1.3 Чёрный пиар
Для изучения вопроса “паблик рилейшнз как массовая коммуникация” автор считает необходимым рассмотрение понятия “чёрный пиар”.
Его определение легко сформулировать методом от противного: «черный пиар -- создание и распространите информации, направленной на формирование у аудитории, клиентов и потенциальных клиентов негативного отношении к определенному явлению, событию, процессу, товару или услуге». То есть это любые информационные атаки или даже войны, направленные на разрушение имиджа, компании, бизнеса. Клоков И.В. Черный РR. Запрещенные приемы нападения и защиты. Глава 3. О чёрном пиаре замолвите слово…
Иногда чёрный пиар пытаются разделить на законный, моральный, когда информация правдивая, и незаконный, клеветнический и аморальный -- когда информация не соответствует действительности. В первом случае правдивые, честные, но дискредитирующие сведения могут служить на пользу потребителю. Второй случай связан с использованием лживой информации. Также как и методы могут быть не только этичные, но и аморальные (например, навязчивая рассылка невостребованной рекламы или спаивание избирателей).
В современной России чёрный пиар весьма распространённое явление. Феномен распространения черного пиара в России объясняется достаточно легко, он просто не мог не возникнуть. Нечестные политические и социальные игры с населением, повсеместная коррупция и взяточничество являются плодотворной почвой для развития и процветания чёрного пиара.
Сферы применения черного пиара практически те же самые, что и пиара белого. Это точки и зоны, где происходит столкновение интересов, имеется конфликт, разрешить который нельзя или непродуктивно обычными цивилизованными методами. В политике и бизнесе возможны следующие случаи применения черного пиара:
¦ Для улучшения позиций в конкурентной борьбе (понижение позиции конкурента).
¦ Для воздействия на партнеров (в случае невыполнения партнёрами условий сотрудничества).
¦ Для рекламы, действуя от противного (демонстрация желания снизить имидж иногда при правильном проведении пиар-акции имеет противоположенный эффект у общественности).
Таким образом, чёрный пиар предполагает передачу общественности негативной информации о фирме/товаре. Такая информация направлена на разрушение имиджа компании.
В части случаев такая информация правдива, в иных - лживая. Если информация негативная но правдивая, то она может быть полезна обществу.
В России чёрный пиар по определённым причинам получил широкое распространение. Сферы применения чёрного пиара - политика и экономика.
Чёрный пиар может применяться как для понижения статуса конкурента, так и при умелом использовании для повышения собственного статуса.
В результате проделанной теоретической работы, автор рассмотрел понятие “Паблик рилейшнз как массовая коммуникация”.
Наличие участников коммуникации и передаваемой информации, коммуникативного пространства и механизмов свидетельствует о том, что “паблик рилейшнз” является массовой коммуникацией. “Паблик рилейшнз” предполагает три возможных вида коммуникации: линейную, интерактивную и трансакционную. Данные виды отличаются способом обмена информацией. Наиболее эффективной в паблик рилейшнз является трансакционная модель, так как предполагает наличие постоянной обратной связи с потенциальным потребителем и корректировки деятельности фирмы взависимости от неё.
Результативность деятельности “паблик рилейшнз” как массовой коммуникации определяется реакцией адресата.
В практике пиар-деятельности существуют основные формы мероприятий “паблик рилейшнз”. Использование той или иной формы зависит от целей, информации, аудитории и т.д.
Пиар-акции предназначены для привлечения внимания к фирме/товару и для повышения имиджа фирмы. Наиболее эффективным является спланированная пиар-деятельность, а не единичная акция.
Кроме пиара, направленного на повышение имиджа фирмы/товара, в “паблик рилейшнз” существует чёрный пиар, направленный на понижение существующего имиджа. Чёрный пиар используется не только в конкурентной борьбе против других фирм, но в некоторых случаях для фальсификации понижения имиджа собственной фирмы/товара.
Чёрный пиар отличается наличием негативной информации о фирме/товаре. Негативная информация о фирме/товаре может быть правдива или лжива.
В России “паблик рилейшнз”, включая чёрный пиар по определённым причинам имеет широкое распространение. Однако, быстрое внедрение “паблик рилейшнз” в нашей стране привело к некоторым специфическим изменениям в данной массовой коммуникации.
паблик рилейшнз черный пиар