3.2 Классификация тендеров
В современном мире для качественной организации закупочной деятельности необходим грамотный выбор поставщиков, предоставляющих необходимую продукцию в кратчайшие сроки, по наилучшим ценам и соблюдающих контрактные обязательства в полном объеме. Для определения наиболее подходящих поставщиков проводятся тендеры.
Под термином "тендер" подразумевается конкурентная форма отбора предложений по оказанию услуг, поставке продукции или выполнению работ в соответствии с заранее обговоренными и задокументированными условиями, основной целью которой является состязательность, справедливость и эффективность взаимодействия между Заказчиком и Поставщиком. Заключение контракта осуществляется с победителем тендера, которым является участник, подавший предложение с наилучшими условиями и соответствующее требованиям документации.
Классификация тендеров осуществляется по различным признакам. Так, по целям проведения они подразделяются на тендеры на продажу и тендеры на закупку. В зависимости от процедуры проведения торгов, выделяют несколько видов тендеров, основными из которых являются конкурсы, двухэтапные/многоэтапные конкурсы, аукционы, запросы предложений и котировок, а также конкурентные переговоры (таб.5).
Таблица 5
Классификация тендеров по процедуре проведения
Вид тендера |
Характеристики |
|
Конкурс |
Проводится при технической сложности предмета договора и финансовой устойчивости исполнителя. Также происходит установка квалификационных и качественных критериев в соответствии с которыми осуществляется выбор участников конкурса, предложивших наилучшие условия исполнения договора (при этом цена предложения может не быть ключевым фактором). |
|
Двухэтапный конкурс |
Проводится в случае возникновения у заказчика трудностей в формировании четких требований. Первый этап - отбор соответствующего технического задания, второй - выбор участника, который будет его исполнять. |
|
Аукцион |
Проводится в том случае, когда единственный критерий - цена. Отличительная особенность - у участника есть возможность изменять свои предложения по цене в период проведения аукциона на основе анализа предложений своих конкурентов. |
|
Запрос котировок |
Проводится аналогичным по отношению к аукциону образом (единственный критерий отбора участников - цена), но на небольшие суммы. Данный способ удобен благодаря своей оперативности, при этом не учитывается подробная оценка предложений по остальным параметрам. |
|
Запрос предложений |
Применяется для анализа текущей ситуации на рынке в различных сферах и, аналогично запросу котировок, не регламентируется Гражданским кодексом. Также появляется возможность для оценки участников как по ценам, так и по квалификационной и технической составляющей, и в том случае, если условия не устраивают, отказаться от заключения договоров. |
|
Конкурентные предложения |
Является самым свободным из всех вышеперечисленных поскольку у организаторов появляется возможность выбрать наиболее подходящего среди участников. |
Особенность тендеров заключается в том, что данная процедура направлена на заключение договоров с наиболее выгодными условиями для всех сторон при наличии свободной и прозрачной конкуренции - организаторы получают возможность приобретать необходимые товары или услуги по наиболее выгодным ценам, а поставщики участвуют в конкурентной борьбе на равных правах с остальными участниками.
По форме проведения торги делятся на открытые (возможно участие всех желающих) и закрытые (приглашение на участие получает ограниченное число участников в связи с государственной тайном, малым кругом участников или отсутствием больших трат на проведение), при выборе которых организатор тендера обязан опираться на действующее законодательство. Также существуют тендеры в электронной (на электронных торговых площадках, регулирующиеся законодательно и в локальных актах организатора) и бумажной формах.
Классификация тендеров осуществляется в зависимости от того, каким законом регулируется закупка (различные Федеральные законы и Гражданский кодекс Российской Федерации). Организаторы тендеров могут быть представлены государственными заказчиками и коммерческими структуры, а также собственниками или обладателями прав на имущество. Любые юридические или физические лица, которые способны исполнять свои обязательства в полном объеме, также могут являться участниками торгов (таб. 6). В качестве характеристик для сравнения принимались во внимание:
– организатор тендера;
– регулирующий закон;
– способы и порядок проведения закупок;
– свобода конкуренции;
– основные требования к участникам;
– порядок оценки заявок;
– виды закупок в электронной форме, а также электронные площадки;
краткое описание данных тендеров.
Таблица 6
Сравнение государственных и коммерческих тендеров
Вид тендера / Параметры |
Государственные тендеры |
Коммерческие тендеры |
Закупки отдельными видами юридических лиц |
|
Организатор |
Государственные учреждения, органы государственной власти или корпорация Росатом |
Коммерческие структуры |
Государственные корпорации и компании, субъекты естественных монополий, государственные и муниципальные унитарные предприятия, автономные учреждения, хозяйственные или дочерние общества |
|
Регулирующий закон |
Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (только конкурс и аукцион) |
Гражданский кодекс РФ и закон №135-ФЗ о защите конкуренции (только конкурс и аукцион) |
Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (только конкурс и аукцион) |
|
Способы закупок |
Установлены законом, неизменны |
Установлены заказчиком |
Установлены положением заказчика, у всех разные |
|
Порядок проведения |
Установлен законом, неизменны |
Установлен заказчиком |
Установлен положением заказчика, у всех разные |
|
Свобода конкуренции |
Участник может предложить эквивалент требуемому товару (по общему правилу) |
Участник обязан предложить требуемый товар |
Участник обязан предложить требуемый товар (с учетом антимонопольных ограничений) |
|
Требования к участникам |
Закрытый перечень требований |
У каждого заказчика свой перечень требований |
У каждого заказчика свой перечень требований |
|
Порядок оценки заявок |
Установлен законодательно |
Установлен заказчиком |
Установлен положением и документацией заказчика |
|
Виды закупок в электронной форме |
Аукцион |
Любой способ закупок, установленный заказчиком |
Любой способ закупок, прописанный в положении заказчика |
|
Электронные площадки |
Пять утвержденных электронных площадок |
Любая электронная площадка |
Любая электронная площадка |
|
Краткое описание |
Единая схема проведения процедуры, наличие жесткой системы планирования и отчетности, а также ряда мер по обеспечению качества закупок. |
Позволяют расходовать денежные средства с большей экономией |
Самостоятельная разработка положения заказчиком, небольшое количество конкурентов в связи с не освоенностью данного вида торгов, для участия в тендере претенденту необходимо изучение положения о закупках заказчика и документации, а затем организация подачи заявки |
В целом, благодаря регулированию государственных и коммерческих тендеров появляется возможность для экономии, оптимизации целевого расходования денежных средств и развития здоровой конкуренции. Несмотря на это, в государственных тендерах присутствуют более мягкие условия для участников, и претенденты имеют выше шансы на участие в закупках. В то же время коммерческие тендеры и тендеры, которые регулирует закон № 223-ФЗ, предоставляют больше свободы организатору и участникам, но наличие сложностей отталкивает их, в связи с чем эффективная конкуренция не развивается.
Таким образом, существует большое количество классификаций торгов, причем каждый из них возникает в связи со спецификой потребностей рынка, тем самым имея собственные отличительные признаки в порядке проведения. На сегодняшний день увеличивает как число разновидностей тендеров, так и их общее количество, а также происходит возникновение новых областей для применения конкурентных процедур отбора.
- Введение
- 1. Анализ организации и проведения процессов закупки
- 1.1 Основные факторы, влияющие на организацию процессов закупки
- 1.2 Информационная и нормативно-правовая база проведения закупок
- 2. Формирование основных задач и целей при осуществлении закупок
- 2.1 Основные задачи и цели закупочной деятельности
- 2.2 Рационализация закупочной логистики
- 3. Классификация закупочной деятельности и торгов
- 3.1 Классификация закупок
- 3.2 Классификация тендеров
- 4. Классификация закупаемых IT-товаров и услуг
- 4.1 Классификация IT-продуктов
- 4.2 Классификация IT-услуг
- Классификация IT-услуг
- 5. Анализ проведения закупок (PMBOK, ITIL, ITSM, ISO 9000, ISO 20000, ISO 27000)
- 5.1 Стандарт ANSI PMI PMBOK. Управление закупками проекта
- 5.2 Использование ITIL и ITSM
- 5.3 Стандарты серии ISO 9000
- 5.4 Стандарты серии ISO 20000
- 6. Моделирование основных и вспомогательных бизнес-процессов в сфере закупки IT-оборудования и услуг
- 6.1 Методологии для моделирования и анализа бизнес-процессов
- Создание системы закупок в организации
- Планирование закупок в организации
- Планирование закупок
- 4. Процесс организации закупок
- 43. Контроль и анализ процесса закупок.
- 99. УКв процессе закупок
- 3.Анализ процессов закупок
- 33. Содержание процесса закупки товаров потребителем-организацией
- 36 Планирование закупок. Способы организации закупок.
- 1.6 Анализ закупок и реализации сельскохозяйственной продукции