logo
SEO как инструмент маркетинга

1.1. История развития маркетинга. Основные понятия

Маркетинг, как наука со своими целями, функциями, задачами и методами возник около ста лет назад. Однако использовать его начали задолго до этого. В основном это происходило не явно, на уровне подсознания: при появлении товара и рынка, при попытке продать товар, используя различные способы его продвижения. Данный термин появился впервые в начале ХХ в. в США, а спустя всего лишь 15 - 20 лет его начали активно использовать во многих странах мира.

Влияние на развитие маркетинга оказали как внешние, так и внутренние факторы: [3, ст.6]

1) повышение уровня жизни;

2) увеличение части располагаемого дохода;

3) повышение и улучшение качества предоставляемых услуг;

4) развитие туризма;

5) желание с пользой для себя проводить свое свободное время.

Это заставляет предпринимателей совершенствовать свой товар, для максимизации прибыли и увеличения продаж. Проводятся мероприятия по улучшению качества товара, его ассортиментных групп, задачи ценовой политики, исследование покупателей, потенциальных конкурентов, способы и приемы увеличения спроса, и многое другое.

В 1965 г. английский институт маркетинга дал определение: «маркетинг - это практическая деятельность, система управленческих функций, с помощью которых организуют и руководят комплексом действий, связанных с оценкой покупательной способности потребителей, с ее превращением в реальный спрос на изделия и услуги и приближением этих изделий и услуг к покупателям для получения прибыли или какой-либо другой цели». [4, ст.6]

Известный профессор Ф. Котлер, один из ведущих специалистов в области маркетинга, предложил следующее определение маркетинга: «Маркетинг - это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена».

Это определение основывается на нескольких основных понятиях: нужда, потребность, спрос, товар, обмен, сделка и рынок. [4, ст.7]

Потребность - надобность, нужда в чем-либо, которая требует удовлетворения.

Фрейд и Маслоу вкладывали понятие потребность в основу теории мотиваций. Они считали, что потребность определяет поведение потребителей на рынке. Главная задача маркетинга - найти и удовлетворить потребность. [1, ст. 5]

Следующее понятие - желание - это потребность, которая зависит от личности индивида и культурного уровня. Каждому обществу присущи свои личные потребности, которые зависят от его культурного уклада.

Спрос - конкретная потребность, подкрепленная покупательной способностью.

Продукт - все, что можно предложить на рынке для приобретения, использования или потребления, для удовлетворения определенных потребностей.

Обмен - способ получения от кого-то продукта путем предложения ему чего-то взамен. Чтобы осуществить обмен должно быть как минимум две стороны, которые располагают чем-то ценным для другой. Для осуществления обмена каждая сторона должна быть свободной в выборе и иметь желание вступить в обмен. [2]

Сделка - торговая операция между двумя сторонами, включающая два (и более) субъекта интереса и соглашение об условиях, сроках и месте ее реализации. Существуют два вида сделок: денежная сделка (товары обмениваются за деньги), и бартерная сделка. [1]

Рынок Ї совокупность существующих и потенциальных покупателей товара.

В развитом обществе рынок - это не обязательно какое-то определенное место, где встречаются и осуществляют сделки покупатели и продавцы. С развитием туризма и связи продавец может вечером дать рекламу товара по телевидению, собрать сотни заказов от клиентов по телефону. На следующий день разослать по почте товары, не вступая в физический контакт с покупателями.[2]

Таким образом, маркетинг - это философия управления, направления ее реализации, когда удовлетворение запросов потребителей ведет к успеху организации и приносит пользу обществу.