logo
PR-агентства в США и в России: сравнительный анализ

6. Рейтинг PR-агентств в США и России

Рейтинги составляются на основании роста положительных материалов о компании по отношению к негативным.

Отличительной особенностью российского рейтинга от многих иностранных являются критерии оценки. В большинстве стран основной критерий рейтинга - годовой оборот. У нас деятельность агенств оценивается по нескольким параметров: уровень известности, развитость структуры, эффективность, результативность деятельности, авторитетность руководителя, технологичность, размер агентства, соблюдение этических норм.

Кризис пока не затронул рынок PR-услуг в Европе и России. По итогам конференции ведущих мировых PR-агентств, в некоторых регионах прогнозируется рост.

Представлены следующие результаты по рынку[36]:

В среднем в Европе рынок PR-услуг вырос на 15 процентов. Лидируют Испания (1 200 000 евро) с 60% ростом и Россия с 35%;

В наибольшей степени от финансового кризиса страдают PR рынки Великобритании и Ирландии - во второй половине года до 20% в сравнении с тем же периодом 2007 г.;

Первое российское PR-агентство принято в сеть ECCO;

В целом в Европе спад не будет катастрофическим. Речь идет скорее о перераспределении доходов на рынке PR-услуг, чем об их существенном сокращении, - считают участники конференции.

За отчетный период валовая прибыль членов пиар сети ECCO составила более 60 миллионов евро. При этом наиболее быстрорастущими были признаны агентства России и Испании, с 35 и 60 процентами роста дохода соответственно. По мнению собравшихся, данные цифры отражают тенденции рынка в каждой из стран в целом с погрешностью до 5 процентов.

В ходе мероприятия представители агентств озвучили цифры своих доходов и дали оценку перспективам развития локальных рынков пиар-услуг в ближайшее время. Так, с точки зрения оценки роста за 2008 год, лидирует Испанское агентство Marco De Communicacion, прибыль которого увеличилась с 1 200 000 евро в 2007 году до 2 000 000 евро в 2008 году. 2-е место заняло российское пиар агентство Publicity PR, подразделение коммуникационного холдинга Publicity, чей оборот составил более 1 000 000 евро в 2008 году, по сравнению с 700 000 евро в 2007г.

Оживленная дискуссия развивалась вокруг влияния мирового финансового кризиса на развитие рынка пиар услуг. Наиболее пессимистичный взгляд на развитие событий был у владельцев агентств Великобритании и Ирландии. По их словам, в целом можно говорить о снижении роста рынка PR-услуг до 20 процентов в ближайший год. Во многом это обусловлено тем, что международные финансовые корпорации, одни из наиболее активных клиентов британских агентств, испытывают серьезные трудности и по этой причине пересматривают свои бюджеты.

Однако такой прогноз не нашел всесторонней поддержки. Широко разделяется мнение о развитии сегмента антикризисных коммуникаций, к которым прибегают как частные компании, так и государственные структуры. Большинство экспертов разделяют мнение не о сокращении рынка услуг в области коммуникаций, а скорее о его грядущем перераспределении. При этом данный аспект кризиса рассматривался, в том числе, как психологический феномен. По разным оценкам европейских экспертов, в меньшей степени будут востребованы услуги в области социальных проектов, благотворительных акций, корпоративных праздников, а наибольшее внимание будет уделяться услугам по ведению коммуникаций в условиях кризиса и Интернет-коммуникациям. Было отмечено также, что немалое количество компаний перешли в "survival mode", т. е. пытаются выжить, сокращая все возможные инвестиции на будущий год. В новой ситуации на рынке, по убеждению пиар-экспертов выиграют как агентства полного цикла, способные предложить весь спектр пиар-услуг, так и специализированные агентства в области антикризисных коммуникаций и Интернет[37].

Помимо обсуждений перспектив рынка на конференции было объявлено о вхождении в сеть первого российского партнера. Publicity PR - одно из старейших агентств на российском рынке, основанное в 1993 году - вошло в состав ECCO. По словам Яна Ханова, управляющего партнера агентства, решение о вступлении в международную сеть связано со стремлением к совершенствованию корпоративной культуры агентства, доступу к элите мировых пиар-агентств с уникальными наработками и великолепной историей сети и ее участников.

Сеть ECCO - четвертая по величине сеть PR-агентств с присутствием более чем в 40 странах мира. В нее входят ведущие независимые и O&O (owned&operated) агентства в большинстве стран Европы, в США, на Ближнем Востоке и Индии.