1.5 Конкурентоспособность России -- основные штрихи
Эксперт McKinsey & Company А.Резникович опубликовал в журнале «Коммерсантъ-Деньги» любопытную статью: «Монополистическое отечество в опасности». Главный ее тезис: «Как ни банально это прозвучит, самым мощным тормозом развития экономики России является недостаток конкуренции. Причем государство само создает условия, которые сдерживают ее и способствуют монополизму».[17]
При этом приходится отдавать себе отчет в том, что «Вообще для российской экономики монополизация -- исторически закономерное явление. Советская экономика была по определению монопольной. Экономика нынешней России, приобретя некоторые черты рыночной, сохранила и черты старой системы. Но централизованные рычаги управления монопольной экономикой, худо-бедно обеспечивавшей искусственную интеграцию главных экономических элементов (средств производства, капитала, квалифицированной рабочей силы и бизнес-инфраструктуры) уже потеряны, а рычаги рыночной экономики, где интеграция этих элементов, как правило, достигается естественным путем, еще не созданы. В итоге круг тех, кто может успешно вести бизнес, сужается, что и делает монополистичной целиком всю экономику».[16]
Поэтому не случайно, что «…все более распространенным становится мнение, что деньги можно зарабатывать, только имея «особые отношения» с властью (например, муниципальной), которая рассматривает любой бизнес на своей территории как свою вотчину и, ограждая «свои» фирмы от конкуренции, получает экономическую ренту».(приложение 5)
Последствия перечисленных тенденций неутешительны. Давосский всемирный экономический форум в своем очередном годовом отчете о конкурентоспособности стран мира поставил Россию на 52-е место (после Зимбабве).[11]
- Введение
- 1.КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ - СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ ФИРМЫ
- 1.1 Понятие конкуренции, её виды, функции
- 1.2 Определения понятия «конкурентная борьба»
- 1.3 Анализ факторов конкурентного преимущества по М. Портеру и по Ж.-Ж. Ламбену
- 1.4 Методы анализа конкурентных преимуществ
- 1.5 Конкурентоспособность России -- основные штрихи
- 2. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ КОМПАНИИ НА ПРИМЕРЕ ФИРМ, ВЫПУСКАЮЩИХ СПОРТТОВАРЫ («Nike», «Adidas», «Reebok»)
- 2.1 Анализ конкурентоспособности «Nike»
- 1.1. Анализ конкурентного преимущества
- 20. Международная конкурентоспособность фирм и конкурентные преимущества
- Формирование конкурентных преимуществ фирмы
- 5.4. Конкурентные преимущества фирмы
- 10. Стратегии конкурентной борьбы, формирование конкурентных преимуществ фирмы
- Сущность и понятие конкурентных преимуществ фирмы
- 34. Анализ конкурентных преимуществ товара и фирмы
- 3. Анализ конкурентных преимуществ товара и фирмы.
- 4. Оценка конкурентного преимущества фирмы (конкурентоспособность)
- 2. Конкурентное преимущество фирмы