logo
Анализ организации и проведения процессов закупки

3.2 Классификация тендеров

В современном мире для качественной организации закупочной деятельности необходим грамотный выбор поставщиков, предоставляющих необходимую продукцию в кратчайшие сроки, по наилучшим ценам и соблюдающих контрактные обязательства в полном объеме. Для определения наиболее подходящих поставщиков проводятся тендеры.

Под термином "тендер" подразумевается конкурентная форма отбора предложений по оказанию услуг, поставке продукции или выполнению работ в соответствии с заранее обговоренными и задокументированными условиями, основной целью которой является состязательность, справедливость и эффективность взаимодействия между Заказчиком и Поставщиком. Заключение контракта осуществляется с победителем тендера, которым является участник, подавший предложение с наилучшими условиями и соответствующее требованиям документации.

Классификация тендеров осуществляется по различным признакам. Так, по целям проведения они подразделяются на тендеры на продажу и тендеры на закупку. В зависимости от процедуры проведения торгов, выделяют несколько видов тендеров, основными из которых являются конкурсы, двухэтапные/многоэтапные конкурсы, аукционы, запросы предложений и котировок, а также конкурентные переговоры (таб.5).

Таблица 5

Классификация тендеров по процедуре проведения

Вид тендера

Характеристики

Конкурс

Проводится при технической сложности предмета договора и финансовой устойчивости исполнителя. Также происходит установка квалификационных и качественных критериев в соответствии с которыми осуществляется выбор участников конкурса, предложивших наилучшие условия исполнения договора (при этом цена предложения может не быть ключевым фактором).

Двухэтапный конкурс

Проводится в случае возникновения у заказчика трудностей в формировании четких требований. Первый этап - отбор соответствующего технического задания, второй - выбор участника, который будет его исполнять.

Аукцион

Проводится в том случае, когда единственный критерий - цена. Отличительная особенность - у участника есть возможность изменять свои предложения по цене в период проведения аукциона на основе анализа предложений своих конкурентов.

Запрос котировок

Проводится аналогичным по отношению к аукциону образом (единственный критерий отбора участников - цена), но на небольшие суммы. Данный способ удобен благодаря своей оперативности, при этом не учитывается подробная оценка предложений по остальным параметрам.

Запрос предложений

Применяется для анализа текущей ситуации на рынке в различных сферах и, аналогично запросу котировок, не регламентируется Гражданским кодексом. Также появляется возможность для оценки участников как по ценам, так и по квалификационной и технической составляющей, и в том случае, если условия не устраивают, отказаться от заключения договоров.

Конкурентные предложения

Является самым свободным из всех вышеперечисленных поскольку у организаторов появляется возможность выбрать наиболее подходящего среди участников.

Особенность тендеров заключается в том, что данная процедура направлена на заключение договоров с наиболее выгодными условиями для всех сторон при наличии свободной и прозрачной конкуренции - организаторы получают возможность приобретать необходимые товары или услуги по наиболее выгодным ценам, а поставщики участвуют в конкурентной борьбе на равных правах с остальными участниками.

По форме проведения торги делятся на открытые (возможно участие всех желающих) и закрытые (приглашение на участие получает ограниченное число участников в связи с государственной тайном, малым кругом участников или отсутствием больших трат на проведение), при выборе которых организатор тендера обязан опираться на действующее законодательство. Также существуют тендеры в электронной (на электронных торговых площадках, регулирующиеся законодательно и в локальных актах организатора) и бумажной формах.

Классификация тендеров осуществляется в зависимости от того, каким законом регулируется закупка (различные Федеральные законы и Гражданский кодекс Российской Федерации). Организаторы тендеров могут быть представлены государственными заказчиками и коммерческими структуры, а также собственниками или обладателями прав на имущество. Любые юридические или физические лица, которые способны исполнять свои обязательства в полном объеме, также могут являться участниками торгов (таб. 6). В качестве характеристик для сравнения принимались во внимание:

– организатор тендера;

– регулирующий закон;

– способы и порядок проведения закупок;

– свобода конкуренции;

– основные требования к участникам;

– порядок оценки заявок;

– виды закупок в электронной форме, а также электронные площадки;

краткое описание данных тендеров.

Таблица 6

Сравнение государственных и коммерческих тендеров

Вид тендера / Параметры

Государственные тендеры

Коммерческие тендеры

Закупки отдельными видами юридических лиц

Организатор

Государственные учреждения, органы государственной власти или корпорация Росатом

Коммерческие структуры

Государственные корпорации и компании, субъекты естественных монополий, государственные и муниципальные унитарные предприятия, автономные учреждения, хозяйственные или дочерние общества

Регулирующий закон

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (только конкурс и аукцион)

Гражданский кодекс РФ и закон №135-ФЗ о защите конкуренции (только конкурс и аукцион)

Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (только конкурс и аукцион)

Способы закупок

Установлены законом, неизменны

Установлены заказчиком

Установлены положением заказчика, у всех разные

Порядок проведения

Установлен законом, неизменны

Установлен заказчиком

Установлен положением заказчика, у всех разные

Свобода конкуренции

Участник может предложить эквивалент требуемому товару (по общему правилу)

Участник обязан предложить требуемый товар

Участник обязан предложить требуемый товар (с учетом антимонопольных ограничений)

Требования к участникам

Закрытый перечень требований

У каждого заказчика свой перечень требований

У каждого заказчика свой перечень требований

Порядок оценки заявок

Установлен законодательно

Установлен заказчиком

Установлен положением и документацией заказчика

Виды закупок в электронной форме

Аукцион

Любой способ закупок, установленный заказчиком

Любой способ закупок, прописанный в положении заказчика

Электронные площадки

Пять утвержденных электронных площадок

Любая электронная площадка

Любая электронная площадка

Краткое описание

Единая схема проведения процедуры, наличие жесткой системы планирования и отчетности, а также ряда мер по обеспечению качества закупок.

Позволяют расходовать денежные средства с большей экономией

Самостоятельная разработка положения заказчиком, небольшое количество конкурентов в связи с не освоенностью данного вида торгов, для участия в тендере претенденту необходимо изучение положения о закупках заказчика и документации, а затем организация подачи заявки

В целом, благодаря регулированию государственных и коммерческих тендеров появляется возможность для экономии, оптимизации целевого расходования денежных средств и развития здоровой конкуренции. Несмотря на это, в государственных тендерах присутствуют более мягкие условия для участников, и претенденты имеют выше шансы на участие в закупках. В то же время коммерческие тендеры и тендеры, которые регулирует закон № 223-ФЗ, предоставляют больше свободы организатору и участникам, но наличие сложностей отталкивает их, в связи с чем эффективная конкуренция не развивается.

Таким образом, существует большое количество классификаций торгов, причем каждый из них возникает в связи со спецификой потребностей рынка, тем самым имея собственные отличительные признаки в порядке проведения. На сегодняшний день увеличивает как число разновидностей тендеров, так и их общее количество, а также происходит возникновение новых областей для применения конкурентных процедур отбора.