2.1 Основные требования к маркировке товаров
В современном законодательстве выделяют особые требования к маркировке продукции. Принято выделять общие и специфичные требования.
Общие требования:
· достоверность
· достаточность
· доступность
Специфичные требования:
· Четкость текста и иллюстрации
· Наглядность
· Однозначность текста
· Достоверность относительно количества и изготовителя страны происхождения
· использование несмываемых красителей
Кроме общих и специфичных требований выделяют особые требования к маркировке продовольственных и непродовольственных товаров.
Маркировка продовольственных товаров должна содержать следующую информацию:
§ наименование продукта и его вид, сорт, марку;
§ наименование страны, производителя и его адрес;
§ массу нетто или объем продукта;
§ состав -- наименования основных ингредиентов, входящих в состав продукта, включая пищевые добавки;
§ пищевую ценность (калорийность, количество белков, жиров и углеводов, а также наличие витаминов);
§ условия хранения;
§ срок годности, дату изготовления;
§ способ приготовления (для полуфабрикатов и продуктов, предназначенных для детского питания);
§ рекомендации по использованию (для биологически активных пищевых добавок);
§ обозначение нормативно-технического документа, на основании которого произведен товар; информацию о подтверждении соответствия.
Маркировка непродовольственных товаров должна содержать следующую информацию:
§ наименование товара;
§ наименование страны, производителя, его адрес;
§ назначение (область использования);
§ основные свойства и характеристики;
§ правила и условия эффективного и безопасного использования;
§ обозначение нормативно-технического документа, на основании которого произведен товар;
§ информация о подтверждении соответствия.
При маркировании продукции изготовитель должен соблюдать требования нормативно-правовых и нормативных документов, направленные на обязательность доведения до приобретателя полной и достоверной информации о продукции.
Информация, которую изготовитель предоставляет потребителю, содержится на этикетке продукции и является основным механизмом контроля достоверности и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Эта информация помогает его изготовителю в конкурентной борьбе на потребительском рынке, а конкурентоспособность продукции -- это основа рыночной экономики современного государства.
Продвижение конкурентоспособной продукции на внутреннем потребительском рынке, а также ее реализация на мировом рынке является важным фактором обеспечения стабильности национальной экономики.
В России требования к маркировке продуктов законодательно установлены Гражданским кодексом РФ, федеральными законами «О защите прав потребителей, «О маркировании товаров, товаросопроводительной документации, контрольно-учетных приборов и документов».
2.2 Роль упаковки и маркировки продукции в продвижении товаров на рынке
Мамркемтинг [1] (от англ. marketing -- продажа, торговля на рынке) -- это организационная функция и совокупность процессов создания, продвижения и предоставления ценностей покупателям и управления взаимоотношениями с ними с выгодой для организации. Одним из основных инструментов маркетинга в современном мире являются упаковка и маркировка, предоставляющие покупателям первичную информацию о товаре. [7]
Упаковка - подготовка продукции к транспортированию, хранению, реализации, потреблению. Упаковка - средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от влияния окружающей среды, от повреждений и потерь, и облегчающих процесс обращения (транспортирования, хранения, реализации).
Но помимо своей основной функции, обеспечивающей защиту продукции, упаковка, наряду с маркировкой являются важнейшим инструментом продвижения товаров на рынке.
Многие специалисты по маркетингу называют упаковку (packaging) пятым Р, наряду с ценой, товаром, местом и продвижением: price, product, place, promotion. В последнее время упаковка стала действенным инструментом маркетинга. Хорошо разработанные упаковки обладают определенной ценностью с точки зрения удобства в глазах потребителей и с точки зрения продвижения товара - в глазах производителя.
В настоящее время функции упаковки не ограничиваются защитной и информативной, сейчас она несет и рекламную функцию. Большинство из своих функций упаковка выполняет именно с помощью маркировки.
Содержание маркировки регламентировано нормативными документами. Но также маркировка и упаковка это результат деятельности дизайнеров и маркетологов.
В настоящее время маркировка - это самый действенный инструмент маркетинга.
- 25 Маркировка продукции. Се-маркировка продукции.
- Статья 9. Требования к маркировке продукции
- Тема 16. Экологическая маркировка и сертификация продукции.
- Экологическая маркировка продукции
- Понятие, виды, функции маркировки товара
- Маркировка продукции и фальсификация
- Контроль за маркировкой и упаковкой продукции
- 8 Требования к маркировке несоответствующей продукции
- Маркировка продукции.
- Правовое регулирование маркировки продукции