logo
Технология создания бренда

3.4 Организация управления малым предприятием

Организация управления предполагает решение следующих вопросов:

* Создание структуры предприятия;

* Распределение полномочий - делегирование;

Ключевой стороной организации управления является создание структуры предприятия. Под структурой предприятия понимают его внутреннее строение, характеризующее состав подразделений и систему связей, подчиненность и взаимосвязь между ними. Элементами структуры являются работники, службы и другие звенья аппарата. Именно в рамках структуры протекает управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений).

Средством для достижения поставленных целей и задач является организационная структура предприятия. Работа над структурой фирмы должна начинаться с определения цели и стратегии.

Для малого бизнеса наиболее простой является структура фирмы, находящейся в единоличном управлении. В этой фирме управляет один собственник, который берет все риски предпринимательства на себя. Руководитель компании не редко сам ведет бухгалтерский учет и управляет финансами, сбытом и снабжением, ценами и рекламой. В таком случаи, успех фирмы зависти от целеустремленности и работоспособности собственника.

Делегирование полномочий, предполагает разделение обязанностей. Делегирование способствует разгрузки начальника. Так же способствует максимизации знаний и навыков работников. Делегирование является стимулом для подчиненных, так как позволяет и самостоятельно принимать решения и чувствовать себя хозяевами в данной области

Таким образом, жизнеспособными сегодня оказываются те малые предприятия, которые внедряют формы и методы управления, основанные на стратегии предприимчивости. Главным требованием к управлению малым предприятием является обеспечение его приспособленности (гибкости) к меняющимся условиям хозяйствования.

3.5 Поддержка малого бизнеса в Российской Федерации Сайт Торгово-промышленной палаты Российской Федерации

В России сформировались элементы поддержки российского предпринимательства.

Систему государственной поддержки составляют:

1. Государственные нормативно-правовые акты, направленные на поддержку малого предприятия в России:

· Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

· Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.014 №1605 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства».

· Государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.03.2013 №467-р.

· Ежегодно издаваемые приказы Минэкономразвития России «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации».

· Государственные программы субъектов Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика».

2. Социально-экономические меры поддержки малого бизнеса:

· меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

· меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

· специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

· упрощенные способы ведения бухгалтерского учета; упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;

· льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;

· особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд;

· меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора).

3. Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 14.03.2011 №Пр-634 создана рабочая группа по обеспечению координации и мониторинга реализации программ, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства. Цель - выработка единых подходов по координации программ развития предпринимательства, а также рассмотрению вопросов, связанных с осуществлением государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе, вопросов поддержки и развития малых форм хозяйствования на селе, разработки мер, направленных на развитие механизмов государственной поддержки, обмена опытом по реализации ведомственных программ, а также оценки их эффективности и результативности. Председатель рабочей группы - заместитель министра экономического развития Российской Федерации Фомичев Олег Владиславович. В числе участников группы Президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Сергей Николаевич Катырин, а также представители:

· Министерства образования и науки Российской Федерации;

· Министерства труда и социального развития Российской Федерации;

· Министерства сельского хозяйства Российской Федерации;

· Министерства промышленности и торговли Российской Федерации;

· АО «Небанковская депозитно-кредитная организация «Агентство кредитных гарантий»;

· АО «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства».

3.6 Проблемы и перспективы малого бизнеса в России

Проблемы

Среди проблем, сдерживающих развитие малого бизнеса в России, выделяют недостаточность начального капитала и собственных оборотных средств, трудности с получением банковских кредитов, усиление давления криминальных структур. А также нехватку квалифицированных кадров бухгалтеров, менеджеров и консультантов, сложности с получением помещений и крайне высокую арендную плату, ограниченные возможности получения лизинговых услуг, отсутствие должной социальной защищенности и личной безопасности владельцев и работников малых предприятий и др.

Из всех перечисленных проблем основной остается проблема кредитования малых предприятий. Предприятия малого бизнеса на начальном этапе развития не справляются с налоговой нагрузкой. Ее уменьшение значительно бы повисело привлекательность и успешность малого бизнеса.

Коммерческие банки переориентировались на краткосрочные кредиты, причём среди их клиентов преобладают в основном компании торгового сектора, берущие займы на небольшие суммы. Из-за ограничения доступа к долгосрочному кредитованию страдают производственные предприятия, не имея возможности инвестировать в модернизацию. Тенденция опасна тем, что препятствует развитию предприятий неторгового сектора и, соответственно, сдерживает рост инноваций. Для сравнения: в Швеции доля долгосрочных кредитов для бизнеса достигает 86%. России не просто очень далека до этого показателя -- она движется в сторону увеличения разрыва.

Перспективы

Перспектива становления малого бизнеса, прежде всего связана с созданием подходящего климата для малого предпринимательства. Надо огородить бизнес от бюрократии, искоренить коррупцию. Она опасна и препятствует экономическому росту, существенно удорожает производство, ограничивает конкуренцию. Необходимо существенно уменьшить налоговую нагрузку на малый бизнес, ввести трехгодичную отсрочку вновь созданным компаниям, что существенно повысит конкурентоспособность и даст возможность развиваться. Тем более это принципиально для молодых предпринимателей. Речь идет о последующем развитии банковской системы, всевозможных фондов помощи малого бизнеса. Любое маленькое предприятие должно иметь возможность получить консультацию и благотворительную поддержку по задачам становления фирмы и его функционирования, задачам рекламной стратегии, защите собственных интересов и др. Особенно остро стоит проблема профессиональной подготовки глав небольших компаний.

Таким образом, малый бизнес - сложная система, которая требует к себе особого внимания. Это касается не только поддержки со стороны государства, но качества управления предприятием. Во многом именно от управления зависти будет ли фирма действовать на рынке в сложившихся социальных, экономических и политических условиях.

Глава 4. Практическая часть. Менеджмент на примере предприятия «ИП Гусаров»