logo
Показатели эффективности использования труда на торговом предприятии: анализ состояния и определение резервов улучшения

1.3 Показатели эффективности использования труда работников предприятий торговли: понятие, методика расчета и характеристика

Эффективность труда в торговле - это соотношение результатов труда работников отрасли и затрат на него. Поэтому рост эффективности предполагает получение больших результатов труда при неизменных затратах ресурсов или тех же результатов при наименьших затратах. Различают экономическую и социальную эффективность.

Социальная эффективность - это эффективность затрат на достижение определенного социального эффекта (экономия времени покупателей на приобретение товаров, культура обслуживания).

Экономическая эффективность определяется экономией совокупного труда (живого и овеществленного). Показателями экономической эффективности выступают: прибыль, приходящаяся на одного работника, производительность труда, эффективность использования рабочего времени и т.д.

Эффективность использования труда персонала торгового предприятия характеризуется системой показателей:

- производительность труда - характеризует объем оборота розничной торговли в расчете на 1 работника и позволяет судить о производственном потенциале персонала;

(1)

- уровень затрат труда на единицу товарооборота отражает повышение эффективности использования труда персонала, если затраты труда на единицу оборота розничной торговли снижаются в отчетном периоде по сравнению с планом (предыдущем или базисным периодом);

; (2)

где t - время, затрачиваемое на реализацию товаров, продукции или на выполнение работы (чел./дни; чел./ч).

- прибыль на одного работника - характеризует сумму чистой прибыли, которую приносит каждый работник за период;

(3)

Где Кэ - коэффициент эффективности использования рабочей силы (тыс.руб./ чел)

- интегральный показатель использования труда дает обобщающую характеристику оценки эффективности использования труда персонала с различных сторон, сопровождающуюся опережающим улучшением таких экономических показателей, как объем оборота розничной торговли и прибыли;

(4)

- уровень расходов на оплату труда - отражает повышение эффективности использования в случае снижения фонда заработной платы на 1 руб. оборота розничной торговли в отчетном году по сравнению с планом (предыдущим или базисным периодом);

(5)

- средняя заработная плата одного работника - характеризует уровень оплаты труда и динамику ее изменения по периодам времени и в определенной мере - уровень жизни работников;

= (6)

- коэффициент опережения темпов роста производительности труда и средней заработной платы ( в сопоставимых ценах) - показывает, насколько темп роста производительности труда опережает темп роста средней заработной платы работников, и позволяет судить о позитивном или негативном соотношении темпов роста;

(7)

Нормативное значение коэффициента опережения - 1,25

- коэффициент соотношения рабочих и служащих - характеризует число рабочих, приходящихся на одного служащего. Позволяет судить о соотношении двух главных категорий персонала и их влияния на производительность труда;

(8)

- текучесть персонала - характеризует уровень стабильности трудового коллектива и работу с персоналом;

Ктек.перс.= (9)

- потери рабочего времени на одного работника - показывает резервы эффективности в использовании труда персонала - это отношение суммарных потерь времени из-за болезни, простоев и неявок к общей численности персонала;

- качество торгового обслуживания - субъективизм экспертных оценок и их влияние на общую эффективность использования труда персонала, экспертная оценка качества по 5-бальной шкале.[14]

Важнейшей составляющей эффективности выступает производительность труда, связанная с увеличением выработки или уменьшением затрат труда на выполняемый объем работ. [14]

Производительность труда представляет собой сложную экономическую категорию, характеризующую эффективность (плодотворность) целесообразной деятельности работников в сфере товарного обращения.

Производительность труда является одним из основных качественных показателей хозяйственной деятельности предприятий торговли, так как влияет на объем товарооборота, уровень издержек обращения, рентабельность.

Производительность труда измеряется в стоимостном и натуральном выражении:

В стоимостном выражении производительность труда (ПТ) - это объем товарооборота (услуг), приходящихся на одного среднесписочного работника (или одного торгово-оперативного работника):

или , (10)

где Р - товарооборот, тыс.руб.;

Ч - среднесписочная численность, чел.;

Чтоп - численность торгово-оперативного персонала, чел.

Однако изменение товарооборота на одного работника торговли в стоимостном выражении не всегда правильно отражает динамику производительности труда. Так, реализация различных товаров неодинакова по своей трудоемкости. В связи с этим изменение ассортиментного состава оборота приводит к тому, что реализация товаров на одну и ту же сумму может происходить при различных затратах труда. В этом случае изменение объема товарооборота на одного работника торговли не соответствует изменению уровня производительности труда. Поэтому при измерении производительности труда в торговле в динамике необходимо учитывать изменение среднего оборота, приходящегося на одного работника в единицу времени с учетом индексов цен и ассортиментного состава оборота.

Для элиминирования влияния ряда факторов (изменение цен, структурных сдвигов в товарообороте, а следовательно, изменения трудоемкости) рекомендуется использовать следующую формулу:

Iпт= Iсв*Int ,

где Iпт - индекс производительности труда;

Iсв - индекс средней выработки;

Int - индекс трудоемкости реализации товаров;

Iц - индекс цен на товары (услуги).

В натуральном выражении производительность труда - это количество проданных одним работником товаров в натуральном выражении (в метрах, литрах, тоннах) в единицу времени:

ПТ= Кпр

где Кпр - количество проданных товаров одним работником, всего (в натуральном измерении);

tр - время, затраченное на реализацию товаров, всего.

Производительностью труда называют и количество покупателей, обслуженных одним торговым работником в единицу времени:

ПТ= Кпок

где Кпок - количество покупателей, обслуженных работником, всего;

tр - время, затраченное на обслуживание покупателей, всего.[9]

При анализе трудовых ресурсов используются вспомогательные показатели списочной и среднесписочной численности.

Списочная численность является моментным показателем и определяется на конкретную дату с учетом принятых и исключая уволенных в этот день работников. Списочный состав работников включает всех принятых на постоянную, временную и сезонную работу сроком на 1 день и более.

Среднесписочная численность рассчитывается за определенный период путем суммирования списочных численностей за все календарные дни периода и делением полученной суммы на число календарных дней.

Чср= ?Ч

Дк

где ?Ч - сумма списочного числа работников на каждый календарный день данного месяца;

Дк - число календарных дней в данном месяце.

При этом численность в нерабочие (выходные и праздничные) дни берется по данным дня, предшествовавшего нерабочему. Для достижения сопоставимости при расчете показателей производительности труда при исчислении среднесписочной численности исключаются женщины, находящиеся в отпусках по беременности и родам и дополнительных отпусках по уходу за детьми.

Показателем, обратным производительности труда, является трудоемкость товарооборота. Трудоемкость показывает, какое количество живого труда необходимо затратить в торговом предприятии на реализацию единицы товарооборота, на изготовление единицы продукции или на единицу определенного объема работы при данном техническом уровне предприятия, уровне цен и состояния покупательского спроса.

Повышение производительности труда имеет большое экономическое и социальное значение для предприятий торговли. От ее уровня и динамики зависят в той или иной степени все основные показатели работы предприятия. Она позволяет:

- существенно снизить затраты на реализацию товаров, если рост производительности труда опережает рост средней заработной платы;

- при прочих равных условиях увеличить объем товарооборота, а следовательно и рост прибыли;

- проводить политику по увеличению средней заработной платы работникам;

- более успешно осуществлять реконструкцию и техническое перевооружение предприятия;

- повысить конкурентоспособность предприятия и товаров, обеспечить финансовую устойчивость работы.

Итак, в первой главе рассматривались теоретические аспекты труда работников предприятий торговли в условиях рыночной системы хозяйствования. Теперь проведем анализ состояния организации труда работников торговли и оценку эффективности использования труда, выявление резервов улучшения использования труда на примере конкретного торгового предприятия ИП Кузоватова Е.Н.