logo
Показатели, формирующие эстетические свойства товара

1.1 Формообразующие средства

При характеристике эстетических свойств изделий, прежде всего останавливаются на их форме. Форма изделий для древних являлась тем изначальным, определяющим звеном, от которого они отталкивались в своих философских рассуждениях. Форма в понимании древнего грека - это что-то вроде сосуда, из которого можно вынуть содержание и останется пустота. Форма имеет вполне определенный контур, ясное очертание, которое в изображениях хорошо передается линией.

Литература по эстетике не дает вполне четкого определения понятия формы. Это связано, видимо, с тем, что вопросы эстетики отдельных групп окружающей нас среды разработаны в неодинаковой степени. Во всех предшествующих философских трудах большое внимание уделялось разработке вопросов эстетики искусства и архитектуры. Но по сравнению с предметами искусства формы товаров массового спроса имеют особенности в способах выражения и описания.

Знаковость -- эстетический показатель, характеризующий художественно-образную выразительность в форме товара социально значимой информации (назначение, изящество, образ-ассоциация, современность, эмоциональный характер владельца, профессиональный статус и др.). Знаковость -- это способность формы вызывать определенные чувства у человека, создавать ему нужное настроение, выявлять назначение изделий, отражать национальные особенности и характерные черты продукции данного предприятия. Так, фарфоровая посуда повседневная и праздничная должна различаться образной характеристикой, создаваемой формой, пропорциями, характером декора и колористическим решением. Различия должны быть настолько ощутимы, чтобы характер использования не вызывал сомнений.

Оригинальность -- эстетический показатель, характеризующий своеобразие формы, выделяющей данный товар из аналогичных. Оригинальность весьма существенна в ряду эстетических показателей, тем более что создать оригинальную форму бытовых изделий, служащих человеку на протяжении многих веков, нелегко. Следует подчеркнуть, что своеобразная форма должна быть содержательной, т.е. соответствовать назначению и характеру материала, обеспечивать удобства.

Стилевое соответствие -- эстетический показатель, характеризующий устойчивость формы и средства художественной выразительности, свойственные определенному историческому этапу развития общества. В пределах стиля могут сменяться стилевые направления, иногда сильно отличающиеся друг от друга.

Соответствие моде -- эстетический показатель, характеризующий внешний вид товара и временно господствующие эстетические вкусы. Для одежды, обуви, украшений и других изделий соответствие моде -- важный эстетический показатель, определяющий характер спроса и удовлетворение потребностей.

Рациональность формы - комплексный показатель, характеризующий соответствие формы объективным условиям производства и эксплуатации товара, а также его функционально-конструктивную сущность. Рациональность формы определяют несколько единичных показателей:

Функциональная обусловленность - эстетический показатель, характеризующий соответствие формы товара его назначению.

Конструктивная обусловленность - показатель, характеризующий соответствие формы товара его конструктивному решению.

Технологическая обусловленность - эстетический показатель, характеризующий соответствие формы товара применяемым материалам и технологии.

Материальная обусловленность - эстетический показатель, характеризующий соответствие материала функциональному назначению и условиям потребления товара.

Эргономическая приспособленность - эстетический показатель, характеризующий способность формы изделия создавать максимальные удобства при использовании.

Организованность объемно-пространственной структуры - эстетический показатель, характеризующий пространственное строение формы, ее масштабную, пропорциональную и ритмическую структуру. Все элементы формы должны быть органически связаны друг с другом, соразмерны, соподчинены, иметь единый характер.

Первично функционально обусловленные элементы формы - это объем и пространство.

Организованность объемно-пространственной структуры -- эстетический показатель, характеризующий пространственное строение формы, ее масштабную, пропорциональную и ритмическую структуру. Все элементы формы должны быть органически связаны друг с другом, соразмерны, соподчинены, иметь единый характер. Организованность объемно-пространственной структуры достигается с помощью средств композиции.

Объем изделий окружающей среды и архитектуры диктуется соображениями рациональности и соответствия его размерам и потребностям человека. Форма одежды и обуви тесно связана с размерами фигуры человека, формы мебели и бытовой аппаратуры - с размерами жилища и возможностями человека. При этом различают предметы с функционирующим внутренним пространством, и с функционирующим закрытым пространством, заполненным рабочими механизмами, органами управления. При характеристике изделий нужно определять, насколько рациональны объемы и внутренние пространства изделий.

В формах большей части современных предметов воплощены лучшие черты современного стиля: простота и рациональность, безукоризненно отработанные геометрические отношения. Формирование стандартных изделий высокого качества способствует не только эстетизации предметной среды, созданию комфортных условий жизни, но и экономии материальных и трудовых ресурсов, так как изделия прекрасной формы морально не устаревают, ими долго пользуются. Они возвращаются в стиле ретро.

Объемная форма обладает и другим свойством - массой, которая выступает как выражение конструкции. Под массой формы понимают то зрительно воспринимаемое количество материала, которое может заполнить пространство в пределах геометрической формы.

При создании форм изделия дизайнер должен учитывать особенности взаимосвязи массы, объема и пространства формы.

С понятием массы связаны такие свойства материальной формы, как прочность, способность противостоять действию статических и динамических сил, напряженность работающих элементов. Эти объективные свойства формы при определенных условиях становятся носителями их композиционных закономерностей.

Существенное свойство современных форм изделий - их трансформируемость, т.е. способность к изменению объемов в зависимости от желания владельца. Тем самым меняется объемно-пространственная структура в зависимости от конкретной функции изделия в данный момент.

Эстетическая форма должна соответствовать материальному содержанию, назначению и конструкции изделия. Но это соотношение не следует понимать элементарно, механистично. Если форма предмета слепо следует его функции, то это не означает, что его эстетическая характеристика правдива, реалистична, оправдана.

Эстетические критерии видоизменяются соответственно времени и назначению этих предметов, их роли в жизни человека. В сфере материального производства главная предпосылка красоты - это неразрывное единство назначения и технического совершенства предмета.

Ответ на вопрос, насколько верно материально-конструктивная природа вещи выявляется в художественной форме, дает категория композиции, называемая тектоникой. Это средство композиции как бы проявляет соотношения подвижных и неподвижных, несущих и несомых работающих и неработающих частей. С понятием тектоники тесно связано понятие статичной и динамичной композиции.

Тектоничность - эстетический показатель, характеризующий художественное осмысление реальной работы конструкции и материала. Форма любого изделия должна быть тектоничной, т.е. в форме должна отражаться работа конструкции. Например, форма тех частей изделия, которые являются несущими, должна выражать прочность и возможность выдержать нагрузку. Тектоничность выражается также в соответствии формы характеру материала и способу его формирования. В любых случаях при нарушении связи конструкция - материал - форма изделие не может быть композиционно целостным.

Тектоника - это художественное выражение работы конструкции - ее опорных, несущих, прочностных элементов. Тектонические закономерности выступают в эстетической характеристике взаимосвязи конструкции, материала и формы, в особенностях пластической обработки, в характере членений и пропорций. Тектоника - это искренность формы в отношении конструкции и материала. Легкое в своей основе и форме должно проявляться как легкое; тяжелое не должно маскироваться под легкое; статичная вещь, одетая в динамичную форму, не будет иметь эстетических достоинств.

Для достижения полной гармонии система связей объемно-пространственной структуры и тектоники изделия имеет решающее значение - обе категории тесно связаны между собой. Тектоника отвечает на вопрос, каким образом материально-техническая сторона выражена в художественной форме. Стремление к легким, конструктивно совершенным формам и использованию эффективных материалов - непременное условие формирования всех компонентов вещественного мира.

С понятием тектоники, пропорций, пластики тесно связана масштабность. Масштабность можно трактовать как соразмерность формы и ее отдельных элементов окружающей среде. Масштабность является одним из начал, организующих форму изделия. Масштабная характеристика образно раскрывает «смысл» изделия, она не должна противоречить функциональной и конструктивной логике строения изделия. В связи с последним условием для каждого предмета должна быть найдена правильная масштабность. Например, размеры ручек управления бытовой аппаратуры, посуды должны быть согласованы с размерами рук. Величина этих элементов остается почти неизменной независимо от того, большому ил маленькому изделию они принадлежат. Такие элементы или детали носят название «указателей масштаба». У небольших изделий такие детали выглядят относительно крупными, а у больших - более мелкими, даже если не меняется их абсолютный размер. Это - одна из закономерностей масштабного строения формы.

Чувство масштабности - это способность воспринимать конкретные явления и предметы в их реальной величине. Характер масштаба определяется и степенью численности, и деталировкой формы. Существует взаимосвязь между восприятием масштаба и членением формы - на этой основе базируются, так называемые, зрительные иллюзии - это еще одна из закономерностей восприятия масштаба. Изменяя пропорции и направление линий, можно придать предмету то истинный масштаб, то несколько искусственный. Возможны большие предметы мелкого масштаба и маленькие предметы, зрительно увеличенные за счет оптических иллюзий.

Использование оптических иллюзий началось еще в древности, о них говорит в своей книге «О природе вещей» Лукреций Кар, над ними работали крупные ученые - физики и психологи, художники и архитекторы.

Пластичность - эстетический показатель, характеризующий взаимопереходы и связи объемов, плоскостей, элементов и очертаний формы товара. Пластичной считается рельефная скульптурная форма с мягкими переходами основных образующих. В пластике большое значение имеют нюанс формы, тонкое соединение элементов. Необходимо соблюдать закономерности построения сложных поверхностей, чтобы световые блики не располагались хаотично, не разрушали форму. За счет пластичности формы, рационального распределения света и тени можно связать воедино элементы формы, добиться ее целостности.

Совершенство производственного исполнения - комплексный показатель, характеризующий условия производства товара. Показатель значительно влияет на восприятие изделий и всегда учитывается при оценке их свойств, хотя и не является собственно эстетическим свойством.

Совершенство производственного исполнения определяется качеством изготовления видимых элементов формы, тщательностью нанесения защитных и декоративных покрытий, четкостью контуров, скруглений и соединений частей изделия и соответствием их художественно-конструкторскому замыслу. Показателем совершенства производственного исполнения являются также четкость исполнения фирменных и маркировочных знаков, рациональность и рекламная выразительность внутренней упаковки товаров. Внутренняя упаковка должна не только сохранять товар, но и быть эстетически привлекательной, чтобы надлежащим образом «представлять» его и рекламировать. Она должна быть увязана с характером товара. Особенно это важно для парфюмерно-косметических товаров. Например, форма и материал флакона и коробки для духов должны обогащать их «образ». Эстетическое и психологическое значение имеет не только содержание текстов, но и шрифт и цвет для рекламных надписей. Надписи, цвет, декоративные детали не должны быть кричащими.

Стабильность внешнего вида - комплексный показатель, характеризующий способность эксплуатации товара по назначению. Он определяется устойчивостью и сохранностью элементов и поверхностей формы товара от повреждений, скорость стирания и измерения декоративных покрытий в условиях эксплуатации.