logo
Общественное мнение

1. История изучения общественного мнения

Феномен общественного мнения, как социальное явление привлекал мыслителей с древнейших времен. Важность его учета отмечал, в частности, Макиавелли. В современном понимании этот термин впервые употребляется у английского государственного деятеля и писателя Джона Солсбери.

В "Философии права" Гегель говорит: "Формальная субъективная свобода, состоящая в том, что единичные лица как таковые имеют и выражают свое собственное мнение, суждение о всеобщих делах и подают совет относительно них, проявляется в той совместности, которая называется общественным мнением". Подобная свобода, по его мнению, возникает лишь в гражданском обществе. Общественное мнение существует в среде частных интересов. Как структурные элементы Гегель выделяет: условия существования общественного мнения, содержание общественного мнения, носителя общественного мнения, характер суждения, выступающего в качестве общественного мнения, соотношение "всеобщего" и "особенного" во мнениях, сочетание и противоположность в явлениях элементов истины и лжи.

История проведения опросов начинается в США в 1820-х гг., когда несколько газет начали интересоваться у граждан и местных политиков, кого из кандидатов они хотели бы видеть на посту президента. Эти опросы не были похожи на современные, не базировались на научной теории и не были тщательно спланированы. Поэтому их назвали "соломенными" (Straw-Polls). Автором термина "соломенные опросы" является известный английский политик и ученый Джон Селден (John Selden, 1584-1654 гг.). Первенство же теоретического освоения феномена общественного мнения принадлежит европейцам. Классическими признаны работы Алексиса де Токвиля (Alexis de Tocqueville, 1805-1859 гг.) и Джеймса Брайса и книга английского политика и историка Уильяма Макиннона (William Alexander Mackinnon, 1789-1870 гг.) о возникновении и динамике общественного мнения в Англии и в других странах.

Выделение общественного мнения как относительно самостоятельного направления исследований в конце XIX начале XX столетий связывают со следующими обстоятельствами. Прежде всего, с развитием капитализма, который потребовал нового уровня учета потребительского спроса и эффективности рекламы. Новые демократические формы государственного устройства, т.е. формы, основанные на всеобщем избирательном праве, которое получают все более широкие слои населения с отменой имущественного ценза, дискриминации по половому и расовому признакам. Новые условия потребовали, от политических партий и групп влияния, учитывать настроения и особенности поведения больших масс людей. Также следует сказать о развитии средств массовой информации (СМИ), особенно телевидения, которые стали удобным и эффективным инструментом воздействия на общественное мнение. Нельзя не учитывать и повышения уровня образования и культуры широких слоев населения, расширения спектра его интересов, плюрализма мнений, в том числе политических.

Современная история изучения общественного мнения начинается с классической книги Уолтера Липпмана (Walter Lippmann, 1889-1974 гг.) "Public Opinion" ("Общественное мнение"), увидевшей свет в 1922 году. Сам термин "общественное мнение" получил широкую распространенность и окончательно закрепился в теории и практике общественной жизни в начале 30-х годов с появлением метода репрезентативных опросов. Люди с легкостью говорили об опросах общественного мнения, об исследованиях общественного мнения.

В России, строго говоря, о работе с общественным мнением, об его учете нельзя говорить ни относительно периода до 1917 года, ни в советскую эпоху. Конец XIX и начало XX столетий можно назвать предысторией развития опросов общественного мнения в России. Отдельные опросы в этот период проводились по заказу земств и губернских газет, заинтересованных в изучении интересов читательской аудитории. О начале практического изучения общественного мнения в России можно говорить в связи с образованием ВЦИОМ (Всесоюзного (затем Всероссийского) Центра Изучения Общественного Мнения) основанного в 1987 году. В этом и следующем году была развернута сеть социологических центров в республиках СССР и регионах России и начались первые массовые опросы по репрезентативным выборкам взрослого населения страны. Со следующего года исследования ведутся систематически.