logo
Управление торговыми запасами в ООО "Адидас"

1.1 Анализ положения ООО «Адидас» на рынке спортивных товаров

ООО «Адидас» является дочерней компанией немецкой группы Adidas AG, чей главный офис располагается в маленьком городе Херцогеннаурах, выступающей на международном рынке спортивных товаров и экипировки. История бренда Adidas начиналась в прошлом веке, когда братья Рудольф и Адольф Дасслеры решили открыть семейное дело по производству обуви. Нельзя не упомянуть, что на тот момент они обладали огромным рвением и желанием одержать успех, за чем последовали инновационные решения в области спортивной обуви. Наглядным примером является их революционные футбольные бутсы с шипами на подошве, что перевернуло весь мир футбола, в том числе. После столь ошеломительного успеха они пошли еще дальше и начали подписывать договоры по сотрудничеству с мировыми спортсменами, участвующими на олимпийских играх.

В конце ХХ века компания переживала не самые лучшие свои времена. Прежде всего, это было связано со смертью основателя Адольфа Дасслера, после чего финансовое положение фирмы было близко к банкротству. Однако, спустя какое-то время Адидасу удалось принять важное решение об открытии сове собственной сети и завлечь к себе ведущих специалистов из такие крупных конкурентов как Nike и Reebok. Данные стратегические и тактические действия позволили остаться компании на плаву и продолжить расти.

К началу 90-х годов группа Adidas AG решила выйти на рынок РФ, а так же стран СНГ (Казахстан и Украина). К текущему моменту Адидас имеет в своим распоряжении более 800 собственных магазинов, включая не только концептуальные точки продаж, а так же дисконт-центры и детские магазины.

2006 год стал знаменательным для Адидаса как на международной сцене, так и на территории России и СНГ. После долгих переговоров произошло слияние Adidas и американской компанией Reebok. Прежде всего Reebok прославился за счет того, что они первыми начали ставить акцент на женскую обувь, чем и завоевали женскую аудиторию. Ниже на рисунке 1.1 располагается портфель брендов Adidas AG, где так же обозначены основные направления:

Рис.1.1. Портфель брендов Adidas AG

· performance - одежда, предназначенная для атлетов и людей, занимающихся спортом

· style - творческий союз лучших дизайнеров мира и креативного центра Адидаса в Шанхае

· originals - одежда, которая принадлежит к такому сегменту как «fast fashion», предназначенная для молодого поколения, следящего за последними трендами

· neo - новое направление спортивной одежды для повседневной жизни по доступным ценам.

Как уже было написано ранее, одной из причин успеха присутствия Адидас на российском рынке является огромное количество собсвтенных магазинов. Они, в свою очередь, так же разбиты по определенным направлениям, а так же по ценовой политике:

1. Собственные розничные магазины:

1.1. Концептуальные магазины (BCS - Brand Concept Stores, OCS - Originals Concept Stores, NECS - NEO Concept Stores). Данные магазины являются основным источником дохода компании. В них сосредоточены новые коллекции, маркетинговая поддержка, а так постоянное проведение различных мероприятий.

1.2. Дисконт-центры (FO - Factory Outlets). Они отличаются тем, что занимаются реализацией товаров прошлых коллекция, т.е. остатков с предыдущих сезонов, по более низким ценами.

1.3. Магазины Reebok и Rockport (RCS и ROCS). Как и концептуальные магазины реализация осуществляется по полной цене и новыми коллекциями. Разница заключается в том, что данные фирмы были поглощены, поэтому магазины обладают совершенно иной атмосферой.

1.4. Детские магазины (KIDS). Самое молодое направление в области розничных магазинов Адидас. Однако, темпы роста за последние сезоны бьют все рекорды по сравнения с концептуальным магазинами.

2. Оптовые магазины. Если спросить у людей десять лет назад, где можно было приобрести одежду фирмы Адидас, они бы упомянули Спортмастер. Именно он являлся основным каналом до 2008 года. Сейчас же компания сфокусировалась на развитии собственной сети. Несмотря на расторжение контракта со Спормастером, Адидас так же имеет выход на рынок через оптовые каналы. Ярким примером может послужит интернет-магазин Ламода.

3. Интернет-магазин. Уже третий год Адидас развивает направление электронной коммерции на территории РФ и стран СНГ. Здесь представлен максимальный ассортимент продукции из всех предыдущих каналов.

Однако, предложение спортивных товаров и экипировки в России пока что преобладает над спросом. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения на 2013 год доля россиян, постоянно занимающихся спортом, была 31 %. Столь малая цифра может показаться недостаточной по сравнению с европейскими странами, где доля доходит до 60%, но все же за последние годы занятия спортом все больше приобретают популярность у населения. В основном, это связна с активно открывающимися спортивными залами в крупных городах России.

Опираясь на локальные исследования 2013 года, которые проводились в Адидасе, было выявлены покупательские следующие особенности российского потребителя:

· Средний процент затрат, связанных с одеждой, достигает 9% среди населения России

· Доли распределения между одеждой и обувью составляют 7 и 2 процента соответственно

Важно помнить, что после кризиса 2008 люди стали реже посещать спортивные залы. Как следствие, это привело к тому, что спрос на спортивные товары снизился. Ниже на рисунке представлена динамика роста рынка спортивной продукции на территории РФ:

Рис.1.2. Динамика рынка спортивной продукции, 2006-2015 гг.

Среди факторов, повлиявших на столь позитивный тренд можно выделить:

1. Обустройство крупных городов России велосипедными дорожками и новыми парковочных местами для велосипедов;

2. Построение новых спортивных объектов и реконструкция уже существующих спортивных комплексов;

3. Проведение крупных спортивных соревнований в РФ: зимние олимпийские игры 2014 года в Сочи, чемпионат мира по хоккею 2016 года в Москве и Санкт-Петербурге, чемпионат мира по футболу в 2018 году и т.п.

Рассматривая конкурентную среду Адидас, можно заметить, что у компании существуют не только прямые конкуренты в секторе спортивных товаров (Nike, Puma, Decathlon, Спортмастер, Интерспорт), но и множество других крупных ритейлеров в области повседневной одежды (Uniqlo, U.S. Polo, Lacoste, Coverse и т.д.). Данное положение фирмы слега затрудняет анализ рынка и компании в целом. Поэтому в данной работе в качестве конкурентов будут рассматриваться компании, занимающиеся непосредственно реализацией спортивных товаров.

Из внутренних маркетинговых исследования за последний год, проведенными в Адидас, можно рассмотреть место компании на рынке, а так же доли конкурентов (Рис. 1.3.)

Рис.1.3. Динамика структуры рынка спортивной продукции, 2012-2014 гг.

Как видно из графика Adidas удерживает лидерство на рынке на протяжении последних лет. Ближайшим конкурентом является Nike, который так же показывает положительную динамику, повышая свою долю на несколько процентов в 2014 году. Примечателен тот факт, что будучи частью Adidas, Reebok все же проиграл 2 процента. Самое важное, что хотелось бы отметить, это более медленный темп прироста Adidas по сравнению с Nike. На первый взгляд может показаться, что Nike постепенно догоняет Adidas, но не стоит забывать о том, что число собственных магазинов Nike в России не превышает 50 штук.

Руководство штаб-квартиры Adidas планирует увеличивать долю рынка на территории России и СНГ. Это связано с тем, что локальный рынок достаточно молод и имеет большой потенциал для развития. Так же нашему рынке присвоен приоритет, как одному из ключевых рынков наряду с Китаем, Западной Европой и Северной Америкой.