2.1 Особенности управления маркетингом в банковской сфере
Прежде чем приступать к рассмотрению управления маркетингом на примере ОАО "Сбербанк России", хотелось бы остановиться на том факте, что управление маркетингом на разных типах предприятий имеет свои особенности. В частности, банковский сектор - достаточно специфическая сфера, чем вызваны определенные отличия в организации ее маркетинговой деятельности. Ужесточение конкуренции и усиление требований клиентов к качеству банковских услуг привели к тому, что в современных условиях практически все банки используют инструменты маркетинга в своей деятельности, осуществляют разработку стратегических маркетинговых планов, с целью адаптации к изменениям внешней среды и обеспечить успех в конкурентной борьбе.
Существует несколько факторов, определяющих банковский маркетинг.
Маркетинг в банке требует тщательного и длительного планирования, поскольку от него зависит прибыльность организации в целом. Стандартными задачами маркетинга тут будут являться: привлечение клиентов, расширение сферы сбыта своих услуг, завоевание рынка. Кроме того, на маркетинг возложена задача поиска наиболее выгодных банковских продуктов, повышения их качества, достижения большего разнообразия банковских продуктов в соответствии с потребностями клиентуры. Крайне важно так же учитывать конъюнктуру рынка, оперативно реагировать на динамику спроса и предложения, а так же учитывать поведение конкурентов.
Интересно так же отметить, что на деятельность банка в целом сильно влияет его история. История банка предопределяет тот сегмент рынка, который банк будет обслуживать. Данный фактор хорошо виден на примере Сбербанка: его услугами пользуются в основном люди в возрасте старше 40 лет, привыкшие именно к этому банку. Молодежь и клиенты с высоким доходом пока предпочитают другие банки. В маркетинговой деятельности банка как ни в какой другой ярко проявляется ориентация не на сбыт продукта, а на поиск подхода к клиенту. Сегодня банки пытаются найти подход к разным категориям клиентов, предложить как можно больше услуг и опций, чтобы заинтересовать как можно больше потребителей банковских услуг. Кроме того, маркетинговая деятельность в данном случае направлена на создание и сохранение долгосрочных отношений с клиентов. Стоит заострить внимание на предложении новых видов услуг, ненавязчиво предлагать смежные виды обслуживания старым клиентам.
Немаловажно отметить и тот факт, что банковская деятельность связана с очень специфическим типом продукции. Банковские продукты имеют ряд особенностей, которые должны учитываться при реализации маркетинговой политики:
· нематериальность банковского продукта;
· использование денег в различных формах и качествах: банки при осуществлении своей деятельности используют деньги предприятий, деньги других коммерческих банков, деньги центрального банка в форме наличности, бухгалтерских записей или платежно-расчетных документов. При этом во многих случаях деньги являются как составляющей банковского продукта, так и платой за его получение;
· банковские услуги приобретают материальную форму посредством договорных отношений: осуществление банковских услуг всегда предполагает заключение специального договора, что характерно отнюдь не для всех видов услуг. Такой договор является как бы "материальной формой услуги", материальным доказательством взаимных обязательств банка и клиента;
· протяженность во времени договорных отношений, связанных с приобретением большинства банковских продуктов: зачастую сделка не ограничивается одним однократным актом, клиент вступает в связь с банком различной продолжительности.
Управление маркетингом в банке находит свое отражение в маркетинговых концепциях.
Таблица 1
Вид концепции применительно к банковской сфере |
Содержание концепции |
|
Концепция производства или создания услуг |
Совершенствование технологии банковских услуг, снижение их себестоимости, что делает банк конкурентоспособным на рынке в ценовом отношении |
|
Концепция совершенствования банковского продукта |
Повышение качества услуг с учетом наиболее полного удовлетворения потребностей клиентов. Под качеством понимаются: содержание услуги, срок выполнения, учет требований клиента |
|
Концепция интенсификации и коммерческих усилий |
Концентрация работы банка на стимулирование сбыта с помощью рекламы банковского продукта, использования различных методов при составлении прейскуранта цен на банковские услуги, выбора оптимальных форм банковских организаций |
|
Концепция маркетинга целевого рынка |
Концентрация деятельности банка в одном определенном рыночном сегменте, подробное изучение потребностей клиентов этого целевого рынка, осуществление дифференциации на этой основе предлагаемых видов услуг, обеспечение их рентабельности, укрепление и усиление своих позиций на выбранном сегменте с позиции эффективности и уровня качества всех видов услуг, рыночной доли |
|
Концепция социально-этического маркетинга |
Удовлетворение потребностей клиентов целевых банковских рынков при одновременном учете интересов общества в целом, т.е. кредитование программ социального значения, развитие благотворительной деятельности, защита интересов вкладчиков и мелких держателей акций |
- Введение
- Раздел 1. Маркетинг и его роль в жизни предприятия
- 1.1 Понятие маркетинга, его цели и задачи в деятельности предприятия
- 1.2 Процесс управления маркетингом на предприятии: сущность, значение, основные этапы
- Раздел 2. Управление маркетингом на предприятии на примере ОАО "Сбербанк России"
- 2.1 Особенности управления маркетингом в банковской сфере
- 2.2 Общие сведения об ОАО "Сбербанк России"
- 2.3 Организация маркетинговой деятельности в ОАО "Сбербанк России"
- Заключение
- 68. Управление маркетинговой деятельностью в организации
- Тема 2. Характеристика организации маркетингового управления производственно-сбытовой деятельностью фирмы
- 2. Организация маркетинговой деятельности на фирме
- Организация маркетинговой деятельности фирмы.
- Маркетинговая деятельность фирмы.
- 19 Организация маркетинговой деятельности фирмы.
- Маркетинговая деятельность на фирме
- 3. Организация маркетинговой деятельности фирмы.
- 8. Управление маркетинговой деятельностью. Система организации службы маркетинга
- 2. Организация маркетинговой деятельности на предприятии