logo
Паблик рилейшнз как массовая коммуникация

1.3 Чёрный пиар

Для изучения вопроса “паблик рилейшнз как массовая коммуникация” автор считает необходимым рассмотрение понятия “чёрный пиар”.

Его определение легко сформулировать методом от противного: «черный пиар -- создание и распространите информации, направленной на формирование у аудитории, клиентов и потенциальных клиентов негативного отношении к определенному явлению, событию, процессу, товару или услуге». То есть это любые информационные атаки или даже войны, направленные на разрушение имиджа, компании, бизнеса. Клоков И.В. Черный РR. Запрещенные приемы нападения и защиты. Глава 3. О чёрном пиаре замолвите слово…

Иногда чёрный пиар пытаются разделить на законный, моральный, когда информация правдивая, и незаконный, клеветнический и аморальный -- когда информация не соответствует действительности. В первом случае правдивые, честные, но дискредитирующие сведения могут служить на пользу потребителю. Второй случай связан с использованием лживой информации. Также как и методы могут быть не только этичные, но и аморальные (например, навязчивая рассылка невостребованной рекламы или спаивание избирателей).

В современной России чёрный пиар весьма распространённое явление. Феномен распространения черного пиара в России объясняется достаточно легко, он просто не мог не возникнуть. Нечестные политические и социальные игры с населением, повсеместная коррупция и взяточничество являются плодотворной почвой для развития и процветания чёрного пиара.

Сферы применения черного пиара практически те же самые, что и пиара белого. Это точки и зоны, где происходит столкновение интересов, имеется конфликт, разрешить который нельзя или непродуктивно обычными цивилизованными методами. В политике и бизнесе возможны следующие случаи применения черного пиара:

¦ Для улучшения позиций в конкурентной борьбе (понижение позиции конкурента).

¦ Для воздействия на партнеров (в случае невыполнения партнёрами условий сотрудничества).

¦ Для рекламы, действуя от противного (демонстрация желания снизить имидж иногда при правильном проведении пиар-акции имеет противоположенный эффект у общественности).

Таким образом, чёрный пиар предполагает передачу общественности негативной информации о фирме/товаре. Такая информация направлена на разрушение имиджа компании.

В части случаев такая информация правдива, в иных - лживая. Если информация негативная но правдивая, то она может быть полезна обществу.

В России чёрный пиар по определённым причинам получил широкое распространение. Сферы применения чёрного пиара - политика и экономика.

Чёрный пиар может применяться как для понижения статуса конкурента, так и при умелом использовании для повышения собственного статуса.

В результате проделанной теоретической работы, автор рассмотрел понятие “Паблик рилейшнз как массовая коммуникация”.

Наличие участников коммуникации и передаваемой информации, коммуникативного пространства и механизмов свидетельствует о том, что “паблик рилейшнз” является массовой коммуникацией. “Паблик рилейшнз” предполагает три возможных вида коммуникации: линейную, интерактивную и трансакционную. Данные виды отличаются способом обмена информацией. Наиболее эффективной в паблик рилейшнз является трансакционная модель, так как предполагает наличие постоянной обратной связи с потенциальным потребителем и корректировки деятельности фирмы взависимости от неё.

Результативность деятельности “паблик рилейшнз” как массовой коммуникации определяется реакцией адресата.

В практике пиар-деятельности существуют основные формы мероприятий “паблик рилейшнз”. Использование той или иной формы зависит от целей, информации, аудитории и т.д.

Пиар-акции предназначены для привлечения внимания к фирме/товару и для повышения имиджа фирмы. Наиболее эффективным является спланированная пиар-деятельность, а не единичная акция.

Кроме пиара, направленного на повышение имиджа фирмы/товара, в “паблик рилейшнз” существует чёрный пиар, направленный на понижение существующего имиджа. Чёрный пиар используется не только в конкурентной борьбе против других фирм, но в некоторых случаях для фальсификации понижения имиджа собственной фирмы/товара.

Чёрный пиар отличается наличием негативной информации о фирме/товаре. Негативная информация о фирме/товаре может быть правдива или лжива.

В России “паблик рилейшнз”, включая чёрный пиар по определённым причинам имеет широкое распространение. Однако, быстрое внедрение “паблик рилейшнз” в нашей стране привело к некоторым специфическим изменениям в данной массовой коммуникации.

паблик рилейшнз черный пиар