logo
Мониторинг спроса на лекарственные препараты, применяемые для лечения язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, на примере аптеки сети 03

Введение

Планирование и формирование ассортимента являются важнейшими бизнес-процессами в аптечной сети. Именно от правильной логистики будет зависеть не только доход владельцев сети и физическое здоровье населения, но целый ряд многообразных процессов, вплоть до политических настроений в стране. Сегодня вопрос наличия определённых лекарств в аптеках, цен на жизненоважные препараты, возможность импортозамещения лекарств иностранных производителей стоит на контроле первых лиц нашего государства. Кроме того сама специфика фармацевтического рынка делает возможность «простой» оптимизации процесса формирования ассортимента аптеки практически сложновыполнимой.

В выборе объекта для исследования эффективности плановой работы в аптеке целесообразно руководствоваться заболеваемостью в стране. Общая заболеваемость населения Российской Федерации по классу «Болезни органов пищеварения» не занимает лидирующие позиции, однако, её показатели неизменно растут. С 99,4 на 1000 населения в 1996 году до 112,4 в 2010 году. В течение последних 15 лет, начиная с 2000-х годов, сохраняются стабильными уровни первичной заболеваемости болезнями органов пищеварения [1, с.80].

Желудочно-кишечный тракт состоит из многих органов и желез, обеспечивающих питательными веществами весь организм. Соответственно, повреждение одного из них влечет за собой расстройство всей системы организма.

В связи с чем, возникают разного рода осложнения и становится невозможным безоперационное вмешательство.

Во всем мире ежегодно увеличивается количество людей, страдающих заболеваниями желудочно-кишечного тракта и гепатобилиарной системы.

Исследователи отмечают, что в последние годы распространённость болезней органов пищеварения не только увеличивается, но изменяется сама структура патоморфоза этой патологии: превалирует патология верхних отделов желудочно-кишечного тракта, наблюдается нивелирование половых различий в частоте встречаемости желчнокаменной болезни, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки; происходит расширение возрастных границ формирования патологии органов пищеварения.

Если статистика и свидетельствует о снижении заболеваемости язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки, на этом же фоне отчетливо прослеживается увеличение уровня заболеваемости патологией верхних отделов желудочно-кишечного тракта, а именно гастроэзофагеальной рефлюксной болезнью, гастритами и дуоденитами (с 22,4 на 1000 взрослого населения в 2005 году до 24,2 в 2008 году) [1, с.80].

Группа препаратов, применяемых для лечения заболеваний ЖКТ, связанных с нарушением кислотности, является относительно небольшим по объему аптечных продаж, но развивающимся сегментом российского фармацевтического рынка. Подгруппой, занимающей наибольший объем аптечных продаж в сегменте, являются противоязвенные препараты.

Актуальность данной работы обусловлена необходимостью проводить исследования фармацевтического рынка не только для создания новых лекарственных средств, но и для совершенствования лекарственного обеспечения населения уже существующими препаратами, предназначенными для лечения язвы желудка и двенадцатиперстной кишки.

Тема работы - мониторинг спроса на лекарственные препараты, применяемые для лечения язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, на примере аптеки сети 03.

Объектом исследования выступают противоязвенные препараты.

Предметом исследования выступают спроса на лекарственные препараты, предназначенные для лечения язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.

Целью данного исследования является проведение мониторинга спроса на лекарственные препараты, применяемые для лечения язвы желудка и двенадцатиперстной кишки на базе аптеки сети «03».

Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи:

1) изучить показатели спроса на лекарственные препараты;

2) мониторинг продаж на противоязвенные препараты в аптеке;

3) обозначить факторы, влияющие на спрос данных препаратов;

4) сделать вывод об эффективности формирования ассортимента продукции.

Для реализации поставленных задач был использован комплекс современных исследовательских методик: статистический, социологический, метод экспертных оценок, монографического описания, сравнительный анализ, статистические методы.

Мониторинг препаратов позволит выявить наиболее популярные и действенные препараты, наличие которых в ассортименте аптечных организаций следует сделать обязательным, что позволить повысить доступность данных позиций фармацевтической продукции для населения, обеспечить отсутствие дефектуры поданным позициям, атакже повысить ответственность фармацевтических, втом числе аптечных, организаций повыполнению возложенных наних задач побесперебойному обеспечению населения доступными икачественными лекарственными средствами.