Маркетинговая программа СП "Белита"
2.7 Построение SWOT-матрицы
Проведя анализ внешней среды и получив данные о фактах, которые представляют опасность или открывают новые возможности, руководство должно оценить: обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться возможностями, и какие внутренние слабости могут осложнить проблемы, связанные с внешними опасностями.
Проследить возможные сочетания характеристик рыночной ситуации с сильными и слабыми сторонами предприятия можно с помощью известного метода оценки положения фирмы и ее стратегических перспектив - SWOT-анализа.
SWOT-анализ - это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).
На первом этапе SWOT - анализа составляется список сильных и слабых сторон предприятия (Таблица 2.2).
Сильные стороны - это то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая ей дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т.п.
Слабые стороны - это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или что-то, что пока не удается предприятию (по сравнению с другими) или нечто, ставящее предприятие в неблагоприятные условия. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.
Следующим этапом SWOT-анализа является определение рыночных возможностей и угроз (таблица 2.2).
Рыночные возможности - это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества.
Рыночные угрозы - события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие.
На основе информации, полученной в ходе анализа маркетинговой среды, определяем рыночные возможности, открывающиеся перед компанией и угрожающие ей со стороны внешней среды опасности (угрозы).
Несмотря на то, что продукция компании итак пользуется хорошим спросом у потребителей и компания имеет хорошую репутацию, рекомендуется развить систему маркетинга в компании, проводить маркетинговые исследования рынка, мероприятия по стимулированию сбыта, рекламные кампании. Это поможет привлечь ещё большее число потребителей и создаст хороший имидж фирме [14].
Таким образом, задача SWOT-анализа состоит в том, чтобы представить специалисту всю необходимую информацию для определения возможных стратегий и их комбинаций. В процессе последующего стратегического планирования учитываются обстоятельства, связанные с изменениями во внешней маркетинговой среде и степенью адекватности этой среде профиля организации [15].
Таблица 2.2 Построение SWOT-матрицы
Сила |
Слабость |
|
· Новые технологии; · Знание рынка, на котором работает организация; · Высокое качество выпускаемого товара; · Завоёванный сегмент рынка производства косметики · Сложившийся имидж фирмы у потребителей продукции |
· Разные вкусы и предпочтения потребителей · Нестабильность хозяйственного, банковского и других законодательств · Мощность производства такова, что имеется возможность по мере необходимости наращивать нужные объёмы производства |
|
Возможности |
Угрозы |
|
· Возможность трансформации производства под рыночные запросы · Наращивание новых объёмов производства · Создание новых рабочих мест · Развитие информационной базы |
· Общеэкономический спад · Неустойчивый спрос на определённый товар · Быстрое увеличение конкурентов · Угроза проникновения иностранных фирм · Зависимость от покупателей |