logo
Социальная идентификация вымышленных персонажей рекламы

1.2 Социологические подходы к пониманию идентичности

Социологи отталкиваются от такого определения идентичности, как "механизма усвоения или приобретения норм, идеалов, ценностных установок, социальных ролей и морали, присущих социальным группам, к которым принадлежит данный индивид, один из механизмов социализации личности" Анцыферова Л.А., Соснин В.А. Идентификация // Российская социологическая энциклопедия / Под ред. И.В. Осипова. - М., 1998.С. 234. .

Сторонники идей символического интеракционизма - Г. Блумер и И. Гоффман, продолжая в социологии мидовскую традицию, считали все происходящее в социальном мире продуктом межличностного обмена символами. Соглашаясь с тем, что объективный социальный мир наполнен субъективными смыслами и, следовательно, интерсубъективен, представители этого направления дают свою интерпретацию проблемы личности и общества. Например, согласно теории категоризации Г. Блумера люди постоянно интерпретируют слова, жесты и действия других, приспосабливаясь к их действиям и заставляя их приспосабливаться к своим Блумер Г. Символы и коллективное поведение. - М.: Аспект-пресс, 1996.С. 156-157. . Особое значение в этом процессе придается "дефинициям" - определениям смысла действия, поискам указаний на то, как собирается действовать другой. Личность конструирует реальность с помощью дефиниций и принятия смыслов, которые вместе образуют символическую среду. Процесс интерпретации и дефиниции и есть процесс идентификации. Общие интерпретации являются основой создания и существования социальных групп, каждая из которых непрерывно создает свой мир значений и "типизированных схем". Исходя из своих интерпретаций, дефиниций и смыслов, группа организует свою деятельность. Переинтерпретация и новые дефиниции изменяют и деятельность группы.

И. Гоффман отождествляет взаимодействие людей с театром, когда человек в каждой из социальных ситуаций играет предписанные ему роли. Следовательно, человеческая жизнь представляется как ряд сцен "ритуального" характера, а человеческое "Я" расчленяется на множество "представительных образов роли". Гоффман И. Представление себя другим в повседневной жизни // Современная зарубежная социальная психология. - М.: Издательство Московского университета, 1984.С. 188-196. В его идентификации степень освоения роли и есть показатель идентификации.

И. Гоффман предложил термин "ролевая дистанция" для обозначения отстраненности самого индивида от той роли, которую он исполняет. Он проводит различия между ожиданиями в отношении социальных ролей, исполнением роли и привязанностью индивида к своей роли. Для характеристики ролевой дистанции И. Гоффман вводит понятия "честный актер", означающее, что человек искренне и честно играет свою роль, идентифицируя себя с нею, и "циничный актер" для обозначения человека, который действительно "играет" и вовсе не идентифицирует себя с ролью. "Я" всегда больше, чем роль, в то же время социальные законы не позволяют актерам отступать от "сценария". Если "Я" хочет извлечь выгоду в некой сложившейся ситуации, оно должно приспосабливаться к сценарию даже в том случае, когда оно руководствуется иными мотивами, не обозначенными на сцене.

Большое значение для понимания проблем идентичности имеет также понятие "ролевого конфликта". Ролевой конфликт возникает тогда, когда человек имеет несколько ролей. Эти роли могут предъявлять к нему противоречивые требования, и ролевые ожидания других людей будут находиться в конфликте между собой. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь / Пер. с англ. под ред. С.А. Ерофеева. - Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 1997. - С. 276-279.

Еще одна теория идентичности была предложена Р. Линтоном Линтон Р. Культура и личность. - М.: Норма-инфра, 1999.С. 98. . Впоследствии она стала составной частью функционализма.Р. Линтон отвергает идею принятие роли в качестве характерной формы идентификации, так и идею построения роли в качестве его результата. Он, по сути, рассматривает процесс идентификации на основе существования предписанных и статичных ожиданий в отношении поведения и как определенные предписания, свойственные определенным позициям. Эти предписания исходят из культуры общества, которая в рамках функциональных концепций обычно рассматривается как унифицированная культурная система и выражается в определяющих поведение социальных нормах. В своей крайней форме этот подход предполагает жесткую детерминацию поведения, когда понятие "идентичности" становится, по существу, синонимом понятий "культура" или "нормы", становясь излишним. В частности, для Т. Парсонса, еще одного представителя функционализма, система личности - это результат интернализации "поведенческим организмом" (субъектом) культурных ценностей и норм, которые обеспечивают субъективные рамки значений, посредством которых и через которые индивиды структурируют свои действия Батыгин Г.С. Структурный функционализм Толкота Парсонса. - Вестник РУДН, 2003. № 4-5.С. 6-34. . Личность для Т. Парсонса выступает как объект для себя и для других в рамках данной социальной системы и культуры. Идентичность - это структурный аспект личности, а не состояние. Индивидуальная идентичность - система кодов, в рамках которых личностные значения символизируются и становятся руководством к действию, это не агрегация мотивов, а метамотивация.

В ходе социологических исследований особенностей тех или иных идентичностей зачастую демонстрируется неопределенность ожидаемого поведения, соотносимого с социальными позициями. Эту неопределенность можно объяснить и с точки зрения, культурных предписаний: культурные нормы, определяющие поведение, могут быть неопределенными и поддаваться различным интерпретациям.

П. Бергер и Т. Лукман в книге "Социальное конструирование реальности" Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. - М.: Проспект, 1995.С. 102. подчеркивают, что мир человеческой личности двойственен по своей природе. С одной стороны, они признают, что общество действительно представляет собой систему деперсонифицированных взаимосвязей; с другой стороны, они считают, что в процессе взаимодействия личности сами конструируют общество и создают смыслы своих типизированных схем поведения. В процессе первичной социализации индивидов подвергается неконтролируемому воздействию общества, а в процессе вторичной социализации человек создает собственный мир типизированных образов и действует в согласии с ним, то есть сознательно конструируется идентичность.

Итак, после рассмотрения содержания категории "идентичность" в социологическом смысле, следует дать определение. Идентичность - это механизм усвоения или приобретения норм, идеалов, ценностных установок, социальных ролей и морали, присущих социальным группам, к которым принадлежит данный индивид, один из механизмов социализации личности. Идентичность проявляется как свойство, черта и носит множественный характер.