1.2 Классификация логистических затрат
Существует множество различных подходов к классификации логистических затрат, и каждый автор предоставляет классификацию по-разному. Например Л.А. Мишина классифицирует затраты по различным критериям.
1. По основным аспектам потока: затраты на момент процесса закупок, затраты на стадии производства, затраты на этапе распределения.
2. Классификация по месту появления затрат функциональные отделы управления, которые в свою очередь подразделяются на отдел снабжения, сбыта и транспорта; и подразделения, связанные с движением, которые делятся на складские и транспортные подразделения.
3. По основным компонентам логистических процессов: затраты физического продвижения материалов, на запасы и на информационные процессы.
4. По видам затрат: на материальные затраты, которые состоят из средств на амортизацию, использование материала, топлива и ресурсов и средств на сторонние материальные услуги, и нематериальные затраты, состоящие из затрат на оплату выполненной работы, нематериальные услуги, из стоимости использования стороннего капитала, денежных выплат в виде налогов и платежей, а также прочих незапланированных издержек, которые отражаются на денежных показателях производства.
5. По экономическому содержанию: на стоимость потребленных производственных факторов, затраты на чистую продукцию, затраты, охватывающие финансовый результат, и упущенную выгоду.
Основные структурные аспекты классификации логистических затрат (по видам затрат, по этапам продвижения и месту появления затрат, по основным компонентам логистических процессов) находятся во взаимосвязи. [11, с.147]
Затраты предприятий весьма разнообразны и подразделяются по элементам затрат, функциональным областям и центрам ответственности (рисунок 1) [6, c.234].
Логистические затраты |
Рисунок 1.1 - Классификация логистических затрат
Принцип общих затрат заключается в учете всей совокупности затрат управления материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками во всей логистической системе.
Для определения эффективности логистической системы предприятия проводится сравнение внутренних и внешних затрат. Определяется, какие виды деятельности выполняются лучше, чем у других производителей, сравнивается структура логистических затрат на данном предприятии и у его конкурентов.
Транспортные затраты - затраты на транспортировку продукции от места продажи или закупок до места нахождения покупателей. Транспортные затраты включают оплату транспортных тарифов и различных сборов транспортных предприятий, затраты на содержание собственного транспорта, стоимость погрузочно-разгрузочных работ, экспедирования грузов.
Затраты хранения - затраты, связанные с обеспечением сохранности продукции. В затраты хранения входят:
затраты по содержанию складов;
зарплата складского персонала;
недостача продукции в пределах норм естественной убыли;
административно-управленческие и другие расходы.
Складские затраты определяют по сумме затрат на организацию хранения продукции и сумме накладных расходов. [11, с.258]
Логистические затраты по обслуживанию заказов потребителей подразделяются на:
затраты, связанные с получением заказов - с осуществлением предприятием усилий для привлечения покупателей к своей продукции и продажи ее (выплаты дилерам, комиссионные вознаграждения за представительство по продаже продукции, расходы по организации выставок-продаж и демонстрацией продукции, скидки с цены продукции с целью компенсации услуг по продаже продукции и др.);
затраты, связанные с выполнением заказов - с осуществлением специалистами подразделений предприятия деятельности по закупке, хранению, транспортировке, производству продукции, с ее страхованием, оплатой таможенных пошлин и услуг транспортно-экспедиционных предприятий, с охраной продукции, ее упаковкой, изготовлением сопроводительной товарно-транспортной документации, связью и перепиской, а также с издержками вследствие особых ситуаций.[12, c.184]
Логистические затраты можно подразделить на следующие категории:
продуктивные затраты - затраты на работу, направленную на создание добавленной ценности, которую хочет иметь потребитель и за которую он готов платить;
затраты на поддержание логистического бизнеса сами по себе не создают ценности, но они являются необходимыми. Например, затраты на транспортировку, оформление заказов, проверку работы сотрудников, ведение учета продукции;
затраты на контроль - затраты на мероприятия, направленные на предотвращение нежелательных результатов обслуживания потребителей;
прямые затраты - затраты, которые могут быть непосредственно отнесены на конкретный носитель (продукт, группу изделий, заказ);
косвенные затраты - затраты, которые могут быть отнесены на носитель (продукт, группу, изделий, заказ) только с помощью выполнения вспомогательных расчетов;
постоянные затраты - затраты, не зависящие от изменения объема исполняемых заказов внутренних и внешних потребителей;
плановые затраты - затраты, рассчитанные для определенного логистического объекта и определенного периода при заданных программе обслуживания, объеме заказов потребителей и технологии. Эти затраты равны запланированному объему потребления ресурсов, умноженному на их плановые цены;
убыточные затраты - это затраты на работы, которые не могут дать результатов, например затраты на «бездействие», на простой оборудования и др.[6, с.134]
Логистические затраты можно также подразделить на такие два вида:
1) затраты на формирование конечного продукта;
2) трансакционные затраты.
Затраты на формирование конечного продукта - это затраты производителя на преобразование сырья в конечный продукт.
Трансакционные затраты - затраты, связанные с оформлением закупок.
Трансакционные затраты можно подразделить в соответствии со следующими позициями:
1) поиск клиентов - сбор информации, налаживание контактов, координация взаимодействия, обмен данными;
2) переговоры - выдача запроса, подготовка предложений, ведение переговоров, заключение договора;
3) обеспечение интересов сторон - научные исследования и разработки, соглашение о гарантии качества;
4) процесс обмена - транспортные и складские операции;
5) контроль - аудиторские проверки, испытания первых образцов, приемка продукции, окончательная проверка, рекламации, эффективность взаимодействия;
6) адаптация - подтверждение удовлетворенности обслуживанием, актуализация данных;
7) корректировка субоптимальных договорных условий - догрузка производственных мощностей, требование дополнительных ценовых скидок, изменение рамочных условий;
8) ослабление стратегических позиций - уход потребителей, сокращение рыночной доли;
9) завершение сделки - исполнение платежных обязательств, увольнение лишнего персонала, оформление заключительной документации. [3, с.185]
По частоте возникновения различают одноразовые и регулярные трансакционные затраты. К регулярным, наряду с прямыми затратами обмена относятся все затраты, образующиеся при реализации и контроле торгового соглашения в процессе обменных отношений.
Значительная часть трансакционных затрат имеет логистический характер, а именно:
* стоимость ресурсов, используемых для нахождения коммерческих партнеров, проведения переговоров об условиях поставок, составления контрактов и обеспечения прав собственности, получаемых посредством конкретной хозяйственной связи;
* плата за посреднические услуги;
* рекламные расходы и стоимость времени на поиск коммерческих партнеров;
* затраты на транспортировку ресурсов от пункта приобретения к месту их использования.
Функциональные центры логистических затрат могут быть подразделены на области логистического администрирования, поступления, обработки и оформления заказа, планирования производства, закупок, поставок, складирования и хранения, сбыта продукции и доставки заказа потребителю. В соответствии с этим делением возникают затраты и издержки, связанные:
* с управлением;
* обслуживанием заказов потребителей;
* снабжением и закупками;
* планированием производства;
* транспортным обеспечением;
* складированием и хранением;
* распределением и сбытом продукции.[16, с.143]
Классификация логистических затрат позволяет создать модель системы затрат предприятия, без которой трудно решать задачи планирования, учета, контроля и регулирования этих затрат.
Все разнообразие логистических затрат можно классифицировать по следующим признакам (Приложение А) [10, с.124].
В настоящее время разработаны многочисленные классификации затрат на производство по различным признакам - таблица 1 [2, с.320].
Таблица 1. Классификация затрат на производство
Признак классификации |
Подразделение затрат |
|
По экономическому содержанию |
На экономические элементы и статьи расходов |
|
По отношению к технологическому процессу |
На основные и накладные |
|
По единству состава |
На одноэлементные и комплексные |
|
По способу отнесения на себестоимость обслуживания потребителя |
На прямые и косвенные |
|
По отношению к объему обслуживания |
На переменные и постоянные |
|
По целесообразности расходования |
На производительные и непроизводительные |
|
По возможности охвата планом |
На планируемые и не планируемые |
|
По соответствию реальным затратам |
На плановые (прогнозные) и фактические |
|
По периодичности возникновения |
На текущие и единовременные |
|
По степени усреднения |
На общие и средние |
|
В зависимости от порядка отнесения затрат на период расчета прибыли |
На затраты на продукт и затраты на период |
|
По возможности регулирования в центре ответственности |
На регулируемые и нерегулируемые |
Одними из наиболее важных являются группировки затрат по экономическим элементам и статьям калькуляции.
Группировки по элементам позволяют выделить экономически однородные виды логистических затрат.
Обобщая виды существующих классификаций затрат и исходя из сложившейся системы учета затрат на обслуживание потребителей, можно сделать вывод, что основные признаки классификаций делятся:
* на функциональные - по статьям, отражающим целевую направленность затрат с точки зрения их функций и роли в обеспечении качества обслуживания потребителей;
* по источникам возмещения - себестоимость продукции, прибыль, бюджетное финансирование;
* учетные - по характеру учета затрат;
* калькуляционные - прямые и косвенные, условно постоянные и условно переменные затраты по отношению к процессу выполнения заказов потребителей;
* по периодичности - текущие, единовременные, затраты за определенный период времени;
* по месту возникновения - рабочее место, группа рабочих мест, участок, цех, предприятие;
* по стадиям процесса выполнения заказов потребителей.[8, c.196]
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛОГИСТИЧЕСКИХ ИЗДЕРЖЕК
- 1.1 Понятие издержек в логистике
- 1.2 Классификация логистических затрат
- 1.3 Методы оценки логистических издержек и пути их оптимизации
- ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПЛАНИРОВАНИЯ И УЧЕТА ЛОГИСТИЧЕСКТИХ ИЗДЕРЖЕК НА ПРИМЕРЕ ООО «ЛОГИСТИК»
- 2.1 Затраты, связанные с обеспечением логистической деятельности
- 2.2 Основные способы учета и планирования издержек на предприятии
- 2.3 Оптимизация логистических затрат на предприятии
- ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ УЧЁТА И ОЦЕНКИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ИЗДЕРЖЕК
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ