Управление товарными запасами в аптечной сети ООО "Аптеки "НЕВИС"

дипломная работа

1.2 Развитие аптечного бизнеса на современном этапе

В последние несколько лет российский фармацевтический рынок отличался высокими темпами роста, благодаря которым он вышел на двенадцатое место в мире. Согласно прогнозам экспертов, представленным на 6-й конференции «Фармацевтический бизнес в России - 2011», в текущем году рост составит 10-15% от уровня 2010 года Официальный сайт издания «Медицинская газета» http://www.mgzt.ru/article/2270/.

Наиболее перспективным направлением расширения аптечного бизнеса в последнее десятилетие считается развитие торговых сетей, многие из которых создаются на базе крупных дистрибьюторов лекарственных препаратов. Особенно отчетливо развитие подобных аптечных сетей наблюдается в крупных городах.

Аналитики российского фармацевтического рынка отмечают стремительное развитие аптечных сетей и их значимость в розничном товарообороте. Сложившиеся обстоятельства столь серьезной конкуренции ставят перед индивидуальными аптечными предприятиями вопрос о необходимости собственной консолидации. В решении этого вопроса можно выделить три ключевых направления. Первое направление -- франчайзинг аптечной сети, когда аптека покупает существующие технологии и торговую марку. Но при этом она теряет собственное лицо, получая взамен возможно успешный бизнес. Второй вариант -- консолидация нескольких аптек и регистрация собственной торговой марки. Преимуществом такого подхода является возможность аптек сохранить свой имидж и право влиять на стратегическую политику образовавшейся сети. Но вместе с этим участники вынуждены тратить значительные ресурсы на формирование единой идеологии, организацию коммуникаций, рекламу и т.д. Третий путь -- это вступление в ассоциацию, объединяющую аптечные учреждения. Это более мягкий способ объединения, не преследующий коммерческих целей, а больше направленный на формирование благоприятного общественного мнения и лоббирование общих интересов. Абрамова С. Консолидация аптек: актуальность вопроса и выбор пути. // Российские аптеки. - 2004. - №7-8.

Всего в Санкт-Петербурге на конец 2010 года насчитывалось порядка 1800 аптек, причем эксперты считают, что рынок настолько насыщен торговыми точками, что дальнейшее развитие ограничено. Аптечный бизнес в Санкт-Петербурге отличается большим количеством крупных и мелких аптечных сетей (около 60), причем основная доля продаж приходится на следующие сети (в скобках приведены данные о количестве аптек на начало 2011 года):

- «Фармакор» (164 аптеки);

- «Первая помощь» (111 аптек);

- «НЕВИС» (180 аптек);

- «Родник здоровья» (30 аптек);

- «Натур-Продукт» (29 аптек);

- «Городская социальная аптека» (22 аптеки);

- «36 6 - Северо-Запад» (18 аптек);

- «Фиалка» (16 аптек);

- «УДАЧНЫЕ» (15 аптек);

- «Озерки» (25 аптек).

Остальные аптечные сети на начало 2011 года включали в себя менее 10 розничных торговых точек. Необходимо отметить, что аптечная сеть «Озерки» старается поддерживать цены на уровне ниже среднегородских, чем завоевала большую популярность среди жителей Санкт-Петербурга.

Интересны следующие данные (на 7 сентября 2010 года): «В Петербурге уже работает 156 аптек «Фармакор» и 111 - «Первая помощь». По итогам 2009 года «Фармакор» занимал первое место на розничном рынке лекарств Петербурга с объемом более 25 млрд. рублей, с долей 16,7%. Однако, по данным ЦМИ «Фармэксперт», второе место принадлежит сети «Озерки» (всего 24 аптеки) и лишь третье - «Первой помощи». Официальный сайт газеты «Деловой Петербург» http://www.dp.ru/a/2010/09/07/Apteki_prekratili_svoe_ra

Особое влияние на фармацевтический рынок оказал принятый 12 апреля 2010 года Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» Федеральный закон Российской Федерации от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", в котором было прописано государственное регулирование цен на жизненно необходимые лекарственные препараты. После вступления данного документа в силу, с прилавков российских аптек начали исчезать недорогие лекарства, так как продавать их стало невыгодно - постепенно недорогие препараты, внесенные в список жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, вытесняются более дорогими импортными аналогами, не включенными в данный перечень. Эксперты говорят о том, что, если ситуация усугубится, значительная часть населения России потеряет доступ к жизненно-важным препаратам. Причиной подобных опасений является то, что аптеки, находящиеся в небольших населенных пунктах, начали нести убытки, связанные с тем, что затраты на коммунальные услуги, аренду помещений и пр. растут, а возможности поднять цены на товары до необходимого уровня нет. «По оценкам исполнительного директора "Аптечной гильдии" Елены Неволиной, при сохранении нынешней ситуации к июлю текущего года свое существование из-за нерентабельности могут прекратить до 30 процентов российских аптек, к концу года эта цифра увеличится до 50 процентов. Сергей Колесников считает этот прогноз слишком мрачным, однако, по его собственным данным, еще в прошлом году в России закрылись около 10 тысяч аптечных учреждений». Интернет - сайт Медпортал-медиа http://medportal.ru/mednovosti/main/2011/02/19/pharm/

По мнению Елены Неволиной, изменить создавшуюся ситуацию может программа государственной поддержки организаций розничной торговли товарами аптечного ассортимента: предоставлений им дотаций и субсидий, предоставление льгот в сфере налогообложения, снижение тарифов на коммунальные услуги.

По итогам 2010г. объем розничного аптечного рынка составил 408,933 млрд. руб. (13,466 млрд. долл.). В рублевом, и в долларовом эквиваленте рынок продемонстрировал позитивную динамику (6% и 11% соответственно). В натуральных показателях также отмечен рост рынка (+1%), объем его составил 4,497 млрд. упаковок. Отметим, что годом ранее динамика была отрицательной и в долларовом эквиваленте (-6%), и в натуральном выражении (-4%). Средняя стоимость упаковки и расходы россиян на приобретение лекарственных препаратов в аптеках увеличились в сравнении с показателями прошлого года и составили 2,99 долл. и 94,89 долл. Медицинские новости портала Remedium.ru -

http://www.remedium.ru/analytics/numerals/world/detail.php?ID=43238

В создавшейся на фармацевтическом рынке непростой ситуации особое значение имеет оптимизация распределения ресурсов аптечных организаций, повышение рентабельности, снижение издержек, а также построение эффективной системы управления товарными запасами. Управление запасами - важнейшая часть управления аптечным ассортиментом (АА), направленная на бездефектурное обслуживание населения товарами АА при оптимальной товарной массе, требующей минимально возможных финансовых вложений в ее формирование и обслуживание. Битерякова А.М., Тюренков И.Н., Управление запасами аптечного учреждения // Экономический вестник фармации -2002-№1

Делись добром ;)