logo
Сущность, роль и значение PR

1.2 Определения термина "Public Relations"

Современность даёт далеко не одно определение термина "PR". Это связано с тем, что исследователи PR, позднее авторы, имеют различные взгляды в данном вопросе и каждый из них старается выделить свои, наиболее важные стороны и вкладывает их в термин "PR". Рассмотрим некоторые из них:

Классическое определение Сэма Блэка: Паблик рилейшнз - "это наука и искусство достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности". В настоящее время это определение принято считать устаревшим и опираться на более современные трактовки, которые лучшим образом описывают все грани PR, но в тоже время это определение является классическим и рекомендуется его знать.

Более современными вариантами трактовки может послужить определение А.Н. Чумикова: Паблик рилейшнз - "это система информационно-аналитических и процедурно-технологических действий, направленных на гармонизацию взаимоотношений внутри некоторого проекта, а также между участниками проекта и его внешним окружением в целях успешной реализации данного проекта".

Либо исчерпывающее определение Рекса Ф. Харлоу: Паблик рилейшнз - "это особая функция управления, призванная устанавливать и поддерживать взаимосвязи, взаимопонимание, взаимопризнание и сотрудничество между организацией и ее публикой; осуществлять управление процессом разрешения проблем или спорных вопросов; помогать руководству в изучении общественного мнения и реагировании на него; определять и подчеркивать ответственность руководства в вопросах служения общественным интересам; помогать руководству эффективно изменяться в соответствии с требованиями времени; выступать системой заблаговременного предупреждения, помогая предвидеть тенденции развития; в качестве своих основных средств использовать научные методы, основанные на этических нормах общения".

Очевидно, что у каждого автора своё понимание сущности PR и корректно будет использовать любую из представленных трактовок. Однако, более строгое определение PR для общего использования было выдвинуто международной ассоциацией PR - IPRA, согласно которой: Паблик рилейшнз - "это функция управления постоянного и организованного характера, посредством которой предприятие или организация государственного или частного сектора стремится приобрести и сохранить понимание, симпатию и поддержку тех, с кем она взаимодействует сегодня или может иметь дело в будущем".

Таким образом, давая лаконичное обобщение, можно сказать, что PR - это постоянный и неотъемлемый социальный элемент, задача которого - приносить использующим эффективные и благоприятные улучшения.