1.3 Организационная структура предприятия и структура управления
Рисунок 3. - Взаимосвязь между структурными подразделениями компании ООО «Евроторг»
Таблица
Название отдела |
Функции |
Получает от отделов… |
Передает в отделы… |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Финансовый директор, исполнительный директор |
формирование стратегический планов и принятие решений по развитию компании |
1. получает информацию о планах по продажам, развитию новых направлений, 2.оперативную информацию и корректировки задач, 3. финансовую оценку деятельности отдела, 4. решения по вопросам, касающимся работы отдела, увольнениям сотрудников и др. |
1. предложения по маркетинговым мероприятиям компании, 2. отчетную документацию 3. предложения по приему/увольнению сотрудников и острым текущим вопросам. |
|
Отдел закупок |
обратная связь с дилерами, клиентами, помощь при реализации маркетинговых мероприятий |
1. возможность прямого общения с дилерами и клиентами, 2. сотрудничество в области разработки и корректировки планов компании, 3. содействие при проведении маркетинговых мероприятий и исследований. |
1. содействие при разработке планов, 2. информацию о проводимых маркетинговых мероприятиях, 3. информацию об имеющейся на складе продукции. |
|
Экономический отдел |
проверка затрат и компенсаций |
1. информацию о компенсациях от производителей, 2. информацию о результатах финансовых проверок. |
1. передаем информацию о финансовых условиях рекламных мероприятий 2. передаем отчетную документацию для проверки |
|
Бухгалтерия |
ведение документации |
1. результаты проверки правильности заполнения договоров, 2. информацию о задолженности по бухгалтерской документации. |
1. договоры, 2. отчетную бухгалтерскую документацию и информацию. |
|
Юридический отдел |
проверка договоров |
проекты договоров. |
договоры, контракты с корректировками. |
|
Складское хозяйство |
хранение и выдача продукции |
1. продукцию на склад, 2. первичную документацию (акт приемки-передачи). |
1. первичную документацию. |
|
АСУП |
программное обеспечение |
запрос на закупку, установку и доработку программного обеспечения. |
программное обеспечение и оборудование. |
|
Транспортный отдел |
доставка продукции |
заявки на доставку. |
первичную документацию. |
|
ВЭД и Логистика |
контакты с производителями, доставка грузов, контроль компенсаций |
1. приглашают отдел рекламы на переговоры с поставщиками, 2. осуществляют получение документации, 3. через ВЭД часто ведется общая деловая переписка, в том числе и по вопросам рекламы, 4. контролируют поступление от производителей компенсаций по рекламе, 5. получают для отдела рекламы информацию о поставляемой продукции (каталоги, инструкции). |
1. формулируем требования к переговорам, 2. выдаем отдельные задания по контролю компенсаций, получению документации |
|
Отдел кадров |
поиск и учет рабочих кадров |
1. заявления о приеме/увольнении, 2. штатное расписание. |
1. требования к необходимым в отделах кандидатам, 2. заявки в отдел рекламы на размещение вакансий. |
Руководство текущей деятельностью и исполнение решений органов управления осуществляется директором - исполнительным органом Предприятия.
В компетенцию директора входят все вопросы, связанные с повседневной работой Предприятия, которые могут быть решены в рамках и на основе принципиальных направлений в политике Предприятия.
Главные и ведущие специалисты Предприятия осуществляют руководство финансово-хозяйственной деятельностью предприятия в области материально-технического обеспечения, по договорам поставки, транспортно и административно-хозяйственного обслуживания, организуют участие подчинённых им служб и структурных подразделений в составлении перспективных и текущих планов производства и реализации продукции, определении долговременной стратегии коммерческой деятельности.
В основу построения организационной структуры управления были положены принципы обеспечения оптимальности управления производственной системой, минимальное количество ступеней и звеньев управления, повышение степени централизации линейного и функционального управления, научно-обоснованное разделение и кооперация труда в аппарате управления предприятием, обуславливающие устойчивые связи между линейными руководителями и функциональными специалистами как внутри подразделений, так и между ними. Структура управления дает представление о том, какие подразделения, службы или отдельные исполнители входят в аппарат управления, как они специализированы и каковы их соподчиненность и взаимосвязи.
Схема организационной структуры управления отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связи между ними.
Организационная структура регулирует:
- разделение задач по отделениям и подразделениям;
- их компетентность в решении определенных проблем;
- общее взаимодействие этих элементов.
Структура отдельных подразделений в целом повторяет общую структуру управления предприятием: менеджер направления управляет своим направлением с помощью низовых менеджеров, отвечающих за работу отдельных участков.
Маркетинговой деятельностью предприятия руководит управление развития и рекламы. А ряд вопросов решается в управлении по развитию торговой сети. Основой маркетинговой концепции предприятия является удовлетворение потребительского спроса и расширение доли предприятия на рынке.
Маркетинговые функции, выполняемые управлениями:
- разработка и реализация долгосрочной, среднесрочной, краткосрочной стратегии поведения на рынке, проведение оперативных мероприятий по маркетингу;
- ориентация закупок, производства и (или) продаж на выполнение требований потребителей к предоставляемым товарам;
- проведение регулярных маркетинговых исследований, установление технических и маркетинговых «ноу-хау» на рынках товаров (услуг);
- планирование и осуществление рекламно - информационного продвижения на рынок товаров;
- обеспечение стимулирования покупок (на уровне конечных потребителей) и продаж (на уровне сбытового и торгового персонала);
- реализация ценовой политики предприятия;
- организация и контроль своевременной подготовки и заключения договоров на поставку товаров.
В Беларуси действует порядка 25 торговых сетей. Крупнейшим сетевым продовольственным оператором в Беларуси является УП «ДорОРС» - дочерняя структура Белорусской железной дороги.
На данный момент в составе «ДорОРСа» 78 магазинов. Это в основном небольшие заведения средней площадью 126 кв. метров. Общая торговая площадь этих магазинов составляет всего около 10 тыс. кв. метров. Государство в лице местных органов власти и различных ведомств остается главным оператором розничной торговли не во всех, но во многих регионах. В Гомеле в состав ГКОРУП «Облторгсоюз» входят 65 магазинов и предприятий общепита. В ОАО «Табаквинторг», которому принадлежат в Гомеле четыре точки более крупного формата (супермаркеты), доля государства составляет 55%.
Весьма динамично но всей стране развивается еще одна минская сеть -«Корзинка», оператором которой является ООО «НТС». В составе этой сети -свыше 20 магазинов в Минске, Бресте, Гомеле, Лиде и Солигорске. «НТС» первой в стране начала работать по франчайзингу, передав права на бренды и способы ведения бизнеса гомельскому ОАО «Центр». В Новополоцке действует компания «Торгтехносервис», в состав которой входит уже 25 магазин «Эконом». Они действуют в Новополоцке, Полоцке, Ветрино, Минске, Витебске, Могилеве, Речице, Гомеле и Мозыре. На межрегиональном уровне активна «Санта-Импекс Брест». Дискаунтеры «Санта» вышли за пределы Брестской области после недавнего открытия магазинов в Жлобине и Мозыре. В Минске и Гомеле открыты магазины-дискаунтеры «Копилка», принадлежащие ООО «Абсолютмаркет». В Могилеве и Бобруйске действует сеть магазинов «Квартал» (5 объекта), принадлежащая ОДО «Альтернативная экономика».
Следующий оператор - это ИП «БелВиллесден». Причем эта компания развивается в рознице сразу в двух направлениях: в создании сети гипермаркетов и небольших «магазинов у дома» - гиппомаркетов. Первые два гипермаркета «Гиппо» уже действуют в Минске и Могилеве, а четыре небольших магазина - в Минске. В планах компании строительство 16 гипермаркетов по всей стране. В настоящее время уже начались работы в Бресте и Гродно.
Самая мощная в республике частная сеть розничных магазинов ОАО «Веста» долгое время действовала в пределах своего региона. В Витебске кроме самой «Весты» и уже упоминавшегося государственного оператора «Витебские продукты» действуют достаточно крупные (по меркам развития этого бизнеса в Беларуси) сети ОАО «Ника» и ОАО «Орион», в Полоцке -Новополоцке наряду с сетью «Эконом» - магазины «Дионис» фирмы «Цлаф и Ко», а также сеть крупного бизнесмена Владимира Захарова. В последний год все же ситуация несколько изменилась: «Веста» занялась строительством крупного супермаркета в Гомеле.
Аналогичная ситуация и с крупнейшим оператором минского розничного продовольственного рынка - сетью универсамов «Рублевский». Весной 2007 года его владельцы открыли в белорусской столице 18-й по счету магазин, работающий в формате «у дома». Но выход «Рублевского» в регионы пока не состоялся, это одна из крупнейших розничных сетей только на столичном уровне.
Владелец другой крупной столичной сети «Соседи», белорусско-литовское СООО «Либретик», изначально сосредоточился на рынке Минска и Минской области. Недавно в Минске был открыт 20-й супермаркет этой сети. В ближайшее время планируется увеличение торговых точек литовской сети.
Достаточно уверенно чувствуют в своих регионах местные операторы. Это, например, мозырское ООО «Нелли». Весьма активно строительством розничной сети на региональном уровне занимаются брестские операторы -ОАО «Продтовары» (19 магазинов) и ОАО «Брест-сервис» (16 магазинов), а также главный ритейлер компания 000 «Асстор-Вест», которая не так давно открыла в дополнение к своей розничной сети в Бресте и Барановичах крупнейший в регионе супермаркет. В планах на ближайшие годы строительство по меньшей мере еще одного такого объекта в Бресте.
За исключением «Соседей» до 2006 года белорусский розничный бизнес не мог похвастаться большим интересом иностранных инвесторов. Но активность местных бизнесменов, нуждающихся в дополнительных ресурсах на формирование окупаемых проектов, привлекла внимание крупных игроков из-за границы: они почувствовали, что бизнес в этом сегменте пошел в гору. Первым таким знаковым событием стала продажа торговой сети (2 супермаркета в Минске) «Закрама» одному из акционеров Группы компаний «Виктория». Для развития данной сети новый владелец сегодня вкладывает дополнительные ресурсы в открытие новых торговых площадей. В частности, в рамках расширения сети под брендом «Алми» был уже открыт магазин в Пинске. Также началось строительство крупнейшего в Гродно супермаркета. С этой целью были выкуплены недостроенный корпус у обанкротившейся местной дочерней компании крупного белорусского девелопера СООО «Торгоптима».
Еще более значимым стал выход на белорусский рынок группы «Седьмой континент», которая открыла гипермаркет Prostore. В ближайших планах совместного предприятия ЗАО «ПросторМаркет», являющегося оператором новой сети, открытие еще одного объекта в минском микрорайоне «Уручье».
Американская компания Detroit Investments планирует создание сети магазинов-дискаунтеров в Беларуси, для чего совместно с IFC была создана компания DIBREH, заинтересованная в приобретении государственных магазинов в Бобруйске и, возможно, в Могилеве.
Инвестиционная компания группы Al Group при участии Международной финансовой корпорации (IFC) вложила до 2010 года 83 млн. долларов в создание в Беларуси сети магазинов-дискаунтеров. Оператором белорусской сети выступило специально созданное ООО «Белмаркет». Ею планировалось открыть 128 магазинов в Минске, Могилеве, Бресте, Бобруйске, Гомеле и Витебске. Новая сеть может стать самой крупной в республике. Для ее создания партнеры арендуют и покупают на рынке торговые площади - в пропорции 60:40. Это означает крупный передел начавшего складываться в последние несколько лет в стране рынка продовольственного ритейла.
Таким образом, белорусская розница представлена 6 сетевыми операторами, действующими в формате дискаунтер.
Порядка 7 сетей имеют магазины разных форматов преимущественно магазины самообслуживания. Присутствуют 4 сети супермаркетов, 2 сети гипермаркетов, 1 крупная сеть универсамов.
маркетинговый собственность производственный хозяйственный
- 1. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
- 1.1 История становления и развития предприятия, его отраслевая принадлежность, форма собственности, тип производства, специализация
- 1.2 Технологические процессы, применяемые в производстве
- 1.3 Организационная структура предприятия и структура управления
- 1.4 Основные экономические и маркетинговые показатели, характеризующие эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия
- 1.4.1 Основные экономические показатели (планирование)
- 1.4.2 Торговый знак
- 1.4.3 Стратегия маркетинга. (Активность маркетинга направлена на поддержание ценового фактора)
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ