logo
Совершенствование маркетинговой деятельности турфирмы ООО "Сигма Тур"

1.3 Нормативно-правовые основы в туристской деятельности

На маркетинговую деятельность распространяются как общие положения права, так и специальные нормы Толкачев А. Н. Правовое регулирование маркетинговой деятельности: Учебное пособие - М.:Юридическая фирма «КОНТРАКТ»: ИНФРА-М, 2009. - с. 15. Источники правового регулирования маркетинга весьма многочисленны, сложны и противоречивы. Основными из них являются нормативные акты, которые различаются по уровню и виду органа, издавшего акт. В зависимости от того, каким органом принят нормативный акт, определяется его юридическая сила.

Нормативно-правовой базой в туристской деятельности является «Федеральный закон о Туристкой деятельности» www.ko.ru

Настоящий Федеральный Закон определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации. http://lib.ru/TURIZM/turlaw.txt Основные положения Федерального закона РФ о Туристской деятельности (см. Приложение 1).

Туристская деятельность регулируется Федеральным Законом от 5 февраля 2009г. № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». http://pravomarket.ru/index.php?id=10 Главным источником в данной сфере является Гражданский кодекс РФ, который содержит множество норм, регулирующих элементы маркетингового комплекса, договоры, применяемые в сфере маркетинга, а также различные направления маркетинговой деятельности в зависимости от области рынка, вида товара, типов потребителей, сферы предпринимательства (страховой, строительный, транспортный, банковский маркетинг и т.д.).

Помимо ГК РФ важнейшим звеном в системе источников правового регулирования маркетинга являются другие федеральные законы, которые можно типологизировать в зависимости от области маркетинга:

1) отношения субъектов маркетинговой деятельности с потребителями регулируются нормами Закона РФ "О защите прав потребителей" (в ред. от 9 января 1996 г.) и др.;

2) вопросы сбыта - Федеральными законами от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ "О лизинге" и др.;

3) отношения, возникающие в сфере маркетинговой товарной политики, - Федеральным законом от 27 декабря 2004 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Законом РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-I "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" и др.;

4) конкурентные отношения в сфере маркетинга - Законом РСФСР от 22 марта 1991 г. "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", Федеральными законами от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях";

5) маркетинговые исследования, получение, использование и распространение маркетинговой информации - Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", Законами РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I "О средствах массовой информации", от 9 июля 1993 г. N 5351-I "Об авторском праве и смежных правах", от 23 сентября 1992 г. N 3523-I "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных", Патентным законом РФ от 23 сентября 1992 г. N 3517-I и др.;

6) продвижение продукции - Федеральным законом от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе";

Естественно, нормы, регулирующие маркетинг, содержатся не только в ГК РФ и иных федеральных законах, но и в подзаконных актах - указах Президента РФ, постановлениях Правительства, актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, которые также играют важную роль в регулировании маркетинговой деятельности. В частности, к ним относятся:

- Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" и аналогичное Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239, которые регулируют ценообразование в маркетинге;

- Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55; Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. N 1025; Правила оказания услуг общественного питания, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. N 1036, регулирующие сферу сбыта;

- Порядок рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, утвержденный Приказом Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур России от 13 ноября 1995 г. N 147, связанный с регулированием маркетинговых коммуникаций, а также конкурентных отношений в маркетинге, и многие другие. www.direct-mails.ru

Поскольку Россия по своему государственному устройству является федерацией, то в систему источников, регулирующих маркетинг, входят и акты субъектов РФ. Среди таких актов, например, Правила размещения средств наружной рекламы и информации в г. Москве, утвержденные Постановлением Правительства Москвы от 22 января 2004 г. N 41-ПП.

В сфере маркетинговой деятельности находят широкое применение корпоративные (локальные) нормативные акты. Такие акты регулируют хозяйственную деятельность на уровне предприятий и принимаются их учредителями либо самими предприятиями. Например, режим коммерческой тайны как разновидности маркетинговой информации в организации может регламентироваться локальным нормативным актом - положением о коммерческой тайне организации.

Для наибольшей эффективности работы каждой структурной единицы предприятия разрабатываются и издаются специальные документы, регулирующие внутрихозяйственные отношения, определяющие сферу деятельности, права, обязанности и ответственность подразделений и персонала. В частности, положения о службе маркетинга и других подразделениях, занимающихся маркетинговой деятельностью на предприятии, а также стандарты предприятий, должностные инструкции, приказы высшего руководства, направленные на регулирование маркетинга.

Документы и нормативные акты, регулирующие гостиничную деятельность в Российской Федерации Кусков А. С. Гостиничное дело: учебное пособие. - ИТК «Дашков и К», 2011.- с. 218:

- Гражданский кодекс РФ - в части общих положений о юридических лицах (гл.4), об обязательствах (гл. 21,22), об ответственности за нарушение обязательств (гл.25), о договоре (подраздел 2), а также положения гл. 39 о возмездном оказании услуг и др.;

- Налоговый кодекс РФ от 31.07.1998 № 146-ФЗ

- ФЗ «О защите прав потребителей»;

- ФЗ «О техническом регулировании»

- ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

- ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ»

- ФЗ «О рекламе»

- ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

- ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

- ГОСТ 28681.0-90 «Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания. Основные положения»

- ГОСТ Р 50690-2000 «Туристские услуги. Общие требования»

- ГОСТ Р 50681-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг»

- ГОСТ Р 5064-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов»

- ГОСТ Р 50646-94 «Услуги населению. Термины и определения»

- ГОСТ Р 50691-94 «Модель обеспечения качеств услуг»

- ГОСТ Р 51185-98 "Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования";

- ГОСТ Р 50460 - 92 «Знак соответствия при обязательной сертификации. Форма, размеры и технические требования.»

- ГОСТ Р 50762-95 «Общественное питание. Классификация предприятий»

- Система классификации гостиниц и иных средств размещения

- Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. № 490

- Правила оказания услуг общественного питания, от 15 августа 1997г. № 1036.

- Постановление Госстандарта РФ от 26 сентября 2001 г. № 82 "О создании и государственной регистрации Системы добровольной сертификации услуг гостиниц и других средств размещения на категорию"

- Постановление Правительства РФ от 15.08.1997г.№1025 «Об утверждении правил бытового обслуживания Населения РФ»

- «Об особенностях правоприменительной практики, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере туристического обслуживания» Письмо от 31 августа 2009 г. № 0100/8935-07-32

Непосредственно к сфере туризма имеют отношение следующие нормативные документы, содержащие классификационные признаки Кусков А. С. Гостиничное дело: учебное пособие. - ИТК «Дашков и К», 2011.- с.220:

1) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности - ОКВЭД (ОК 029-2001);

2) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг - ОКДП (ОК 004-93);

3) Общероссийский классификатор услуг населению - ОКУН (ОК 002-93);

4) Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94).