2.3 Проблемы в продаже образовательных услуг ГБОУ ВПО «ВГУЭС»
Проблемами в продаже образовательных услуг ГБОУ ВПО «ВГУЭС» на сегодняшний день являются система ценообразования и развитие инновационной составляющей образовательной услуги.
Исходя из анализа запросов потребителей платных образовательных услуг, учебные заведения выбирают целевой рынок или рынки, на которые они намерены ориентироваться, разрабатывая соответствующие стратегии. С точки зрения маркетинга потенциальный рынок потребителей платных образовательных услуг состоит из совокупности людей со схожими потребностями в отношении конкретной услуги, с готовностью и возможностью ее приобретать. Отсюда и понятие сегментации рынка, под которой понимают разделение потребителей на узкие, однородные по своим запросам группы (сегменты). Она предполагает детальное знание требований, предъявляемых потенциальными потребителями к услуге, а также характерных особенностей этих потребителей.
Как известно, в платной образовательной деятельности учебных заведений выделяются несколько видов сегментации рынка соответствующих услуг:
1) макросегментация - деление рынка по регионам, странам, городам, степени их индустриализации и т.п.;
2) микросегментация - определение группы потребителей в рамках одной страны по более или менее детальным критериям;
3) сегментация «вглубь» - конкретизация платных образовательных услуг и их потребителей (например, второе высшее образование - второе высшее экономическое образование - второе высшее экономическое образование для студентов технических специальностей);
4) сегментация «вширь» - расширение узкой группы потребителей (например, второе высшее образование для студентов технических специальностей вузов - второе высшее экономическое образование для технических специалистов предприятий и научных организаций);
5) предварительная сегментация - охват большого числа рыночных сегментов для изучения;
6) окончательная сегментация - завершающая стадия рыночных исследований - определение оптимальных для образовательных учреждений (их возможностей) сегментов рынка, относительно которых в дальнейшем будут разрабатываться маркетинговая стратегия и программа.
При отборе оптимальных сегментов предпочтительны наиболее крупные, имеющие четкие границы и не пересекающиеся с другими, а также сегменты с новым (потенциальным) спросом; принято считать, что оптимален тот сегмент, где присутствует около 20% потребителей данного рынка, приобретающих примерно 80% объема платных образовательных услуг данного учебного заведения [8].
Важнейшая в рассматриваемом контексте категория - конкурентоспособность услуг платной образовательной деятельности - сравнительная характеристика их потребительских и стоимостных параметров по отношению к услугам образовательных учреждений-конкурентов. Главными конкурентными преимуществами при оказании платных образовательных услуг выступают более низкие издержки и специализация учебных заведений как показатели способности удовлетворять особые запросы потребителей за их деньги в рамках предоставления образовательных возможностей. Нам представляется, что к этому необходимо добавить степень уникальности, новизны данных услуг и их качество.
Еще один важный показатель - жизненный цикл платных образовательных услуг, т.е. период, в течение которого они пользуются спросом, реализуются по приемлемым для учебного заведения ценам и сохраняют свою конкурентоспособность. Жизненный цикл включает в себя четыре стадии, каждая из которых требует соответствующих стратегии и тактики рыночного поведения образовательных учреждений:
1) внедрение (выход на рынок);
2) рост;
3) зрелость (включая насыщение);
4) спад.
В зависимости от стадии жизненного цикла платной образовательной услуги изменяются доходы и затраты учебных заведений, конкуренция и цены предоставляемых услуг, а также поведение потребителей. Наиболее высокая прибыль и выручка приходятся на стадию зрелости платных образовательных услуг.
На стадии внедрения жизненного цикла рыночное поведение образовательного учреждения включает в себя:
1) активную информирующую рекламу;
2) определение наиболее точного момента выхода на рынок;
3) учет вариантов поведения образовательных учреждений-конкурентов.
Для стадии роста характерны:
1) использование каналов реализации платных образовательных услуг;
2) максимально возможный уровень цен;
3) агрессивность рекламы;
4) разработка и освоение модификаций платных образовательных услуг, обеспечивающих продление этой стадии.
Для продления жизненного цикла платных образовательных услуг как на стадии роста, так и на стадии зрелости учебному заведению необходимы:
1) глубокая сегментация и освоение новых рынков этих услуг, в том числе экспортных;
2) дифференциация ассортимента услуг;
3) привлечение новых групп потребителей и стимулирование повторных обращений покупателей;
4) снижение цен на услуги.
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы коммерческой деятельности в сфере услуг
- 1.1 Сущность и содержание коммерческой деятельности
- 1.2 Особенности коммерческой деятельности в сфере услуг
- 1.3 Коммерческая деятельность в сфере образовательных услуг
- Глава 2. Анализ коммерческой деятельности в сфере образовательных услуг на примере ГБОУ ВПО «ВГУЭС»
- 2.1 Общая характеристика ГБОУ ВПО «ВГУЭС»
- 2.2 Анализ продаж образовательных услуг ГБОУ ВПО «ВГУЭС» за 2014 год
- 2.3 Проблемы в продаже образовательных услуг ГБОУ ВПО «ВГУЭС»
- Глава 3. Пути совершенствования предлагаемых услуг
- Заключение