logo
Маркетинговая деятельность на предприятии на примере корпорации "Дэнас МС"

2.2 Анализ маркетинговой деятельности предприятия

Маркетинговая деятельность в Корпорации "Дэнас МС" заключаются в обеспечении выполнения главной цели организации - коммерческой. Маркетинговая деятельность ориентирована на выявление и учет рыночного спроса и организацию производственно-сбытовой деятельности в Корпорации "Дэнас МС". Задача маркетинговой деятельности - отражать и постоянно усиливать тенденции к совершенствованию производства с целью увеличения эффективности функционирования фирмы посредством определения конкретных текущих и долговременных целей, путей их достижения, а также определение товарного ассортимента, его качества, структуры производства и уровень возможной прибыли. Структура маркетинговой деятельности - это комплекс элементов для достижения поставленных целей и удовлетворения целевого рынка. Структура включает в себя продукцию (товар), товародвижение (сбыт), продвижение и ценообразование.

Маркетинговую деятельность осуществляет отдел маркетинга. В Корпорации "Дэнас МС" работа отдела маркетинга регламентируется Положением об отделе маркетинга. Совместно с другими подразделениями предприятия "Дэнас МС" и руководством предприятия Отдел Маркетинга помогает выработать стратегию рыночной деятельности предприятия. Целью отдела маркетинга является выработка рекомендаций и координация деятельности по формированию и проведению закупочной, сбытовой и сервисной политики предприятий.

В функции Отдела маркетинга "Дэнас МС" входит анализ внутренней и внешней среды предприятий, анализ конкурентов, сегментирование рынка и позиционирование товара, ценообразование, формирование ассортимента и формулирование требований к качеству продукции и обслуживанию клиентов, продвижение продукции, формирование и поддержание имиджа предприятия и торговых марок.

В состав отдела входят:

- начальник Отдела Маркетинга;

- маркетолог / Менеджер по маркетингу;

- маркетолог / аналитик;

- маркетолог / менеджер по интернет-маркетингу.

Взаимодействие отдела маркетинга с другими подразделениями.

Торговые подразделения предоставляют менеджеру по маркетингу информацию о характере и результатах своей деятельности. Отдел маркетинга предоставляет всем подразделениям "Дэнас МС" информацию, необходимую для их рыночной ориентации их деятельности.

По заказу руководителей подразделений и товарных групп Отдел маркетинга Корпорации "Дэнас МС" выполняют отдельные виды маркетинговой деятельности. Начальник Отдела маркетинга планирует и координирует деятельность внутри группы. Отдел Маркетинга и менеджеры по маркетингу предприятий активно взаимодействуют с Начальником отдела PR и рекламы для формирования рекламной компании. Решения, влияющие на рыночную ориентацию предприятия, все предприятия принимают на основе рекомендаций и по согласованию с Отделом маркетинга.

Начальник отдела маркетинга "Дэнас МС" выполняет следующие функции:

- определяет и представляет на утверждение Генеральному Директору Годовой маркетинговый план и объемы и структуру консолидированного бюджета маркетинга предприятия (ежеквартально, ежегодно а в случае необходимости - на указанный период) и несет ответственность за выполнение планов маркетинга и за эффективность расходования средств бюджета Отдела Маркетинга;

- определяет общие направления деятельности отдела в рамках общих целей и задач, установленных "Положением об отделе маркетинга", а также на основе указаний Генерального Директора и несет всю полноту ответственности за результаты деятельности отдела;

- определяет структуру отдела, вносит необходимые изменения и дополнения в соответствии с возникающими задачами; принимает оперативные меры по изменению структуры отдела для решения конкретных задач;

- определяет порядок оплаты труда работников, поощрения по итогам работы, несет ответственность за поддержание дисциплины в отделе и т.п.;

- определяет стратегию деятельности по продвижению товаров и услуг, организует ее реализацию принимает непосредственное участие в разработке стратегии деятельности предприятия и совершенствовании его организованной структуры представляет предприятие в контактах с другими предприятиями и организациями, ведет деловую переписку от имени предприятия в пределах своей компетенции;

- ежегодно (а по требованию Директора предприятия в любой момент за любой период времени) представляет им информацию о деятельности отдела;

- в случае необходимости проведения специальных маркетинговых мероприятий по согласованию с руководством привлекает к выполнению данной работы сотрудников других подразделений предприятия, создает временные группы экспертов по отдельным маркетинговым вопросам и руководит их работой;

- организует обсуждение результатов исследований и практической деятельности в области маркетинга;

- занимается повышением квалификации сотрудников отдела и собственной квалификации.

Маркетолог, Менеджер по маркетингу "Дэнас МС" выполняет следующие функции:

- осуществляет исследовательские и исполнительские функции;

- предоставляет начальнику отдела информацию, необходимую для анализа и прогнозирования рыночной ситуации;

- организует и принимает личное участие в изучении общего состояния и конъюнктуры рынков и тенденций их развития;

- организует получение данных по конкретным рынкам товаров и о научно-техническом прогрессе в конкретной области;

- организует разработку планов маркетинга для предприятия, совместно с экономическими службами проводит экономический анализ и оценку планов маркетинга, вырабатывает рекомендации по их совершенствованию;

- устанавливает контакты и организует получение от организаций и отдельных специалистов информации, необходимой для осуществления работы

- выполняет поручения Директора, Заместителя директора;

- разрабатывает методы анализа и оптимизации структуры и состояния базы данных маркетинговой деятельности;

- участвует в разработке и согласование планов проведения рекламных мероприятий;

- замещает начальника отдела маркетинга в случае его отсутствия.

Отдел маркетинга постоянно проводит маркетинговые исследования, которые включают систематический сбор, отображение и анализ данных по разным аспектам маркетинговой деятельности. Маркетинговые исследования - это функция, которая через информацию связывает маркетологов "Дэнас МС" с рынками, потребителями, конкурентами, со всеми элементами внешней среды маркетинга.

Планы проведения маркетинговых исследований для предприятия разрабатываются Отделом Маркетинга совместно с руководителями Корпорации "Дэнас МС" и руководителями товарных групп. Разработку планов маркетинговых исследований координирует начальник отдела маркетинга.

Внешняя среда изучается с помощью модели STEP (PEST)-анализа. Макросреда слагается из факторов четырех групп, представленных на рис. 1.

Рис. 1 - Основные факторы макросреды

Анализ воздействия внешней среды Корпорации "Дэнас МС" приведен в таблице 1.

Таблица 1

Анализ воздействия внешней среды Корпорации "Дэнас МС"

Фактор

Возможность

Угроза

Политические факторы (Р - факторы)

Урегулирование законодательства РФ

Политическая стабилизация

Влияние со стороны органов местной и региональной власти

Политическая нестабильность отрицательно сказывается на выполнении взаимных обязанностей, на формах платежей

Экономические факторы (Е - факторы)

Уменьшение налогового бремени

Изменение правил ввоза и вывоза сырья для производства медицинских препаратов, кремов

Рост инфляции

Изменения уровня цен

Социокультурные факторы (S - факторы)

Желание населения иметь дополнительный источник доходов

Падение жизненного уровня населения

Технологические факторы (Т - факторы)

Технологическое перевооружение предприятия позволит Корпорации "Дэнас МС" увеличить свою долю на рынке

Технологические нововведения (информационные и технические) предоставляют конкурентам значительные преимущества в конкурентной борьбе

Политический фактор является в настоящее время самым значимым для фирм на территории Российской Федерации. Наше правительство постоянно принимает законы и постановления, которыми должна руководствоваться фирма при расчетах с государством. Сюда можно отнести принятие Налогового Кодекса, снижение ставки НДС. Так же огромное влияние на Корпорацию "Дэнас МС" оказывает политическая нестабильность.

Экономический фактор влияет в основном на людей (их доходы, уровень жизни) т.е. потенциальных потребителей. Проблема уровня жизни населения в Российской Федерации является одной из наиболее сложных. Для того чтобы предприятие могло укрепить свое положение на рынках, необходимо значительное уравновешивание факторов относительно друг друга.

Можно предположить некоторое усиление влияния социального и технологического факторов, а также существенного увеличения влияния экономического и политического факторов. Таким образом, можно сделать вывод, что на деятельность предприятия оказывают влияние в равной мере как политические и экономические факторы, так и технологические, социокультурные факторы влияют на деятельность предприятия незначительно. Проведем анализ внешних возможностей и угроз "Дэнас МС". Оценка проводится по 10-бальной шкале. Плюсовое значение балла - положительная сила воздействия, отрицательное значение - отрицательное.

Таблица 2

Анализ внешних возможностей и угроз Корпорации "Дэнас МС"

Факторы среды, значимость

Влияние направленность влияния

Сила воздействия

Сила воздействия

Опасности

Возможности

1

2

3

4

5

Экономические

-18

+12

Рост темпов инфляции

-

2

-2

Рост налогов и пошлин

-

3

-6

Снижение налогов и пошлин

+

3

+6

Ставки по кредитам

-

2

-4

Рост безработицы

-

3

-6

Снижение безработицы

+

3

+6

Политико-правовые

-25

+9

Изменение правил ввоза продукции

-

4

-12

Ужесточение таможенного законодательства

-

4

-12

Уменьшение императивных норм законодательства

+

3

+9

Национализация бизнеса

-

1

-1

Социально-культурные

-10

+16

Снижение уровня жизни населения

-

2

-4

Улучшение уровня жизни населения

+

2

+4

Изменение покупательских предпочтений

-

3

-6

Предложения о сотрудничестве со стороны предпринимателей

+

2

+4

Имидж предприятия в обществе

+

4

+8

Совершенствование технологии производства

0

+18

Изменение рекламных технологий

+

3

+6

Развитие информационной отрасли

+

2

+4

Совершенствование менеджмента

+

4

+8

Международные

-24

+17

Скачки курсов валют

+

3

+9

Взаимодействие с иностранными поставщиками

+

4

+2

Разорение фирм поставщиков

-

4

-12

Сбои а поставке продукции

-

4

-12

Совершенствование технологий производства

+

2

+6

Конкуренты

-33

0

Уровень технологи и конкурентов

-

3

-9

Усиление конкуренции

-

3

-9

Изменение уровня цен

-

3

-9

Появление товаров субститутов

-

3

-6

Рынок

-21

+27

Рост доходов населения

+

3

+9

Снижение доходов населения

-

4

-12

Динамика спроса и предложения

+

3

+9

Повышение цен поставщиков

-

3

-9

Снижение цен

+

3

+9

В табл. 3 приводится сводные значения баллов, полученных при анализе внешних возможностей и угроз Корпорации "Дэнас МС".

Таблица 3

Анализ силы воздействия факторов внешней среды Корпорации "Дэнас МС"

Факторы среды

Опасность

Возможность

Экономические

-18

+12

Политические

-25

+9

Рыночные

-21

+27

Технологические

0

+18

Конкурентные

-33

0

Международные

-24

+17

Социальные

-10

+16

Итого:

-125

+109

Таким образом, наибольшую возможность предприятию дают рыночные факторы, а наибольшую опасность несут конкурентные, политические факторы. Предприятие не ставит своей целью концентрацию своей деятельности на определенной группе покупателей. Проводятся маркетинговые исследования рынка, изучаются предпочтения покупателей, создание имиджа фирмы, разработка возможных новых направлений в сфере оказания дополнительных услуг. Действующая рекламная политика ориентирована на привлечение большего числа потенциальных покупателей и на пропаганду собственных индивидуальных конкурентных преимуществ.

Проведем бальную оценку конкурентоспособности по сравнению с основными конкурентами (табл. 4).

Таблица 4

Оценка конкурентоспособности Корпорации "Дэнас МС", баллы

Показатели конкурентоспособности

Корпорация "Дэнас МС"

Конкурент 1 "Глэдиус"

Конкурент 2 "Гризли"

Качество и характеристики продукции

9

4

6

Репутация

8

4

4

Производственные возможности

7

5

4

Технологический уровень

7

7

6

Продвижение продукции

4

5

8

Маркетинг и реклама

3

7

4

Финансовая устойчивость

6

4

4

Относительное положение по издержкам

4

4

4

Обслуживание покупателей

5

2

2

Прочее

3

8

6

Общий рейтинг конкурентоспособности

56

50

48

Общий рейтинг конкурентоспособности составляет у Корпорации "Дэнас МС" 56 баллов, а у основных конкурентов на 6-8 баллов меньше. Предприятие достаточно надежное, качество продукции высокое. Вместе с тем, имеются и отрицательные моменты, например, стимулирование сбыта осуществляется слабо, рекламная компания практически не проводится.

Для успешного функционирования предприятия в условиях нарастающей конкуренции, необходимо проводить работу по стимулированию сбыта, рекламы и т. д.

Проведем SWOT-анализ возможностей и угроз (табл. 5).

Таблица 5

Матрица SWOT - анализа Корпорации "Дэнас МС"

Возможности, угрозы

Сильные, слабые

стороны

Возможности

Угрозы

Улучшение жилищных условий, как следствие увеличение спроса на препараты

Снижение налогов

Появление новых поставщиков сырья для производства медицинских препаратов, кремов "Дэнас МС"

Совершенствование менеджмента в "Дэнас МС"

Увеличение налогов

Сбои в поставках сырья для производства медицинских препаратов, кремов

Рост темпов инфляции

Повышение цен на сырье у поставщиков

Разорение фирм - поставщиков

Сильные стороны

Сила и возможности

Сила и угрозы

Предложение для клиентов в "Дэнас МС" вариантов медицинских препаратов по более низким ценам, чем у конкурентов.

Широкий ассортимент

Наличие постоянных клиентов "Дэнас МС"

Достаточность финансовых ресурсов

Дополнительные услуги (доставка медицинских препаратов)

Хорошая репутация фирмы

Собственные транспортные средства

- широкий ассортимент и ниже чем у конкурентов цены на медицинские препараты позволят "Дэнас МС" привлечь новых клиентов

- достаточность финансовых ресурсов "Дэнас МС" позволят удовлетворять потребности клиентов

- расширение рекламной деятельности даст "Дэнас МС" возможность более глубокому проникновению и географическому развитию рынка

- предложение для клиентов "Дэнас МС" вариантов медицинских препаратов по более низким ценам, чем у конкурентов.

- широкий ассортимент и дополнительные услуги по доставке медицинских препаратов позволят бороться с появлением новых конкурентов

- наличие собственных транспортных средств позволит снизить сбои в поставках

Слабые стороны

Слабость и возможность

Слабость и угрозы

Небольшие задержки в доставке медицинских препаратов клиентам

более эффективное использование собственных транспортных средств и оперативный выезд водителя к клиентам позволят избежать задержек в доставке медицинских препаратов, кремов и прочей продукции "Дэнас МС"

- неблагоприятная финансовая обстановка в стране может привести к сворачиванию бизнеса

- сбои в доставке медицинских препаратов клиентам и появление новых конкурентов может не удержать покупателя

На основании матрицы SWOT-анализа Корпорации "Дэнас МС" можно сделать вывод, что слабыми сторонами деятельности Корпорации "Дэнас МС" являются небольшие задержки в доставке медицинских препаратов и другой продукции клиентам.

Положительными факторами текущего состояния предприятия являются: высокое качество медицинских препаратов; широкий ассортимент; предоставление покупателям продукции по более низким ценам, чем у конкурентов; высокая квалификация персонала. Важную роль играет ценовая политика предприятия, стремящаяся к снижению затрат на производство.

На деятельность Корпорации "Дэнас МС" оказывают негативное влияние следующие факторы: резкое снижение платежеспособности клиентуры предприятия; нестабильность в регионах, где находятся рынки сбыта; уменьшение инвестиционных возможностей предприятия; снижается общее количество клиентов фирмы и, в тоже время, практически не ведется поиск новых клиентов.