logo
Мониторинг спроса на лекарственные препараты, применяемые для лечения язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, на примере аптеки сети 03

1.4 Мониторинг спроса на лекарственные препараты

Мониторинг - это систематическое и плановое наблюдение за состоянием рынка с целью его оценки, изучения трендов (тенденций), исследования конкурентной среды. Результаты мониторинга дают возможность вносить корректировки в маркетинг, в управление.

Одной из задач мониторинга в маркетинге является изучение спроса. Изучение спроса на ЛП проводится по двум направлениям:

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗМЕРОВ СПРОСА (различных его видов).

Изучается объем действительного, реализованного и неудовлетворенного спросов, структура и величина отказов и замен. Используют методы социологических исследований, анализ документальных источников.

2. ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ, ФОРМИРУЮЩИХ СПРОС.

На величину спроса влияют две группы факторов. Первая - факторы, формирующие потребность в ЛП, поскольку спрос - форма проявления платежеспособной потребности. Вторая - группа экономических показателей (цена товара и его аналога, доход покупателя и др.).

Между спросом на ЛП и факторами его формирующими существует корреляционная зависимость, т.е. такая зависимость, при которой одному значению факторного признака (фактора) может соответствовать несколько значений результативного признака (спроса). С увеличением возраста больного потребление ЛП увеличивается, однако лица одного и того же возраста могут потреблять разное количество препаратов.

Степень влияния отдельных факторов на величину спроса можно определить различными способами.

2.1. Возможны несколько вариантов расчета коэффициентов корреляции.

Наиболее простой способ - определение коэффициента ранговой корреляции (Спирмэна). Коэффициент Спирмэна рассчитывают по формуле:

Где: P - коэффициент Спирмэна;

Rx и Ry - ранговые (порядковые) значения Х (фактора) и У (спроса);

n - число наблюдений;

Е - знак суммы;

^ - знак возведения показателя в степень;

6 - постоянный множитель.

Данные для примера расчета коэффициента ранговой корреляции между потреблением сердечно-сосудистых средств в год одним больным (тыс. руб.) и возрастом больного (полных лет) представлены в таблице:

Сегодня вопрос мониторинга наличия определённых лекарств в аптеках, цен на жизненоважные препараты, реализация импортозамещения лекарств иностранных производителей стоит на контроле первых лиц нашего государства.

Вывод. Планирование и формирование ассортимента являются важнейшими бизнес-процессами в аптечной сети. Именно от правильного понимания процессов логистики будет зависеть не только доход владельцев сети и физическое здоровье населения, но и целый ряд многообразных процессов.

язвенный желудок лекарство спрос