logo
Управление сезонностью реализации на предприятии оптовой торговли

1.1 Понятие и основные характеристики сезонности

Под сезонностью подразумеваются модели, которые зависят от времени года. Сезонный фактор, как таковой, проявляется во многих сферах бизнеса. Например, продажи Рождественских открыток вполне логично достигают максимума перед Рождеством. Бухгалтерский сервис достигает своего пика в конце финансового года. Пик продаж красных роз приходится накануне 14 февраля. Многие бизнесы, товары и статистические данные подчинены сезонным изменениям.

Борьба с негативными факторами на сезонных рынках обычно ведется по нескольким направлениям. Наиболее распространенный способ - расширение ассортимента за счет товарных групп, имеющих противоположную сезонность.

Достаточно действенным методом работы с колебаниями спроса является диверсификация бизнеса. Конечно, это требует глубокого анализа и серьезного стратегического расчета, однако позволяет практически полностью преодолеть зависимость от сезона.

Еще одной мерой для минимизации сезонных колебаний спроса может служить укрепление каналов дистрибуции. Так, на рынке алкогольной продукции существует такая зависимость -- зимой хорошо продаются красные и крепленые вина, а весной их продажи падают, но зато растет спрос на розовые и белые. Весенне-летний уровень продаж все равно отстает от зимнего на 27 -- 30%, поскольку белого вина летом продают меньше, чем зимой -- красного. Чтобы как-то стимулировать дистрибуторов, производители предоставляют им дополнительные скидки. А взамен подписывают соглашение, чтобы в эти сложные месяцы дистрибуторы выбирали определенные объемы ассортимента. Для партнеров такая схема выгодна, потому что у них увеличивается маржа, а производитель получает возможность поддерживать оборот.

В борьбе с сезонным падением спроса часто выигрывает тот, кто успевает «следовать» за своим потребителем. Так, летом потребление хороших вин в Москве падает, а в южных регионах сбыт заметно увеличивается -- целевая аудитория «перетекает» туда на время отпусков. Здесь хорошо идут продажи и в магазинах, и в HoReCa (отели, рестораны, кафе). Некоторые компании учитывают этот фактор и заранее планируют увеличение объемов поставок в эти регионы.

До сих пор речь шла о стратегических мерах воздействия на сезонность бизнеса, и, как считают специалисты, именно они помогают удерживать финансовые показатели на определенном уровне. Однако не стоит забывать и о тактических приемах -- рекламе и других акциях по стимулированию сбыта.

В низкие сезоны компании гораздо чаще привлекают потребителей.

Коэффициент сезонности -- это величина, на которую увеличиваются/уменьшаются продажи по сравнению со средними в определенный период времени.

Коэффициент сезонности применим для различных периодов. Это может быть неделя, тогда коэффициент присваивается для каждого дня недели. Например, в продуктовом магазине спрос возрастает к выходным, значит для субботы и воскресения коэффициент сезонности будет выше. Для прогнозирования спроса с применением коэффициента сезонности по дням недели необходимо чтобы поставки осуществлялись несколько раз в неделю.

Для большинства товаров применяют коэффициенты сезонности для каждого месяца. В данном случае для расчета коэффициентов используют помесячную статистику продаж, а полученные коэффициенты используют для прогнозирования спроса на несколько месяцев вперед.

Сезонно сглаженные показатели являются стандартным инструментом статистического наблюдения и разрабатываются наряду с исходными показателями. Они позволяют выявлять и измерять закономерности и тенденции социально-экономических процессов и своевременно обнаруживать изменения, происходящие в этих процессах. Поэтому подготовка и публикация сезонно сглаженных динамических рядов показателей является одной из важных задач статистического наблюдения, осуществляемого Росстатом.

Сезонное сглаживание, называемое также сезонной корректировкой, заключается в оценке и исключении из исходных рядов показателей сезонных и календарных факторов. Сезонные колебания - это внутригодовые повторяющиеся колебания экономических показателей, носящие устойчивый ярко выраженный характер. К календарным факторам относят колебания вследствие различий в количестве рабочих дней, наличия праздничных дней, а также некоторых других дат, оказывающих специфическое влияние на определенные показатели. После исключения сезонных и календарных эффектов показатели отражают не типичные регулярные изменения, а новую информацию о процессе (изменения в тренде, производственных циклах или нерегулярных компонентах), что и является целью сезонного сглаживания.