logo
Управление продвижением парафармацевтической продукции на примере ООО "Аптеки "Семейные-2"

1.2 Организация системы управления маркетингом на предприятии

Обеспечение эффективного развития и функционирования, как больших предприятий, так и молодых фирм в условия рыночной системы хозяйствования в настоящее время является сложной комплексной проблемой. В первую очередь это касается таких ее сторон, как менеджмент и маркетинг.

Маркетинг, так или иначе, "затрагивает интересы каждого, будь то покупатель, производитель, продавец или рядовой гражданин" Ян В.В. Продвижение. Система коммуникации между предпринимателем и рынком. - М, 2003.С. 6. . Специфика современной жизни требует от субъектов экономических взаимоотношений проведения глубокого анализа протекающих на рынке процессов, дабы обеспечить "эффективное использование редких наличных ресурсов и качественное удовлетворение потребительских требований" Разумовская А.Л. PRO движение. Технологии эффективного продвижения услуг. - СПб., 2009.С. 4. .

Маркетинговый подход - общепризнанное направление в создании и реализации фирмами продукции и услуг различного направления. В странах с развитой рыночной экономикой маркетинговой сфере уделяется большое внимание, поскольку неэффективная маркетинговая система предприятия может привести не только к потерянной прибыли, но и прямым убыткам.

Маркетинговая система как подсистема организационного управления существует в любой фирме, однако, степень ее развития и эффективности может иметь значительные различия. В организационном отношении в крупных и средних фирмах управляющее звено маркетинговой системы - специальные службы и подразделения. В малой фирме это может быть непосредственно один из руководителей. Функции службы маркетинга на предприятии показаны на рисунке 2.

Рис.2. Функциональные задачи маркетинга на предприятии Маркетинг и управление брендом (дайджест McKinsey) - М., 2007.С. 68.

С позиций маркетинга, ориентированного на потребителя, рассматривает определение целей маркетинговой деятельности Ф. Котлер, профессор маркетинга Северо-западного университета США. В соответствии с даваемым им определением маркетинга как вида человеческой деятельности "направленной на удовлетворение нужд и потребностей путем обмена" цели маркетинговой деятельности рассматриваются в следующем аспекте Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг. Менеджмент. - СПб., 2007.С. 116. :

1) достижение максимально возможного высокого потребления;

2) достижение максимальной потребительской удовлетворенности;

3) предоставление максимально широкого выбора;

4) максимальное повышение качества жизни.

На конкретно взятом предприятии система маркетинга реализовывается по-своему, т.к. каким-то элементам маркетинговой системы уделяют большее внимание, каким-то - меньшее, в том числе и по вполне объективным отраслевым причинам, хотя чаще сужение функций маркетинга происходит абсолютно необоснованно.

Для более легкого усвоения стройного алгоритма маркетинговой деятельности введено понятие "маркетинг-микс", включающее в себя "4Р" Голубков Е.Н. Маркетинговые коммуникации. - М., 2005.С. 71. (Place, Product, Price, Promotion), который при добавлении таких основополагающих разделов маркетинга, как "Маркетинговые исследования", "Выбор целевого рынка" и "Стратегическое планирование маркетинга" представляет собой семь отдельных разделов. Циклический алгоритм маркетинговой деятельности показан на рисунке 3.