Маркетинг спортивных услуг
2.1 Формирование маркетингового плана SWOT-анализа ФОК «СОКОЛ»
Маркетинговый план ФОКа устанавливает основные цели маркетинга услуг и пути их достижения (описание методов применения ресурсов маркетинга для достижения маркетинговых целей).
Маркетинговый подход к реализации услуг предполагает осуществление контроля над следующими основными элементами:
-- возможности реализации физкультурно-оздоровительных и дополнительных услуг ФОКа;
-- ценовая политика;
-- методы продвижения услуг
Основные принципы маркетинговой работы ФОКа:
· реализация услуг физкультурно-спортивной направленности должна соответствовать потребностям потенциальных пользователей (населения округа), рыночной ситуации и возможностям ФОКа;
· полное удовлетворение потребностей пользователей (населения округа) и соответствие современному техническому уровню;
· присутствие на момент наиболее эффективно возможной реализации услуг;
· постоянное совершенствование реализуемых услуг физкультурно-спортивной направленности;
· единство стратегии и тактики для быстрого реагирования на изменяющийся спрос. В среднесрочном периоде должны активно использоваться инструменты рекламы, пропаганды и стимулирования сбыта физкультурно-оздоровительных и дополнительных услуг ФОКа.
В комплекс маркетинговых мероприятий ФОКа входит оценка предлагаемых услуг и перспектив развития (исследование динамики спроса и предложения), а также анализ форм сбыта услуг физкультурно-спортивной направленности и оценка используемых методов ценообразования.
Подготовка проектов и осуществление соответствующих инициатив в рамках реализации маркетингового плана ФОКа, а также контроль их исполнения возлагаются на администрацию ФОКа. На информационных стендах ФОКа необходимо ежемесячно вывешивать информацию о периоде и времени записи в группы, о проводимых мероприятиях.
В рамках реализации маркетингового плана осуществляется ряд функций: сбор, анализ и предоставление необходимой информации о физкультурно-оздоровительных услугах, продвижение и распространение в рекламных и пропагандистских целях информации относительно предлагаемых физкультурно-оздоровительных услуг, поиск предполагаемых клиентов и установление с ними соответствующих контактов, формирование и приспособление предложения к потребностям клиентуры, включая оказание дополнительных услуг
В целях выработки стратегии действий (механизмов реагирования) ФОКа на меняющиеся условия рынка спортивных и физкультурно-оздоровительных услуг используется метод SWOT-анализа.
Таблица 1
SWOT-матрица |
Влияние внешней среды |
|||
Возможности (Opportunities) |
Угрозы (Threats) |
|||
Влияние внутренней среды |
Сильные стороны (Strengths) |
Стратегия № 1 |
Стратегия № 2 |
|
Слабые стороны (Weaknesses) |
Стратегия № 3 |
Стратегия № 4 |
спортивный маркетинг рекламный swot
В соответствии с этой методикой определяются сильные и слабые стороны ФОКов, а также возможности и ограничения (угрозы) со стороны внешней среды. Каждая из этих сторон сопоставляется друг с другом, в результате чего определяется стратегия действий в зависимости от того, в каком секторе матрицы они находятся. Таким образом, формируется стратегия для каждого из квадратов SWOT-матрицы, на основании которых затем разрабатывается общая стратегия действий (механизмов реагирования) ФОКа.
Общая стратегия действий ФОКа должна опираться на стратегические цели:
-- всестороннее удовлетворение спортивных и физкультурно-оздоровительных потребностей, повышение уровня общефизической подготовки жителей;
-- организация и проведение спортивно-массовой работы с населением. Основные сильные и слабые стороны физкультурно-оздоровительных комплексов, а также возможности и ограничения (угрозы) со стороны внешней среды:
Сильные стороны ФОК «СОКОЛ»:
· высокая квалификация тренеров и инструкторов;
· разнообразие предоставляемых услуг;
· доступная стоимость услуг (цена при обеспечении качества услуг);
· удобство расположения (в большинстве случаев -- «шаговая» доступность по месторасположению);
· укомплектованность спортивным оборудованием;
· график работы;
· наличие системы скидок;
· хорошее техническое состояние ФОК «СОКОЛ»;
· возможность заниматься различными видами спорта в одном месте.
Слабые стороны:
· известность/репутация спортивных комплексов;
· недостаток профессионального маркетинга и рекламы;
· удобство месторасположения (несоблюдение принципа «шаговая доступность»);
· недостаток квалифицированных кадров;
· наличие дополнительных услуг
Возможности:
· рост спроса на физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги;
· рост благосостояния жителей;
· спонсорская поддержка.
Угрозы:
· снижение потребительской активности (заинтересованности) -- альтернативное времяпрепровождение;
· вероятность снижения уровня доходов населения вследствие финансового кризиса;
· активизация деятельности спортивных организаций, предоставляющих аналогичные физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги.
Можно отметить, что ФОК «СОКОЛ» имеют много сильных сторон и обладают достаточными возможностями для дальнейшего развития. При этом имеется возможность преодолеть слабые стороны и предотвратить вероятные угрозы благодаря:
-- привлечению широкой аудитории клиентов за счет ассортимента услуг, удобного графика работы и хорошего технического состояния ФОК «СОКОЛ»;
-- обеспечению известности за счет реализации маркетинговой политики, участия в осуществлении социально-политических, спортивно-оздоровительных проектов, направленных на массовое оздоровление детей, подростков и взрослого населения;
-- формированию профессиональной команды персонала за счет привлечения высококвалифицированных специалистов, проведения обучающих семинаров, а также систематического участия в курсах повышения квалификации.