Разработка стратегии развития складского хозяйства

дипломная работа

1.1 Стратегии организации и подходы к их разработке

Для любой организации, работающей на рынке, создание условий для эффективной деятельности и обеспечения непрерывности развития - одна из основных проблем. В зависимости от складывающихся внешних условий и внутренних обстоятельств эта проблема решается различными организациями по-разному, но в основе ее решения лежит кропотливая и трудоемкая аналитическая работа по созданию, реализации и поддержанию конкурентных преимуществ.

Само понятие конкурентных преимуществ предполагает наличие у компании потенциальных возможностей быть лучше (по каким-либо аспектам хозяйственной деятельности) своих конкурентов. М. Портер выделяет два основных источника конкурентных преимуществ - это лидерство по издержкам и дифференциация [17, с.386].

Эти факторы влияют на формирование конкурентных преимуществ высокого ранга, которые сохраняются длительное время и обеспечивают высокий уровень прибыли.

Интерес к стратегическому менеджменту обусловлен влиянием ряда факторов, таких, как ускорение изменений в макросреде, усиление конкурентной борьбы за ресурсы, развитие информационных сетей, изменение роли человеческих ресурсов, появление новых возможностей для бизнеса, открываемых с развитием НТР, изменение позиции потребителей [4, c.86] .

В общем виде стратегическое управление представляет собой деятельность, которая состоит в выборе сферы и образа действий по достижению долгосрочных целей организации в постоянно меняющихся условиях внешней среды. Анализ специальной литературы (Зайцев Л.Г. «Стратегический менеджмент», Виссема Ханс «Стратегический менеджмент и предпринимательство», Маркова В.Д., Кузнецова С.А. «Стратегический менеджмент», Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. «Стратегический менеджмент:концепции и ситуации») убеждает в том, что в настоящее время отсутствует единое определение понятия стратегического управления [2, c.64].

Дефиниция стратегического управления должна включать следующие аспекты:

- стратегическое управление - это вид, сфера деятельности по управлению, состоящий в реализации выбранных перспективных целей через осуществление изменений в организации;

- стратегическое управление - это процесс, посредством которого осуществляется взаимодействие организации с ее окружением;

- стратегическое управление - это область научных знаний, изучающая приемы и инструменты, методологию принятия стратегических решений и способы практической реализации этих знаний (рисунок 1.1) [9,с.65].

Рисунок 1.1 - Стратегическое управление как область научного знания

и вид деятельности

И. Ансофф в работе «Стратегическое управление» так определил содержание данного понятия: «Деятельность по стратегическому управлению связана с постановкой целей и задач организации и с поддержанием ряда взаимоотношений между организацией и окружением, которые позволяют ей добиваться своих целей, соответствуют ее внутренним возможностям и позволяют оставаться восприимчивой к внешним требованиям» [26, с. 289].

Виханский О.С. под стратегическим управлением понимается «такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и производит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей» [27, с.35].

Обобщая рассмотренные точки зрения на стратегическое управление целесообразно дать следующее определение, которое составит методологическую основу последующей работы:

Стратегическое управление - это деятельность высшего руководства, направленная на достижение долгосрочных целей через осуществление изменений в самой организации в постоянно меняющихся условиях среды.

Стратегический менеджмент является быстро развивающейся научной дисциплиной, имеющей большое практическое значение для управления, появление которой было вызвано объективными причинами (как ответ на возросший динамизм внешней среды) и явилось результатом эволюционного развития различных подходов к управлению развитием организаций. В России стратегический менеджмент находится в стадии становления, хотя теория стратегического планирования, задача которого состоит в обеспечении динамичного развития организации в долговременной перспективе, разрабатывалась зарубежными исследователями еще в 50-х годах XX в. [21, с.746].

Для того чтобы работа компании была максимально эффективной, руководители должны сочетать в себе способности хорошего разработчика стратегий и умелого специалиста по их реализации [27, с.25].

Стратегический менеджмент включает в себя помимо разработки и реализации стратегии еще ряд этапов.

Во-первых, рациональная стратегия должна содержать в себе три важные составляющие: основные цели или задачи деятельности; наиболее существенные правила или процедуры, ограничивающие сферу деятельности; последовательность мероприятий, направленных на достижение целей.

Во-вторых, эффективные стратегии развиваются вокруг нескольких количественно ограниченных концепций и направлений, что придает им устойчивость и сбалансированность.

В-третьих, стратегия имеет дело не только с непредсказуемыми, но зачастую и с неизвестными факторами. Никто из специалистов не сможет дать точный прогноз того, как поведут себя конкурирующие силы, какое воздействие окажут факторы влияния и вообще будет ли компанию ожидать ошеломляющий успех или глубочайшая неудача.

В-четвертых, для каждого уровня управления необходимо разрабатывать свою стратегию. При этом должна быть четко определена соподчиненность стратегий, согласованность со стратегиями более высокого уровня [27,с.65].

Процесс разработки стратегии включает в себя выявление потенциальных возможностей и угроз со стороны внешней среды компании, оценку рисков и возможных альтернатив среды (рисунок 1.2).

Кроме этого, прежде чем принимать какое-либо стратегическое решение, следует оценить все сильные и слабые стороны организации, а также наличные и доступные ресурсы.

Рисунок 1.2 - Схема процесса разработки стратегии

Стратегическая альтернатива, базирующаяся на соответствии между существующими рыночными возможностями и способностью фирмы эффективно функционировать при заданном уровне риска, будет рассматриваться как экономическая стратегия.

На втором этапе разработки стратегии формулируются стратегические альтернативы, учитывающие различные состояния внешней среды, ресурсов компании и стратегические цели. На данном этапе отбираются те альтернативы развития, которые находятся в плоскости пересечения трех окружностей, т.е. в секторе пересечения окружностей (рисунок 1.3).

Третий этап разработки стратегии состоит в оценке отобранных стратегических альтернатив. Соответствуя внешнему окружению, целям компании и ее ресурсам, стратегическая альтернатива не должна противоречить другим стратегиям фирмы [4,с.218].

Если вернуться к рассматриваемому примеру, то на третьем этапе формулирования стратегии компания должна оценить перспективы своего развития на всех отобранных рынках с точки зрения того, каких они требуют затрат ресурсов, насколько соответствуют существующим стратегиям фирмы, позволяют ли в полной мере использовать имеющийся потенциал и накопленный опыт, требуют ли изменений функциональных и управленческих возможностей организации [4,с.220].

Рисунок 1.3 - Соотношение целей, ресурсов и возможностей рынка

Четвертый этап разработки стратегии состоит в выборе одной или нескольких наилучших стратегий. В нашем случае фирма выберет те рынки, которые требуют меньших затрат ресурсов, в большей степени соответствуют существующим стратегиям фирмы, позволяют в полной мере использовать имеющийся потенциал и накопленный опыт, требуют минимальных изменений функциональных и управленческих возможностей [17,с.241].

Таким образом, для компании важно понять и правильно оценить свои конкурентные преимущества. Именно этот момент определил все возрастающую роль стратегического подхода к управлению.

Технико-экономическое обоснование инвестиционных проектов как инструмент выбора стратегических альтернатив. Инвестиционные решения могут быть тактическими или стратегическими. Тактические инвестиционные решения обычно оперируют относительно небольшими суммами средств и не означают решительного отказа компании от той деятельности, которой она занималась в прошлом. Стратегические инвестиционные решения оперируют крупными суммами и могут привести к решительному отказу от той деятельности, которой компания занималась до сих пор. Одобрение крупного стратегического инвестиционного проекта влечет за собой существенное изменение ожидаемых прибылей и соответствующих рисков компании [6, c.87].

Успех бизнеса в будущем зависит от тех инвестиционных решений, которые принимаются сегодня. Часто одна альтернатива предполагает высокие первоначальные затраты и низкие эксплуатационные расходы, тогда как другая характеризуется низкими первоначальными затратами и высокими эксплуатационными расходами. Выбор между двумя альтернативами, по сути, и есть инвестиционное решение [6,c.89].

Инвестиционная стратегия фирмы провозглашает формальные критерии, по которым компания оценивает инвестиционные возможности. Стратегическое планирование руководит поиском проектов, т.е. определяет направления поиска приемлемых инвестиционных проектов. Стратегия должна отражать специфику фирмы, ее сравнительные преимущества.

Наилучшая существующая основа для анализа денежных потоков от инвестиций - метод дисконтирования денежных потоков или метод текущей стоимости. Текущая стоимость - стоимость будущих доходов или расходов в текущих ценах. Чистая текущая стоимость определяется как разность между дисконтированными инвестиционными расходами и доходами от инвестиций. Часто инвестиции на протяжении одного и того же или нескольких периодов времени характеризуются как доходами, так и затратами. Если в течение некоторого периода доходы превышают затраты, то можно говорить о чистых доходах или о положительных денежных потоках; если наоборот, то их можно назвать чистыми затратами или оттоками денежных средств [6, c.94].

Денежный поток для собственного капитала равен чистому доходу плюс балансовые начисления (износ, амортизация), плюс увеличение долгосрочной задолженности, минус прирост собственного оборотного капитала, капитальные вложения, снижение долгосрочной задолженности.

Одна из базовых концепций экономики предприятия и теории принятия управленческих решений состоит в том, что стоимость определенной суммы денег - это функция от времени возникновения денежных доходов или расходов. Стоимость денег во времени затрагивает широкий круг деловых решений.

Использованные символы: С - денежный поток, - денежный поток в конце периода t, t - индекс периодов времени в формуле ,В - текущая дисконтированная стоимость аннуитета с первой выплатой в конце периода 1, n-число периодов, r-ставка дисконтирования, (1+r)- текущая стоимость денежного эквивалента, который будет получен в конце периода t при ставке дисконтирования r (коэффициент аккумулирования), PV-текущая стоимость денежных потоков рассчитывается по формуле (1.1).

PV=, (1.1)

FV - будущая стоимость денежных потоков в конце периода n, как показано в формуле (1.2 и 1.3).

FV=, (1.2)

или FV=PV(1+r), (1.3)

где m - число начислений по схеме сложного процента;

j - номинальная ставка процента;

r-годовая ставка дисконтирования рассчитывается по формуле (1.4)

r=(1+)-1, (1.4)

Формула (1.3) называется стандартной формулой сложного процента (компаудинга) для нахождения будущей стоимости сегодняшней суммы [6, c.99].

Существуют два основных метода оценки дисконтирования денежных потоков от инвестиций: чистая текущая стоимость (NPV) и внутренняя норма окупаемости (IRR) [6, c.102].

Чистая текущая стоимость (NPV) - это непосредственное воплощение концепции дисконтированной стоимости. Ее вычисление требует следующих шагов: 1) выбора подходящей ставки дисконтирования, 2) вычисления текущей стоимости ожидаемых от инвестиционного проекта денежных доходов, 3) вычисление текущей стоимости требуемых для данного инвестиционного проекта капиталовложений, 4) вычитания из текущей стоимости всех доходов текущей стоимости всех капиталовложений.

При отсутствии налогов чистую текущую стоимость инвестиционного проекта можно определить как максимальную сумму, которую может заплатить фирма за возможность инвестировать капитал без ухудшения своего финансового положения. Чистая текущая стоимость положительна, значит, данный инвестиционный проект приемлем. Любые инвестиции с чистой текущей стоимостью, большей или равной нулю, считаются приемлемыми, если использовать только этот критерий.

Дисконтирование во времени является важной частью любого процесса оценки проекта капитальных вложений. Требуется вычислить эквивалентные текущие стоимости будущих доходов для того, чтобы денежные потоки можно было суммировать с целью получения общей оценки стоимости инвестиции.

Метод внутренней нормы использует концепцию дисконтированной стоимости. Он сводится к нахождению такой ставки дисконтирования, при которой текущая стоимость ожидаемых от инвестиционного проекта доходов будет равна текущей стоимости необходимых денежных вложений [6, c.135].

Внутренняя норма окупаемости (IRR) - ставка, при которой дисконтированные доходы от инвестиций уравниваются с дисконтированными инвестиционными затратами.

Внутреннюю норму окупаемости можно достаточно интересно интерпретировать. Она представляет собой наивысшую ставку процента, которую может заплатить инвестор, не потеряв при этом в деньгах, если все фонды для финансирования инвестиционного проекта были взяты в долг, и общая сумма (основная сумма плюс проценты) должна быть выплачена из доходов от инвестиционного проекта после того, как они будут получены.

Далее приводятся основные математические отношения для текущей стоимости и внутренней нормы окупаемости инвестиционного проекта.

Пусть С - денежный поток в конце периода t; i - стоимость денег во времени для данной фирмы; r - внутренняя норма окупаемости инвестиционного проекта; NPV - чистая текущая стоимость инвестиционного проекта. Рассчитывается по формуле (1.5)

NPV=, (1.5)

Внутреннюю норму окупаемости инвестиционного проекта можно найти, решив уравнение (1.6) относительно r.

, (1.6)

Дисконтированный период окупаемости (DPP) - время, за которое текущая стоимость инвестиционного проекта изменяется из отрицательной в положительную. Такое вычисление позволяет найти точку безубыточности проекта. Если проект генерирует положительные денежные потоки после этой точки окупаемости, то чистая текущая стоимость проекта положительная. Дисконтированный период окупаемости можно использовать для принятия или отклонения решений по независимым инвестициям, поскольку любой инвестиционный проект с жизненным циклом не меньше дисконтированного периода окупаемости, по крайней мере, обеспечивает окупаемость капиталовложений.

Период окупаемости = .

Метод дисконтирования стоимости состоит в том, что инвестиционный проект следует принять, если сумма текущих стоимостей поступлений больше стоимости капиталовложений. Символ В (n,r) обозначает текущую стоимость аннуитета по 1 у.е. в течение n периодов (жизненного цикла инвестиционного проекта), дисконтированного по ставке r за период. Предполагается r известной и подходящей для фирмы ставкой дисконтирования. При равных поступлениях за период инвестиционный проект будет приемлемым, если выполняется следующее неравенство:

(Поступления за период)*В(n,r)Сумма капиталовложений.

Если поступления за период положительные, то разделив обе стороны неравенства на поступления за период, можно получить:

В(n,r)Период окупаемости.

Эти неравенства показывают, что инвестиционный проект с положительными ежегодными поступлениями в течение жизненного цикла n лет будет иметь положительную NPV только тогда, когда его период окупаемости меньше В (n,r). При увеличении срока жизненного цикла проекта максимальный приемлемый период окупаемости также увеличивается [6, c. 145].

Таблица 1.1 - Процентное соотношение фирм, использующих методы оценки инвестиций

Метод

Процент фирм

1.Период окупаемости

74

2.Бухгалтерская рентабельность инвестиций

58

3.Внутренняя норма окупаемости

65

4.Чистая текущая стоимость

56

5.Внутренняя норма окупаемости по дисконтированной стоимости

86

Существует множество методов оценки инвестиций. В некоторых ситуациях несколько методов приводит к одинаковым результатам. Но в качестве основного метода оценки инвестиций чаще всего используют чистую текущую стоимость [6, c.156].

Делись добром ;)