадлежности.

2.2 ВИДЫ ЭЛЕКТРОННЫХ ТОРГОВЫХ ПЛОЩАДОК

Электронная торговая площадка, или B2B-площадка (Business to business marketplace) - место, где заключаются сделки купли-продажи между предприятиями - покупателями и продавцами. Существует разные виды площадок - закупочные, сбытовые, многоотраслевые, отраслевые и продуктовые площадки.

Несмотря на то, что разные категории площадок имеют свои преимущества и недостатки, их общая отличительная черта - снижение издержек предприятий. По оценке компании IBS экономия от использования схем B2B может достигать 15% со стороны закупок и 22% со стороны сбыта. В то же время затраты на интеграцию и автоматизацию бизнес-процессов предприятия с B2B-площадками согласно исследованию Gartner Research начинают окупаться только, если не менее 2,3 % счетов будут выставлены и оплачены через Интернет.

Корпоративные закупочные и сбытовые площадки создаются одним или несколькими покупателями или продавцами и призваны перевести в Интернет связи с существующими партнерами компании. Как правило, такие площадки тесно интегрированы с внутренними бизнес-процессами предприятий и позволяют автоматизировать процесс обмена информацией с контрагентами, снизить стоимость и сократить время сбыта и закупок продукции.

В качестве примера закупочной площадки можно привести недавно созданную площадку сети розничной торговли "Пятерочка" - az.e5.ru. При существующей инфраструктуре сети, которая включает в себя 84 магазина, и ассортименте в 4 тыс. товарных позиций такая площадка позволит значительно упростить работу закупочных подразделений и перенести часть своей работы на сбытовые подразделения компаний-поставщиков.

Площадка Dealine.ru, созданная при компании Дилайн (поставщик компьютеров, комплектующих и т.д.), является представителем сбытовых площадок и предназначена для взаимодействия с дилерами. По словам генерального директора "Дилайн" Георгия Полихрониди, эта система сэкономила компании $1,4 млн.

Многоотраслевые, отраслевые и продуктовые площадки создаются третьими сторонами - технологическими компаниями, ассоциациями, банками, информационными агентствами, торгово-промышленными палатами или другими субъектами рынка.

Представителями многоотраслевых площадок являются iTenders.ru (предоставляющая услуги по проведению конкурсных закупок или тендеров), региональная площадка Sibtorg.ru, площадка банка Менатеп СПб (созданная для клиентов банка) и др. Если на этих площадках предприятие не нашло контрагента, то всегда можно обратиться к специализированным отраслевым площадкам.

К отраслевым площадкам относятся Chimforum.ru (для участников рынка химической отрасли), Lesprom.ru (рынок лесной отрасли), Conditer.ru (кондитерский рынок), Stroyteh.ru (дорожно-строительная техника), Medprom.ru (медицинское оборудование и комплектующие), Russiatele.com (телекоммуникационное оборудование), MtsZerno.ru(зерновой рынок), Platts.ru (площадка по нефтепродуктам, нефти и газу), Cislink.ru (продукты питания и другие потребительские товары), eMatrix.ru (для участников ИТ-рынка) и множество других площадок. Несмотря на высокую концентрацию участников рынка и возникающую отсюда конкуренцию поставщиков, на таких площадках всегда можно выделиться из общей массы путем размещения рекламы. Покупателям также выгоднее посещение отраслевого портала вместо долгих поисков необходимой продукции на сайтах отдельных поставщиков.

Удобные сервисы.

Стандартным сервисом площадок является предоставление клиентам возможности размещения заявок на покупку/продажу какой-либо продукции. На большинстве площадок эта услуга является бесплатной, тем не менее, уже появляются площадки, практикующие взимание абонентской платы со своих клиентов.

Следует отметить, что некоторые площадки помимо стандартных услуг предлагают своим участникам весьма удобные сервисы. Так, например, лакокрасочная площадка Ilka.ru успешно продвигает среди своих клиентов программу "Интернет - среда обитания лакокрасочных компаний". Дело в том, что работа компании на отраслевой площадке зачастую состоит в дублировании информации с собственного сайта - ассортимент, цены, новости, спрос, вакансии и прочее. Некоторые решают эту задачу с помощью шлюзов, автоматически перекачивая информацию. В любом случае эти методы не могут обеспечить стопроцентной гарантии соответствия информации оригиналу и одномоментности ее появления на сайте и на отраслевой площадке. Во многом именно эти причины тормозят развитие B2B контактов.

Суть программы заключается в предоставлении компаниям многофункционального движка сайта, являющегося защищенным интерфейсом к управлению собственной информацией, связанной с единым информационным полем портала ilka.ru. Другими словами, движок позволяет управлять информацией с ее параллельной публикацией как на сайте компании, так и на портале.

Еще дальше пошла площадка Gvozdik.ru, предоставив своим клиентам возможность автоматического импорта каталога товарных позиций и цен прямо из системы компании 1C - "1С: Торговля и склад". Это стало возможным благодаря использованию стандарта обмена коммерческой информацией в формате XML (CommerceML). CommerceML позволяет также вести обмен коммерческими предложениями и документами.

Пользователи же площадки "Зерно Он - Лайн" за дополнительную плату могут подключиться к системе слежения за вагонами. Система позволяет производить отслеживание продвижения вагона в пути от станции отправки до станции назначения с предоставлением информации о дислокации вагона два раза в день. Таким образом, грузополучатель может отслеживать и контролировать график и осуществление поставок грузоотправителем. Можно также осуществить поиск вагонов, не прибывших вовремя на станцию назначения, а также установить местонахождение отправленного груза.Удобный сервис прямого маркетинга предоставляет своим клиентам Medprom.ru - возможности email-рассылок по адресным выборкам и возможность формирования файлов почтовых этикеток для почтовых рассылок (в базе Medprom.ru около 34000 медучреждений и более 3000 специалистов). Риски B2B-площадок

Можно выделить две группы рисков, возникающих у клиентов B2B-площадок: технологические и бизнес-риски.

К первым относятся некачественная связь провайдера (обрыв связи во время проведения торгов), взлом средств криптозащиты, внутренняя атака баз данных B2B-площадки и утечка конфиденциальной информации, DoS-атака или отказ в обслуживании и т.д. Тем не менее, все эти проблемы имеют решение: выбор качественного провайдера, использование соответствующих средств криптозащиты, разграничение прав доступа к информации персонала оператора B2B-площадки. В конце концов, подобные риски в ближайшем времени можно будет застраховать.

В то же время наличие многоотраслевых и отраслевых площадок, как дополнительного звена в цепочке доведения продукции до конечного потребителя, для всех сторон ведет к появлению разного рода бизнес-рисков:

§ риск несоответствия качества поставляемой продукции

§ риск потери покупателем предоплаченных по сделке денежных средств

§ риск неоплаты или просрочки оплаты поставленной поставщиком продукции в товарный кредит

§ риск снижения нормы прибыли для поставщиков

Кроме того, общим недостатком многоотраслевых и отраслевых площадок является отсутствие на них адекватных расчетных сервисов для B2B-торговли, в результате которого, после того как покупатель и продавец предварительно договариваются об условиях сделки, продолжение заключения сделки происходит не на площадке, а традиционными способами ведения бизнеса - посредством телефона, факса и командировок.

B2B-расчетные сервисы

По прогнозам аналитиков, мировому B2B-рынку не удастся достичь высоких плановых показателей, объявленных ведущими исследовательскими компаниями до тех пор, пока приоритетом среди поставщиков B2B сервисов не станет разработка надежных электронных технологий платежей.

В России расчетный сервис для участников B2B-рынка предоставляют Корпорация "НИКойл" с системой "НИК-Пэй Расчеты" , мультибанковская система Фактура.ру с одноименной многоотраслевой площадкой Faktura.ru, банки Менатеп СПб и Импексбанк которые предлагают расчетные услуги для участников собственных площадок.

Несмотря на то, что наличие B2B-расчетного сервиса упрощает работу предприятий на площадках - позволяет прямо с площадки давать распоряжения на оплату и контролировать поступление денежных средств по сделке, большинство из представленных выше расчетных сервисов (кроме системы "НИК-Пэй Расчеты" банка "НИКойл") не снижают риски контрагентов. Поставщик после получения предоплаты от покупателя может не осуществить поставку, поставить некачественную продукцию или нарушить условия сделки по срокам, то же самое касается рисков поставщиков при осуществлении поставки покупателям в форме товарного кредита. Другими словами участники площадок, используя B2B-расчетные сервисы, просто переносят традиционные бизнес-риски в Интернет и упрощают возможности их возникновения.

В условиях тотального недоверия и отсутствия истории взаимоотношений между контрагентами выходом из ситуации может стать рейтингование предприятий самими B2B-площадками и ведение "черных" списков. Но и это не всегда эффективно, как сказал один руководитель про контрагента своего предприятия, "потому и перешли на аккредитивы, что работаем давно и хорошо их знаем". Становится ясно, что для полной ликвидации бизнес-рисков контрагентов (особенно при проведении первых сделок) необходимо использование механизмов гарантированных расчетов.

Показательным примером того, как можно использовать отраслевую B2B-площадку в целях снижения как издержек, так и бизнес-рисков для своего предприятия является площадка eMatrix.

eMatrix.ru является крупнейшей B2B-площадкой участников российского компьютерного рынка. Отличительной чертой площадки eMatrix.ru является наличие цен в долларах по курсу Центрального банка РФ (а не по завышенному курсу, как это бывает обычно в компьютерных фирмах) и обязательное наличие товара на складе у компании, выставившей заявку на продажу товаров в eMatrix.ru, в то время как у многих компаний этого товара на складе просто нет, а поставка осуществляется под заранее заказанную покупателем партию.

В то же время eMatrix предлагает корпоративным клиентам возможность подключения к системе "НИК-Пэй Расчеты тм", позволяющей проводить платежи между участниками торгов непосредственно на самой площадке через Интернет. Ноу-хау системы заключается в возможности для покупателя ликвидировать бизнес-риски, связанные с не поставкой техники или поставкой некачественной компьютерной техники, после получения продавцом предоплаты. Другими словами система расчетов реализует все существенные свойства расчетов с использованием аккредитивов, но без громоздкой и трудоемкой процедуры открытия аккредитива и без сопутствующего ему сложного документооборота.

Для размещения заявок покупки на eMatrix предварительно необходимо:

§ принять правила площадки

§ зарегистрироваться по установленной форме

§ заключить договор с eMatrix

§ получить свой уникальный Аналог Собственноручной Подписи для работы в системе "НИК-Пэй Расчеты тм"

Для регистрации, как и на большинстве B2B-площадок, необходимо заполнить установленную форму, которая включает в себя следующие поля: логин и пароль, фамилия, имя, отчество и должность уполномоченного лица, наименование компании, реквизиты компании (ИНН, № расчетного счета и т.д.) адрес, web-сайт, город, телефон, факс и e-mail. После ввода регистрационных данных в течение 24-х часов будет предоставлен доступ к торгам.

После размещения заявки на покупку необходимой позиции товара, количества и цены остается ждать уведомления по электронной почте о появлении заявок поставщиков и вступать в онлайн-торги. При согласии сторон заключается сделка, подписанная электронно-цифровыми подписями контрагентов. Покупатель переводит необходимые для сделки денежные средства на специальный счет eMatrix, открытый в Банке "НИКойл", где они блокируется, а сигнал об их блокировке получает поставщик. Поставщик, зная, что сделка имеет под собой финансовую составляющую, отгружает товар. Покупатель после получения товара дает сигнал в eMatrix о приеме товара и отсутствии претензий, после чего денежные средства разблокируются и направляются в банк поставщика. [3].