logo
PR-проект "Сила внутри нас". Формирование и развитие внутреннего имиджа таможни Республики Татарстан

1. Описание ситуации

1 января 2001 года была создана Татарстанская таможня (путем слияния Татарского таможенного управления и Казанской таможни) с подчинением Приволжскому таможенному управлению.

На данный момент таможня республики Татарстан включает 9 таможенных постов:

1) ОТО и ТК N2 Казанского т/п

2) ОТО и ТК №2 т/п Набережночелнинский

3) т/п Альметьевский

4) т/п Аэропорт Казань

5) т/п Елабужский

6) т/п Зеленодольский

7) т/п Казанский

8) т/п Набережночелнинский

9) т/п Нижнекамский

В рамках совершенствования структуры таможенных органов Приволжского федерального округа Федеральная таможенная служба РФ ликвидировала Бугульминский таможенный пост Татарстанской таможни. Приказ вступил в силу 1 декабря 2007 года.

Начальник таможни Татарстана (с 2001 года) - Николай Коцюбенко, почетный таможенник России, отличник таможенной службы, ветеран таможенной службы.

Таможня РТ является частью системы таможенных органов Российской Федерации. Таможня РТ подчинена Приволжскому таможенному управлению РФ. В непосредственном подчинении данного регионального таможенного управления находятся расположенные на территории подведомственного региона таможенные органы. Приволжское таможенное управление включает следующие таможни:

1) Башкортостанская

2) Кировская

3) Марийская

4) Мордовская

5) Нижегородская

6) Оренбургская

7) Пензенская

8) Пермская

9) Приволжская оперативная таможня

10) Самарская

11) Саратовская

12) Татарстанская

13) Тольяттинская

14) Удмуртская

15) Ульяновская

16) Чувашская

Таким образом, деятельность Приволжского таможенного управления покрывает 15 субъектов РФ.

Федеральная таможенная служба РФ - федеральный орган исполнительной власти страны, который осуществляет непосредственное руководство региональными таможенными управлениями.

Таможенный контроль представляет собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

Основные задачи Татарстанской таможни:

· Непосредственное осуществление таможенного дела;

· Осуществление мер по реализации таможенной политики;

· Реализация в пределах своей компетенции мер, направленных на обеспечение единства таможенной территории РФ, в части относящейся к таможенному делу;

· Обеспечение защиты экономических интересов РФ;

· Применение средств таможенного регулирования экономической деятельности;

· Обеспечение соблюдения и единообразного применения таможенного законодательства и других правовых актов, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы;

· Осуществление таможенного оформления и таможенного контроля; применение таможенно-тарифного механизма и налогового механизма в части налогов, относящихся к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ; взимание таможенных платежей и осуществления валютного контроля;

· Осуществление борьбы с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела, с нарушениями таможенных правил.

· Кадровое, финансовое, материально-техническое и социально-бытовое обеспечение своей деятельности.

Таможенные органы, в частности таможня РТ, выполняют следующие основные функции:

1) осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу;

2) взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;

3) обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

4) обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

5) обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;

6) ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации;

7) осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования;

8) ведут таможенную статистику внешней торговли;

9) обеспечивают выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

10) осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;

11) проводят научно-исследовательские работы в области таможенного дела.

Таможня - ценный источник притока денежных средств в государственную казну. Татарстанские таможенники за первое полугодие 2007 года направили в федеральный бюджет 5 млрд. 392 млн. 346 тыс. руб., из них 4 млрд. 387 млн. 698 тыс. составили платежи, взимаемые при импорте.

Таким образом, граждане РТ воспринимают таможенное ведомство как защитника законодательства государства, а также собственных прав и свобод. Однако существование благоприятного внешнего имиджа ведомства невозможно без соответствующего внутреннего имиджа организации. Внутренний имидж должен соответствовать стратегии развития организации, в целом.

Для объективного анализа внутреннего имиджа Татарстанской таможни были проведены следующие исследования:

1) Кабинетные исследования

2) Мониторинг СМИ

3) Анкетирование

4) Беседа с пресс-секретарём таможни РТ

1) Кабинетные исследования начались с исследования материалов, которые располагаются на веб-странице Татарстанской таможни.

На сайте размещена новостная лента, структура таможни, информация о руководителях и законодательных актах. Однако мы не обнаружили материала, который говорил бы о внутренней жизнедеятельности коллектива, об их спортивной, культурной, т.е. социальной стороне организационной культуры. При анализе материалов сайта было установлено, что в таможенном ведомстве нет отдела по связям с общественностью. Таможня Татарстана не поддерживает осведомлённость населения о своей общественной деятельности. Сайт таможенной службы предоставляет интернет-пользователю информацию достаточно узкой тематики: новости таможни, связанные с непосредственным осуществлением её функций; структуру и руководство таможни, а также нормативный документы, поддерживающие её деятельность. Однако в пользу сайта говорит наличие обратной связи, представленной в виде интернет-приёмной. Также осуществляется рассылка новостей таможни.

· Были исследованы публикации СМИ, размещённые на сайте Приволжского таможенного управления и на сайте таможни Татарстана.

На сайте Приволжского таможенного управления за 25.07.2007 г. со ссылкой на пресс-центр Татарстанской таможни была размещена статья, посвящённая спортивному мероприятию с участием таможенников Татарстана. Данный материал достаточно лестно отзывается о мероприятии, представляя его как семейный праздник («После обязательных видов спорта устроители праздника провели шуточную эстафету»). Призы получали не только за спортивные успехи. Например, самой спортивной семьёй стала семья Габдуллиных.

На сайте таможни Татарстана в разделе «Материалы СМИ» представлен лишь один документ. Это интервью корреспондента Германа Салимзянова с начальником таможни Татарстана, генералом-лейтенантом таможенной службы Николаем Коцюбенко, который на тот момент отмечал свой 60-летний юбилей.

Тематика статей, найденных при помощи поисковой системы Google, носит однообразный характер, связанный со специфической сферой деятельности таможни. Подобная информация скорее даёт представление о внешнем имидже таможенной организации.

2) Для поиска материалов о таможне были исследованы печатные СМИ РТ.

Мониторинг публикаций за последние полгода (июнь-ноябрь 2007 года) показал, что печатные СМИ РТ уделяют мало внимания информации, связанной с деятельностью таможни. Мониторинг печатных материалов был произведен с использованием следующих печатных СМИ:

- газета «Республика Татарстан»

- газета «Время и деньги»

- газета «Коммерсантъ»

- сайт печатного издания «Казанские ведомости»

- сайт печатного издания «Вечерняя Казань»

Газета «Республика Татарстан» представила лишь несколько статей за 6 месяцев. Среди них можно выделить статью, посвящённую Дню таможенника Российской Федерации. Она носит положительный характер, заявляя следующее: «Сегодня таможня обрела статус многофункциональной организации, деятельность которой направлена не только на защиту экономического суверенитета страны, поддержку национального товаропроизводителя, но и на борьбу с контрабандой оружия, наркотиков и международным терроризмом».

Сентябрьская статья газеты была посвящена Всероссийскому семинару-совещанию руководителей кадровых подразделений таможенных органов. Руководитель Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов назвал Татарстанскую таможню благополучной.

Однако всё в той же «Республике Татарстан» содержится материал о непростительном проступке таможенных органов, когда таможенный контроль прошли преступники, перевозившие наркотики.

Газета «Время и деньги» также уделила внимание Всероссийскому семинару-совещанию руководителей кадровых подразделений таможенных органов. Были найдены и другие публикации, датированные более ранним периодом. Они относились к непосредственной деятельности таможни. Среди таких материалов нашлась статья от 6 апреля 2007 года, где говорилось о том, что генеральный директор информационного агентства "Татар-информ" Леонид Толчинский стал победителем первого регионального конкурса журналистских работ "Российская таможня на пути в ВТО". Организатором конкурса выступило Приволжское таможенное управление в Нижнем Новгороде.

Сайт печатных изданий «Казанские ведомости» и «Вечерняя Казань» предоставляют информацию о таможне многолетней давности.

Газета Коммерсантъ (Казань) предоставила статью о незаконном вывозе старинных монет за пределы страны гражданином Турции.

Таким образом, можно сделать определённые выводы: во-первых, печатные СМИ не уделяют достаточного внимания анализу деятельности таможни Татарстана (это заметно по количеству публикаций), во-вторых, публикации СМИ не дают никакого представления о внутреннем имидже данного органа.

· Был произведён мониторинг материалов на сайте информационного агентства Татар - Информ за период с августа по ноябрь 2007 года.

Информационное агентство РТ Татар-Информ сообщает о встрече с представителями туристического бизнеса и авиаперевозчиками в Татарстанской таможне (1.11.2007). На сайте агентства размещена статья о Дне таможенника, где говорится, что министр промышленности и торговли РТ Александр Когогин поздравил работников и ветеранов таможенной службы, проживающих в Татарстане (25.10.2007). Ещё одна статья, посвящённая данному празднику, подводит итоги и подчёркивает успехи работы таможенного ведомства (24.10.2007).

Сентябрьская статья сообщает о том, что Татарстанская таможня перечислила в федеральный бюджет 6,58 млрд. рублей за 7 месяцев, что является вторым результатом в Приволжском регионе (18.09.2007). С точки зрения темы данной работы, важной является статья, посвящённая выходу первого номера ведомственной газеты «Тамга» (4.09.2007). Это единственное сообщение, связанное с деятельностью, направленной на сотрудников самой организации. Все следующие статьи, размещённые на сайте информационного агентства достаточно однообразны, относятся лишь к функционированию ведомства.

3) В Татарстанской таможне было проведено анкетирование среди сотрудников организации (см. Приложение 1).

Мониторинг анкет показал, что:

ь 67,2 % сотрудников считают отношения в коллективе тёплыми, 31%- нейтральными, 1 человек уверен, что отношения напряжённые

ь 41,4% респондентов считают, что корпоративные мероприятия проводятся регулярно, 55,1% - редко, и 2 человека думают, что они вообще не проводятся

ь 84,5% сотрудников знают о существовании внутрикорпоративной газеты «Тамга», 2 человека не знают об этом, 12% считают, что в таможне нет корпоративного СМИ

ь Большинство сотрудников таможни получают информацию об организации из информационных листков и стендов, далее следует внутрикорпоративная газета, и, наконец, информация, получаемая от коллег

ь 57,9% респондентов знают о существовании сайта таможни Татарстана, 10,5% имеют возможность пользоваться им, по 15,8% приходится на тех, кто не знает о существовании сайт, а также тех, кто не пользуется им

ь Вне рабочего времени с коллегами общается 63% сотрудников, не делают этого 37%

ь 61,8% сотрудников считают, что конфликты в коллективе - редкое явление, 25,4% не видят никаких конфликтов, 7 человек считают, что конфликты происходят часто

ь Абсолютное большинство опрошенных сотрудников таможни в курсе того, что собрания проводятся в специальном конференц-зале

ь 84,375% опрошенных обучались на постдипломных профессиональных курсах повышения квалификации, более половины из них считают, что они повлиялы на их профессиональный рост

ь Более 70% сотрудников уверены, что уровень их материального поощрения соответствует затраченным усилиям

ь Среди видов морального поощрения сотрудники таможни особенно выделили благодарственное письмо и похвальную грамоту

ь 18,75% сотрудников испытало чувство затруднения, отвечая на вопрос о психологическом комфорте на рабочем месте. Среди причин были указаны: неудовлетворённость своей деятельностью, неудовлетворённость условиями труда

ь 50% респондентов избегают конфликтных ситуаций, 43,75% сотрудников стараются решить проблемы в коллективе индивидуально, лишь 1 человек решается обратиться к начальству. К помощи психолога в конфликтных ситуациях практически не обращаются

ь 81,25% сотрудников уверены, что их мнение способно повлиять на принятие решения начальством

ь 47% респондентов обязательно советуются с руководителем перед принятием решения, 53% считают себя самостоятельными в принятии решения

ь 21,8% сотрудников не знают историю создания таможни Татарстана, не имеют желания получить знания в этой области

ь Более 75% респондентов считают недостаток информации основным недостатком сайта таможни Татарстана, далее следует излишняя формальность. Лишь немногие выделили дизайн как фактор, который не устраивает в сайте

Мониторинг анкет показал, что большинство сотрудников таможни считают отношения в коллективе достаточно тёплыми. Обнаружилось несоответствие между отношением к количеству корпоративных мероприятий: 41,4% подтверждают регулярность проводимых праздников, 55,1% обнаруживают их явный недостаток. Большинство сотрудников знают о существовании внутрикорпоративного СМИ (газета «Тамга»). Возможно, поэтому газета стоит на первом месте, если говорить об источнике получения информации о деятельности таможни. В совокупности более половины опрошенных знают о существовании сайта Татарстанской таможни, что не является удовлетворительным показателем. 15,8% сотрудников не имеют возможности пользоваться сайтом. Более 60% опрошенных поддерживают отношения с коллективом вне рабочего времени, что говорит о тёплых взаимоотношениях в коллективе. Примерно столько же людей посчитало конфликты редким явлением в их среде. Однако 7 человек утверждают, что конфликты в коллективе - частое явление. Обнаруживается явное отсутствие единогласия по данному вопросу. Абсолютно точно можно утверждать о наличии специально предназначенного места для собраний руководства и сотрудников - конференц-зал. Курсы повышения квалификации всё ещё пользуются популярностью у сотрудников. Так или иначе, они влияют на уровень квалификации и на профессиональный рост таможенника. Сотрудники Татарстанской таможни могут считаться достаточно самостоятельными при выполнении своих служебных обязанностей, так как отмечен достаточно высокий показатель анкеты при ответе на вопрос данной тематики. Чуть более 20% опрошенных не знают историю создания таможни Татарстана. Сайт организации был создан недавно. Поэтому претензии, предъявляемые к его оформлению, дизайну вряд ли можно считать корректными. Что же касается излишней формальности представленной информации, то это связано исключительно с родом деятельности таможни.

Анкетирование проводилось и среди руководителей отделов таможни РТ (см. Приложение 2).

Мониторинг показал, что:

ь более половины опрошенных считают, что в таможне существует проблема текучести кадров

ь среди причин текучести кадров указывают материальную неудовлетворённость и отсутствие возможности карьерного роста

ь большинство опрошенных руководителей интересуется мнением подчинённых, поощряет их самостоятельность при выполнении рабочих задач

ь при возникновении конфликтов 40% опрошенных стараются решить проблему коллективно, по 20% приходится на тех, кто абстрагируется от конфликтов и занимается своими рабочими обязанностями и на тех, кто пытается решить проблему методом «кнута и пряника»

ь опрошенные руководители чаще используют моральное и материальное поощрения, а также неформальное общение как средства улучшения психологического климата в коллективе

ь около 40% респондентов не видят разницы между пресс-службой и отделом по связям с общественностью

Данные, полученные после мониторинга анкет для руководительского состава, наглядно показывают, что многие руководители используют элементы демократического стиля управления при выстраивании отношений с подчинёнными. Отличным показателем является и количество респондентов, которые высказываются за создание отдела по связям с общественностью в таможне РТ- около 60%.

4) В ходе исследований была проведена беседа с пресс-секретарём таможни Татарстана.

Получена информация: таможенной газете не выделяются средства. Существует необходимость в специалисте, который занимался бы исключительно технической стороной создания «Тамги». Сами сотрудники таможни пишут статьи в газету, но достаточно редко. Критически важным является само по себе продвижение сайта, который создан на базе официального портала правительства республики Татарстан. В ходе беседы мы также выяснили, что штатный психолог проводит специальные тесты и тренинги в рамках определённых отделов и групп. В таможне есть свой кодекс этики и служебного поведения, а также разработана миссия. В ходе исследований мы пришли к выводу, что сотрудники таможни недостаточно информированы о содержании данных документов. Миссия таможни - защита экономических интересов государства. Таможня Татарстана занимается благотворительностью, помогает казанским интернатам (разовые акции). В таможне активно используются моральные поощрения (устная благодарность, почётная грамота). Пресс-секретарь считает необходимым создание отдела по связям с общественностью, штат которого бы состоял из 2-3 человек. Фактически работу трёх человек выполняет один пресс-секретарь.

Постановка проблемы

Таким образом, мы пришли к выводу, что в процессе развития внутреннего имиджа таможни РТ следует выделить следующие проблемы:

1) недостаточная информированность сотрудников таможни о содержании таких документов, как кодекс этики, поведения, миссии

2) нехватка специалистов в области связей с общественностью, а также специалистов, занимающихся технической стороной работы над сайтом таможни РТ и издания корпоративной газеты «Тамга»

3) недостаточное количество информации о развитии внутренних коммуникаций, корпоративной культуры таможни РТ во внешних СМИ

4) отсутствие информации о развитии внутренних коммуникаций и о корпоративной культуре таможни на сайте

Вышеприведённые проблемы позволяют говорить об актуальной проблеме, которая состоит в необходимости корректировки внутреннего имиджа таможни РТ.

2. Цель, задачи и целевая аудитория проекта

таможня татарстан аудитория взаимоотношение

Цель проекта - выявить основные направления PR-поддержки развития внутренних коммуникаций для корректировки внутреннего имиджа.

Для достижения поставленной цели необходимо поставить ряд задач:

1) Рассмотреть составляющие внутреннего имиджа таможни

2) Проанализировать образ таможни РТ в восприятии его сотрудников и руководства

3) Сформировать положительное восприятие сотрудниками своей организации

4) Выявить основные направления коммуникационной политики в исследуемой организации, направленные на развитие положительного внутреннего имиджа

5) Разработать рекомендации по развитию внутреннего имиджа таможенного ведомства РТ

Целевая аудитория

Основные целевые группы:

1) Руководство таможни РТ

2) Руководство подразделений организации

3) Сотрудники

У каждой из представленных групп своя система ценностей, приоритетов, определенный уровень образования и культуры и соответственно, информация подаётся избирательно.

Практическая значимость проекта - результаты работы могут быть использованы для развития позитивного внутреннего имиджа таможенных ведомств в регионах России.