1.4 Сущность SWOT-анализа
Само понятие SWOT является аббревиатурой от четырех слов - силы преимущества организации, слабости недостатки организации, возможности факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке и угрозы факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке (strengths, weaknesses, opportunities, threats).
Визуально это представляется в виде таблицы № 1:
Внутренние
Таблица №1. SWOT - анализ
S (СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ)Внутренняя среда |
W (СЛАБЫЕ СТОРОНЫ)Внутренняя среда |
|
O (ВОЗМОЖНОСТИ)Внешняя среда |
T (УГРОЗЫ)Внешняя среда |
Впервые она была предложена в 1963 году гарвардским профессором Кеннетом Эндрюсом. Он же выступил одним из разработчиков и теоретиков методики SWOT-анализа, которая с 1965 года стала применяться для разработки стратегии поведения фирмы.
Ситуационный, или "SWOT (СВОТ) - анализ" может осуществляться как для организации в целом, так и для отдельных видов бизнеса. Его результаты в дальнейшем используются при разработке стратегических планов и планов маркетинга в самых различных областях деятельности.
Его идея заключается в том, что успешная стратегия должна строиться на принципе увязки внутренних возможностей предприятия и внешней обстановки, представленной в виде возможностей и угроз.
Элементами внутренней среды являются сильные и слабые стороны. Перечень сильных и слабых сторон для каждого предприятия индивидуален.
К сильным сторонам относится все то, что предприятие умеет делать лучше других, или то, обладание чем обеспечивает предприятию преимущества над конкурентами. Это может быть какой-то специфический вид ресурсов, организационные возможности, опыт в разных областях деятельности, передовая технология, высокая репутация. Например, наличие секретов производства, обеспечивающих низкие издержки, лучший сервис, продукт упакован в удобную упаковку ради применения, лучшее местоположение, система внедрения новых продуктов и т.п. Наоборот, слабости предприятия - это то, что оно делает хуже других, или то, что ставит предприятие в худшие условия по сравнению с конкурентами.
Реальная работа для каждого предприятия заключается в составлении списков сильных и слабых сторон и оценке важности каждой позиции в зависимости от условий конкуренции в отрасли. Наиболее значимые сильные стороны предприятия должны стать основой стратегии. Именно то, что составляет исключительное превосходство предприятия, должно на практике стать основой для построения конкурентного преимущества в рамках разрабатываемой стратегии.
С другой стороны, хорошая стратегия должна позволять сводить к минимуму отрицательное воздействие слабых сторон предприятия на его стратегическое положение.
Наиболее важными и очевидными элементами внутренней среды являются:
· Продукт,
· Маркетинговая политика,
· Ценообразование,
· Продвижение (PR, реклама, стимулирование сбыта, личная продажа),
· Маркетинговая информация,
· Сбыт,
· Торговые марки,
· Позиционирование фирмы/товара,
· Инжиниринг и разработка новых товаров,
· Оперативная деятельность,
· Производство,
· НИОКР,
· Финансовые и материальные ресурсы,
· Навыки и опыт,
· Заработная плата и премии,
· Мотивация и стимулирование,
· Условия труда, текучесть кадров, и многое, многое другое.
Элементы внешней среды: возможности и угрозы.
Возможности и угрозы, по определению, являясь элементами внешней среды, находятся вне зоны контроля организации.
Возможности - это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п.
Угрозы - события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.
Выделение потенциальных возможностей и угроз должно рассматриваться как очередной этап разработки стратегического плана предприятия. Грамотно построенная стратегия должна быть ориентирована на использование возможностей, адекватных ресурсам предприятия, и обеспечивать возможно более полную защиту от угроз, связанных с изменением внешней среды.
Элементы внешней среды:
· Политические силы,
· Законодательство,
· Культура,
· социальные тенденции, традиции,
· Уровень развития науки и техники,
· технические новинки,
· Экономическая ситуация, уровень экономического роста,
· Конкурентная ситуация
В Приложении № 1 приведен SWOT - анализ Samsung.
- Введение
- Глава I. Теоретические и методологические основы конкурентоспособности продукции, товаров и услуг
- 1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности
- 1.2 Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров, продуктов и услуг
- 1.3 Методы оценки конкурентоспособности товаров и услуг
- 1.4 Сущность SWOT-анализа
- Глава II. Анализ конкурентоспособности товара на примере ЖК телевизора
- 2.1 Анализ и перспективы развития рынка ЖК телевизоров
- 2.2 Расчета показателей конкурентоспособности товара на примере ЖК телевизоров
- 2.3 Пути повышения конкурентоспособности товаров
- Заключение
- Анализ конкурентоспособности продукции (предприятия).
- 7.3 Анализ конкурентоспособности продукции
- 18. Анализ конкурентоспособности продукции.
- 17.6. Анализ конкурентоспособности продукции
- 4.4. Анализ конкурентоспособности продукции
- 26. Анализ конкурентоспособности продукции
- 12. Анализ конкурентоспособности продукции.
- Анализ конкурентоспособности продукции и услуг
- .Анализ конкурентоспособности продукции.
- Анализ конкурентоспособности продукции