Анализ маркетинговой деятельности ООО "Астерия"
2.5 Анализ факторов внешней среды. SWOT анализ
Макросреда - это совокупность факторов, на которые руководство предприятия повлиять не может и должно учитывать для того, чтобы устанавливать и поддерживать с клиентами отношения сотрудничества. Предприятие и его микросреда функционируют в окружении более обширной макросреды, которая либо открывает новые возможности, либо грозит новыми опасностями.
Макросреда включает следующие основные элементы:
1) демографическая среда;
2) экономическая среда;
3) технико-экологическая среда;
4) природная среда;
5) политическая среда;
6) культурная среда.
1.Демографическая среда. Основные ее характеристики. Численность и плотность размещения населения. Для маркетологов демографическая среда представляет интерес, поскольку рынки состоят из людей.
2. Экономическая среда. Это общая покупательная способность населения, которая связана с уровнем текущих доходов, цен, сбережений и доступностью кредита, уровнем безработицы.
3. Технико-экологическая среда. Развитие науки и техники является главным фактором экономического роста уже три столетия. Новая техника заменяет старую, от которой она отличается сокращением удельных затрат труда, материалов и энергии, а также капитала. Любое научно-техническое новшество может вызвать серьезные долговременные последствия. Руководство предприятия должно отслеживать основные тенденции в этой сфере, к которым относятся ускорение научно-технического прогресса, рост ассигнований на исследования и разработки, распространение стратегии мелких улучшений, ужесточение государственного контроля.
4.Природная среда. Изменения в окружающей среде сказываются и на товарах, которые предприятия производят и предлагают рынку.
5.Политическая среда. Это законы, нормативные документы государственных учреждений, требования групп общественности, которые оказывают влияние на различные организации и отдельных лиц и ограничивают свободу их действий.
6. Культурная среда. Это основные взгляды, культурные ценности и нормы поведения, определяющие взаимоотношения людей друг с другом. На принятии маркетинговых решений могут сказаться особенности культурного уклада стран - приверженность населения основным культурным ценностям и наличие субкультур в рамках единой культуры.
Таблица 8. Анализ факторов внешней среды на предприятии.
Фактор |
Описание |
Степень влияния |
|
1. Демографический |
Численность и плотность размещения населения. |
Высокая |
|
2. Экономический |
покупательная способность населения |
Высокая |
|
3. Нормативно правовой |
Размеры налогов |
Низкая |
|
4. Научно технический |
Использование современных технологий в области питания |
Низкая |
|
5. Экологический |
Загрязнение среды в процессе деятельности предприятия |
Низкая |
|
6.Социально-культурный |
особенности культурного уклада потребителей |
Высокая |
Вывод: особое влияние оказывают следующие факторы: демографический: клиентами ресторана являются физические лица и их количество влияет на прибыль предприятия; экономический: важный фактор, так как это покупательская способность клиентов; социально-культурный: целевой аудиторией предприятия являются любители восточной кухни.
SWOT-анализ позволяет определить причины эффективной или неэффективной работы компании на рынке, это сжатый анализ маркетинговой информации, на основании которого делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам. Результатом анализа является разработка маркетинговой стратегии или гипотезы для дальнейшей проверки.
При прочих равных возможностях и ресурсах (а чаще всего исходные ресурсы - деньги), стратегия должна строиться так, чтобы максимально эффективно использовать свои сильные стороны, а также появляющиеся рыночные возможности, компенсировать слабые стороны, избегать или снижать негативное воздействие угроз.
Классический SWOT-анализ предполагает определение сильных и слабых сторон в деятельности фирмы, потенциальных внешних угроз и благоприятных возможностей и их оценку относительно стратегически важных конкурентов.
SWOT-анализ помогает ответить на следующие вопросы:
использует ли компания внутренние сильные стороны или отличительные преимущества в своей стратегии? Если компания не имеет отличительных преимуществ, то какие из ее потенциальных сильных сторон могут ими стать?
являются ли слабости компании ее уязвимыми местами в конкуренции и/или они не дают возможности использовать определенные благоприятные обстоятельства? Какие слабости требуют корректировки, исходя из стратегических соображений?
какие благоприятные возможности дают компании реальные шансы на успех при использовании ее квалификации и доступа к ресурсам?
какие угрозы должны наиболее беспокоить менеджера и какие стратегические действия он должен предпринять для хорошей защиты?
SWOT анализ ресторана "Астерия":
Сила:
Удобное выигрышное месторасположение.
Демократичная ценовая политика.
Восточная кухня.
Площадь ресторана и количество посадочных мест.
Сравнительно небольшое количество конкурентов в данном районе.
Необычность концепции.
Высокое качество продукции.
Слабости:
Слабая реклама.
Мало дополнительных услуг.
Узкая продуктовая линейка.
Мало оборотных средств.
Возможности:
Увеличение количества клиентов.
Открытие новых филиалов
Расширение спектра услуг
Увеличение рекламы
Угрозы:
Конкурентное давление
Уход перспективных сотрудников
Халатность сотрудников
Ошибки поставщиков
Активность конкурентов